Боженька идет! или Возвращение православия на Малое море

На аспида и василиска наступиши, и попереши
льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и:
покрыю и, яко позна имя Мое.

(Пс. 90: 13–14)

Не раз пытался отец Каллиник выкроить время для поездки на Ольхон, но всякий раз приходилось откладывать. Он понимал: Малое море – это место, где последний священник ступал разве что лет сто назад, до революции. Но в то время послушание благочинного настоятеля Михаило-Архангельского храма да и текущие дела прихода со всеми нашими духовными и житейскими проблемами не оставляли батюшке и часа свободного времени.

Фото: Светлана Богородская

Работа у рыбаков опасная, Байкал часто непредсказуем. Меня всегда удивляли размеры маленького местного кладбища в деревне Сахюртэ на берегу озера. Местные жители объяснили: «Море забирает». Приехал с Дальнего Востока в гости бывалый моряк и попросился на рыбалку. Рыбаки предупредили:

– Смотри, мол, опасно, вдруг Сарма или еще какая оказия…

Но, избороздивший морские просторы вдоль и поперек, только лишь усмехнулся:

– Что мне ваша лужа. Озеро, поди, не океан. Нашли чем пугать.

На берег он не вернулся с первого же плавания. Так и бытует здесь у коренных, местных жителей отношение к Байкалу, как к коварному, живому и непредсказуемому существу. Подпитывается это легендами, сказаниями, берущими начало в бурятских преданиях, а добавляется – необычными историями. Один из рыбаков точно описал летающую тарелку, спустившуюся с небес прямо перед ботом.  И если бы я не знала, что он не употребляет спиртное, то усомнилась бы, не задумываясь, в правдивости его рассказа. Немало случаев, рассказанных в моем присутствии, по слову очевидцев, констатировали печальные факты – появления нечистой силы. В разговорах с местным населением от услышанного у меня складывалось впечатление, что в этих местах просто разбушевались все стихии потустороннего мира, под различными «соусами» сосредоточившись вокруг острова Ольхон. И язычество, и сектантство, и шаманизм, и буддизм, и «духовные» школы для медитаций, я уже не говорю о рериховских заморочках, и прочее проявление человеческих заблуждений. Что можно было бы назвать одним словом – сатанизм. По объяснению представителей оккультных организаций, экстрасенсов, эти места обладают особой силой и энергетикой. Русское население долго пыталось разобраться во всех этих сектантских направлениях по красочно представленным брошюрам. И окончательно запутывалось. Но одному они оставались верны – это традициям бурятского народа, его обрядам и законам буддизма и шаманизма, по условной поговорке «Где живешь, с кем живешь, тех законы и чти». Ведь своей истинной веры они были давно лишены. Сколько поколений уничтожалось самое главное наследие нашего народа – православие. Наконец, как последствия, последние два десятилетия принесли на эту землю новые несчастья: наркотики, убийства, насилие, самоубийства. Старые буряты говаривали:

У меня складывалось впечатление, что в этих местах просто разбушевались все стихии потустороннего мира, под различными «соусами» сосредоточившись вокруг острова

– Пока не сыграют свадьбу молодых влюбленных, не прекратятся несчастья в нашем краю.

Но и сыгранные свадьбы мало что изменили. И шаманов звали с Забайкальской стороны, видно, «особой» силы. Что только не предпринимали, но продолжала покрываться земля Малого моря пролитой кровью после особо жестоких убийств, от рассказов о которых порой волосы шевелились на голове. И стали разрастаться местные кладбища.

Фото: Юрий Гуков

И вот когда батюшка всё же «выкроил» время для поездки, то первое, что он отметил, – схожесть этой земли с Древней Палестиной. Второе – необычную ее красоту.

А земля эта воистину прекрасна, как и всё, что сотворено Его милостью. Не раз я слышала от своих друзей и знакомых такую фразу: «Кто побывал на Малом море, тот не забудет его красоты». И если Байкал называют голубым сердцем Сибири, то Ольхон – сердцем Байкала.

Земля эта воистину прекрасна, как и всё, что сотворено Его милостью

Батюшка два дня крестил, освящал квартиры, разговаривал с людьми, отвечал на вопросы. А на Ольхоне, в поселке Хужир, произошел забавный случай. По улице во главе с воспитательницей шел отряд малышей. Они шли дружно по двое, держась за ручки. Увидев батюшку, растерялись и начали медленно останавливаться. И вдруг раздалось, сначала тихо, затем всё громче и громче:

– Боженька, Боженька, глядите, Сам Боженька идет!..

Воспитатель растерялась. Подгоняя ребятишек, которые никак не хотели уходить, она что-то стала им объяснять, но что, этого мы уже не слышали.

Фото: Владимир Гришин

Необъятна Сибирская земля. Трудно охватить священнослужителям все ее уголки, и, понимая, какая в них нужда, они порой пытаются сделать невозможное – «объять необъятное». А люди тянутся, перемешивая порой веру с суеверием, пытаются понять, разобраться. Откуда могли знать эти малыши – Кто такой Бог? И кто такой священник? В те далекие 90-е в Хужире телевизор – не в каждом доме, электричество – местная станция. Но ведь объединили дети эти два понятия – Бог и священник?! Или всё проще – «устами младенцев глаголет истина»? А значит, «где священник, там Господь»?

Дело оставалось за малым, вернее, основным – строительством храма на этой Богом благословенной земле.

Ирина Дмитриева 3 декабря 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить