О постыдном предательстве и великой любви

Христос зашел в дом прокаженного Симона и к нему приступила женщина с сосудом, наполненным миром, которое она возлила на голову Христа. И ученики Его возмутились, потому что миро очень дорогое и его можно было бы продать, а деньги раздать нищим. Тогда Господь сказал им: «Что смущаете эту женщину? Она сделала доброе дело для Меня. Нищие всегда будут рядом с вами, Я - не всегда. Эта женщина приготовила Меня к погребению». 

И один из апостолов, Иуда, пошел к первосвященникам и договорился, что предаст Господа за тридцать сребренников. И стал искать удобного повода для предательства.

Сегодня - Великая Среда, день предательства Богочеловека Христа его учеником. День, когда некая женщина приготовила Его к смерти и погребению в сакральном смысле, еще до смерти и погребения. Мы знаем других мироносиц, которые рано утром пошли ко гробу, после погребения Христа, чтобы по традиции миром помазать тело Его. И знаем эту мироносицу, которая пришла к Нему с тем же благовонием, но еще когда Он был жив. Два противоположных по смыслу поступка в одном коротком отрывке Евангелия. Друг, который предал на смерть. И незнакомая женщина, которая, будучи поражена Божественной красотой, покаянием и любовью, отдала великую почесть Живому Богочеловеку. 

Несколько минут назад мы слышали стихиру, которую написала об этой женщине другая женщина, единственная женщина-гимнограф, то есть единственная женщина, поэтические и молитвенные произведения которой вошли в богослужебный чин нашей Церкви, - монахиня Кассия Константинопольская. Вслушайтесь в эти слова, слова стихиры, ставшей одной из вершин богослужебной поэзии:

Господи! Во многие грехи впавшая женщина,

Бога в Тебе ощутив,

мироносицей становится

И рыдая, миро приносит Тебе прежде погребения,

– Увы мне! – говоря –

Как ночь для меня – блудная неодолимая страсть,

Темное, безлунное влечение к греху.

Прими же потоки слез моих,

Ты, из облаков изливающий воду морям!

Склонись к вздохам сердца моего,

Ты, склонивший небеса неизреченным Твоим обнищанием:

Буду целовать пречистые ноги Твои,

Утру их волосами моими:

Те самые ноги, которых шум Ева, заслышав в раю пополудни,

спряталась в страхе.

Грехов моих множество, судов Твоих бездну кто исследует?

Души спаситель, Спаситель мой, не презирай меня, рабу Твою,

Ибо милость Твоя безмерна.

Мы видим, каким может быть человек. Он может быть предателем. Он может любить до самой глубины души. Он может осуждать. Он может прятаться от Бога. Он может искать Бога. Он может опуститься до дна жизни. Он может каяться. И всё это может каждый. Всё это уже есть в каждом из нас, во мне. И только мой личный выбор, мои сегодняшние действия, обусловленные этим выбором, и будут означать, кто я такой. Кто я на самом деле.

Христос не осуждает женщину, совершившую ради Него такую трату, хотя ее осуждают все, находящиеся рядом. Он не осуждает учеников, которые тут же осудили ее. Он не осуждает и Иуду. Когда Иуда уже приведет к Нему первосвященников в Гефсиманский сад, чтобы предать Его поцелуем, Христос обратится к нему: «Друг! Для чего ты пришел?» (Мф. 26:50) - ни слова осуждения, только любовь. Он даже тогда не называет его предателем или какими-то другими обидными словами. Но - друг.

«Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» - писал Коринфской общине апостол Павел (1 Кор. 2:11). Причины человеческих поступков, их внутренние побуждения - нам, по большей части, неизвестны. У каждого из нас есть некоторые собственные представления о том, как должен быть устроен мир, как должны в нем действовать люди, как должны проявлять свои чувства. Мы все рождаемся в разных условиях, нас по-разному учат проявлять себя в этом мире. Но еще и каждый из нас имеет свой уникальный опыт бытия и взаимодействия с этим бытием. Область сакрального - общение с Богом, религиозное чувство, духовная жизнь - не являются в этом плане исключением. И подчас мы бываем более строги по отношению к другим, к сожалению, именно в этой области. Нам представляется истинным и правильным только наше собственное поведение. И это очень свойственно нам, людям, это очень по-человечески. 

Точно так же рассуждали и апостолы. У них были свои представления о том, как должна быть устроена их религиозная община и какие в ней должны быть практики благочестия. Возможно, именно поэтому они оказываются столь сильно возмущены действиями женщины, приступившей к Нему с сосудом драгоценного мира. Но Господь останавливает их, тем более, что их разговоры уже ничего не могли исправить, а только смущали эту женщину. Ведь сосуд уже был разбит, а миро - возлито на Христа. А между тем, для Господа самыми ценными являются внутренние побуждения человека. И даже его неумелые проявления любви к Богу обладают в Его очах невероятной ценностью.

Не так уж и важно, как именно мы проявляем наше благочестие, служим ли мы ближним деятельно, молимся ли мы за них, осуществляем ли свое служение в Церкви, кладем ли поклоны, сколько и каким образом, прикладываемся ли к образам, ставим ли перед ними свечи. Важно то, чтобы это благочестие было действительно следствием нашего внутреннего горения по отношению к нашему Господу. Не потому, что так принято, не потому, что так делают или должны делать все. Не потому, что у нас та или иная традиция: в стране, в епархии, на приходе. А потому, что хочется изнутри себя закричать: «Господи, я люблю Тебя!»

И тем более не стоит становиться в позицию судьи, рассуждающего о том, что должно делать другим, а как вести им себя недозволительно. Ведь никто, кроме Самого Бога, не знает внутреннего сердечного устроения человека. Никто из нас не знает, как Бог относится к словам или поступкам человека, которые кажутся нам непонятными, неприятными или неправильными. А потому никто и не может понять, что означают его действия, особенно если они направлены по отношению к Всевышнему.

Грехов наших множество, судов Твоих бездну, Господи, кто исследует? Души спаситель, Спаситель наш, не презри нас, рабов Твоих, приносящих Тебе от всего сердца то, что мы умеем, то, как мы верим, и то, что нам самим дорого. Прости нас за то, что мы иногда делаем это неумело и нелепо. Но Ты видишь, что мы делаем это потому, что сердца наши исполнены любви к Тебе. Помилуй нас.

Ибо милость Твоя безмерна.

//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров в храме Сретения Владимирской иконы Богородицы в среду Страстной седмицы, 15 апреля 2020 года


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить