Эволюция Ивана Пырьева: от «Партийного билета» до «Братьев Карамазовых»

17 ноября исполняется 120 лет со дня рождения режиссера Ивана Пырьева. Снимавший фильмы о строительстве светлого коммунистического будущего, о жизни счастливых советских людей, любимец партии неожиданно экранизировал «Идиота», снял «Белые ночи». А в последний год своей земной жизни неожиданно обратился к сложнейшему роману Достоевского «Братья Карамазовы», где в основе лежат духовные искания, христианские размышления. Кинокритик, журналист, член жюри международных кинофестивалей Давид Шнейдеров уверен, что к Достоевскому Пырьев обратился в момент, когда, быть может, не совсем осознанно, но всё же искал Бога. 

– Сразу после выхода фильма «Братья Карамазовы» эту работу назвали вершиной творческой деятельности Пырьева. Андрей Мягков считал роль Алёши Карамазова одной из важнейших в своей творческой биографии. Чем же «Братья Карамазовы» Пырьева отличаются от всех его предыдущих работ по Достоевскому и как этот фильм смотрится сейчас? 

–  Иван Пырьев снял три фильма по Достоевскому: «Идиот», «Белые ночи» и «Братья Карамазовы», последний он не успел закончить – умер. Заканчивали ленту Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Как говорят, у Пырьева были многочисленные инфаркты.  Первые два фильма были восприняты в штыки, хотя обвинения в том, что у Пырьева из кино получился спектакль, на мой взгляд, особенно к «Идиоту», не очень справедливы. Спектакль – да, но, вообще, это была традиция советского кино. Тогда вообще кино снимали мало, а большинство фильмов представляли фактически телевизионные спектакли. Что касается «Братьев Карамазовых», да, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Андрей Мягков вспоминали с огромной теплотой эту работу. Но, понимаете, сыграть в экранизации Достоевского – это всегда прекрасно. 

– Рекомендовали бы Вы школьникам посмотреть экранизацию романа Пырьевым или это неклассический взгляд на Достоевского? 

– Нет. Я порекомендовал бы почитать книгу. Честно, я вообще считаю, что в большинстве случаев книга полезнее кино. Для меня лично особое место занимает «Идиот» Достоевского. Мне кажется, что именно в экранизации «Идиота» Иван Пырьев подошел близко к мистической разгадке Достоевского. Ведь недаром после этого фильма Юрию Яковлеву предлагали в Голливуде сыграть роль Иисуса Христа. Именно в «Идиоте» режиссер попытался понять религиозную сущность Федора Михайловича. Лично для меня, «Идиот» – это некая аллюзия на Христа, а Рогожин нет, не Иуда, он скорее сатана, змей-искуситель.

Именно в «Идиоте» режиссер попытался понять религиозную сущность Федора Михайловича

Искушения, которые преследуют князя Мышкина: искушение деньгами, искушение любовью, это очень похоже на христианство в творчестве Достоевского. Я лично глубоко убежден, например, что Раскольников не убивал старуху-процентщицу – слишком явные библейские параллели. Христос идет на Крест не за преступление. Было бы для Достоевского это слишком просто: убил – наказали. Нет, здесь всё гораздо глубже. Кто стоит у Креста Спасителя, на котором Его распяли, кто сопровождал Христа на этом скорбном пути? Мария Магдалина, страдавшая беснованием и исцеленная по милости Божией Спасителем. Кто сопровождает Раскольникова на каторгу? Соня Мармеладова, «желтобилетница», блудница.

И в то же время в «Преступлении и наказании» есть человек недюжинной физической силы, презирающий людей, который, узнав о том, что Раскольников взял вину на себя, покончил жизнь самоубийством. Нет ли аллюзии на Иуду? Этот человек – Свидригайлов. Мне кажется, именно в «Идиоте» Пырьев с Яковлевым очень близко подошли к религиозной сути Федора Михайловича Достоевского.

– Иван Пырьев родился в семье, где дед был старообрядцем, сам он учился в церковно-приходской школе, потом был депутатом КПСС, а под конец жизни обратился к Достоевскому… Как Вы думаете, это дань моде (после смерти Сталина Достоевского снова стали издавать) или ему было важно экранизировать Федора Михайловича по духовным соображениям?

– Вообще, в советские времена экранизировать классику было очень выгодно, потому что цензура беспощадно шла по всем сценариям, а именно про классические произведения всегда можно было сказать: «Так написал Достоевский, а он классик».

Напрашиваются параллели изломанной судьбы Пырьева и Достоевского. Мне кажется, просто в конце жизни, проникнувшись Достоевским, Пырьев попытался найти ответы на какие-то очень важные вопросы. В то время нельзя было снимать фильмы про религию, в советские времена было абсолютно невозможно. Но вопросы-то были…

В конце жизни, проникнувшись Достоевским, Пырьев искал ответы на какие-то очень важные вопросы

А потому Достоевский для Пырьева был фигурой более притягательной, нежели Тургенев, западники и, конечно, Толстой. Упомянем здесь очень натянутые отношения Льва Николаевича с Русской Православной Церковью. А Достоевский стал для Пырьева очень правильным в тот момент автором. Он попытался проникнуть в христианскую сущность творения Федора Михайловича.

– Как Вы оцениваете роль Пырьева на руководящих постах, он ведь возглавлял Дом кино, «Мосфильм»? Что он сделал для кинематографа?

– Директор киностудии «Мосфильм», первый руководитель Союза кинематографистов, депутат Верховного Совета СССР. Мне кажется, это человек, которого власть испортила, в котором власть убила художника, при том, что были у него талантливые ученики. «Идиот» номинировался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, получил приз Московского международного кинофестиваля, и тем не менее Пырьева сильно не любили. У него было прозвище «Иван Грозный», и надо сказать, что оно скорее оправданно, чем нет.

Человеком он был взрывным, порой гневливым. Как иллюстрация: когда Иван Александрович снимал «Идиота» и взял на роль Настасьи Филипповны Юлию Борисову, она поставила ультиматум – если Пырьев хоть раз скажет бранное слово на съемочной площадке, она уходит из картины.

Пырьев – это человек, вся жизнь которого соткана из противоречий, начиная с очень тяжелого детства, гибели отца... Он работал у Всеволода Мейерхольда и снял фильм, оправдывающий сталинские репрессии. В фильме «Партийный билет» он фактически воспевает репрессии. Это человек противоречий. А эта его любовь к женщинам, которая стала притчей во языцех!

Но при этом его музыкальные фильмы очень популярны: и «Богатая невеста», картина сделала знаменитой Марину Ладынину; и, безусловно, «Трактористы» с блистательным Николаем Крючковым, той же Ладыниной; и любимая на многие годы картина «Свинарка и пастух», которую Владимир Зельдин называл одним из самых любимых фильмов.

Фактически Пырьев и Сергей Эйзенштейн заложили основу советского мюзикла, который, конечно, Эйзенштейн привез из Америки. Это была русская версия голливудского мюзикла, поэтому она так хорошо смотрелась.

Пырьев – это человек, вся жизнь которого соткана из противоречий

Мюзикл – очень популярный жанр. Кстати, после Эйзенштейна и Пырьева много лет не снимали хороших мюзиклов, больше получались оперетты. А это был именно мюзикл, музыкальное кино. И Ладынина, которая проходит сквозной линией через эти три музыкальных фильма. Пырьев внес огромный вклад в кинематограф, хотя имя его упоминается и как положительный пример, и как яростно отрицательный.

– За что наш кинематограф может благодарить Пырьева?

– Есть две вещи, за которые, конечно, Пырьева надо благодарить. Он создал Союз кинематографистов и открыл Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Их окончило огромное количество блистательных режиссеров. Пырьева нужно вспоминать как режиссера, как человека, внесшего огромный вклад в развитие кинематографа. Именно в развитие: от легких комедий до глубочайших «Братьев Карамазовых», едва ли не лучшей роли Андрея Мягкова. Вот эта эволюция режиссера может служить примером для молодого поколения.

Беседовала Алина Темнова

Давид Шнейдеров 17 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить