Об ожидании Христа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как страшны и таинственны эти слова Христа о последних временах, о войнах, о лжепророках и лжемиссиях, о великой скорби и знамениях. Но сколь же часто слова эти становятся поводом для новых пророчеств, для нагнетания ненависти и для того, чтобы отвлечь нас от нашего христианского делания. В самом ужасе и таинственности этих слов заключается их особая привлекательность для тех, кто не готов к перемене себя, не готов взять на себя легкое бремя Христа, не готов всецело предать себя Ему, войти в Его распахнутые объятия и остаться в них навсегда.

Как и некогда ученики Господа, мы с особым вниманием прислушиваемся и с особым рвением вопрошаем о конце времен, о гонениях, об апокалиптических предзнаменованиях, и, как и они, мы не всегда готовы замечать присутствие Самого Христа. Который всегда здесь и сейчас, рядом с нами.

Сегодня мы полноценно вступили в последний акт Богочеловеческой драмы. Драмы, в которой Бог в Своем самоумалении доходит до самого предела. Уже само Боговоплощение было событием поразительным и невыразимым, чем-то невозможным ни для просвещенного эллина, ни для умудренного книжника. В древнегреческих и древнеримских поэмах боги сходили на землю в образе людей, бывали среди них, действовали подобно им, даже в страстях своих походили на смертных. Но они не становились подлинно людьми, не принимали этот чуждый и нам самим смертный образ временного бытия. В ветхозаветных рассказах явления Бога если и были не всегда грандиозны, то всегда оставались таинственными, неотмирными и даже невидимыми. 

Христос же не просто принимает образ нашего бытия, Он принимает его со всеми его ужасами и трагедиями. Вбирает в Себя его целиком, чтобы сделать вновь целым, восстановить его прежнюю красоту и благость. И вот сегодня мы вступаем в те дни, когда самоумаление Божества превосходит эти уже немыслимые пределы. Перед нашими глазами Бог, ставший человеком, проходит через самое страшное испытание для всякого смертного. И проходит это испытание так, как проходит не всякий, но лишь тот, кто достиг самого дна этого бренного существования. Проходит через позор и унижения, через страдания, через предательство, через богооставленность.

Ныне храмы наши пусты, а многие из вас не могут даже выйти из дома. И хотя это печально и очень сложно принять, но это может стать большим благословением, если дни эти провести живя каждый час вместе со Христом, проходя с Ним Его путь, сострадая, со-унижаясь и со-переживая всё то, что Он некогда пережил. И тогда эта наша богооставленность сможет, пройдя через Крест и погребение, привести нас к Пасхальной радости, радости о Воскресшем, которую никто и ничто не может омрачить, радости о бессмертной надежде.

Чтобы всё это понять и усвоить, постараемся в эти дни предаться молчаливому созерцанию разворачивающихся перед нами событий Евангельской истории. Постараемся каждый день открывать Евангелие хотя бы на тех главах, которые повествуют о последних земных днях Спасителя, о последних Его словах и действиях. Прислушаемся к ним. Прислушаемся и к своему сердцу. К тому, как оно отзывается на происходящее две тысячи лет назад с нашим Богом. И если мы будем внимательны, то сможем поистине пережить всё то, о чем мы читаем, сделать это частью своего опыта.

И помните, для нас, христиан, апокалипсис всегда сегодня, последние дни всегда близко, ибо всякий из нас живет в ожидании встречи со Христом. Встречи в тот час, которого мы действительно не знаем. А значит, встреча эта возможна и сегодня, и сейчас. В любой час нашей жизни, ведь мы не знаем, когда нам суждено умереть и предстать перед Богом. И встреча эта всенепременно состоится, независимо от того, как будут развиваться внешние события. И к этой встрече мы должны быть готовы всегда.

Аминь.


//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров в храме Сретения Владимирской иконы Богородицы в понедельник Страстной седмицы, 13 апреля 2020 года.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить