Карл Фаберже: шедевры, ставшие символом эпохи

Имя Карла Фаберже сегодня неразрывно связано с изысканными ювелирными шедеврами и роскошью императорской России. Но стоит помнить, что история знаменитой ювелирной фирмы началась не с него. Основателем дела был его отец – Густав Фаберже, выходец из немецко-балтийской семьи. Именно он в 1842 году открыл небольшую ювелирную мастерскую в Петербурге. Густав был искусным ремесленником, но именно его сыну было суждено превратить фамильное дело в символ эпохи.

1 (1).jpg
Карл Фаберже

Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Петербурге. Начальное образование получил в гимназии Святой Анны, после чего семья переехала в Дрезден. Там Карл продолжил обучение, а затем совершил традиционное для европейских ремесленников образовательное путешествие: он посещал мастерские, музеи и галереи Франции, Англии, Германии. В Европе он учился у лучших ювелиров и приглашал их к себе в Петербург.

Вернувшись в Россию, Карл Фаберже в возрасте 24 лет возглавил семейную фирму. С этого момента мастер сосредоточился не только на создании украшений, но и на организации работы. Он приглашал лучших мастеров своего дела, в штате насчитывалось около сотни человек: камнерезов, художников и огранщиков. Сам Карл разрабатывал эскизы, а в сложных проектах контролировал каждый этап, исполнял роль главного источника идей и был «судьей» воплощенных им замыслов.

Фаберже интересовался не только ювелирной модой своего времени, но и древними техниками. Работая с собраниями Эрмитажа, он совместно с братом Агафоном изучал и воссоздавал украшения скифов IV века до н. э., поражавшие сложностью исполнения. Их точная копия вызвала восхищение самого императора Александра III на Всероссийской художественно-промышленной мирной выставке в 1882 году.

Эта выставка принесла ювелирному дому золотую медаль и известность, а также положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и Императорского Дома и славу по всей Европе.

Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. 

Императорские шедевры

Россия готовилась к Пасхе, и император Александр III решил преподнести своей супруге, императрице Марии Федоровне, необычный пасхальный подарок. Так появилось первое яйцо Фаберже, положившее начало легендарной коллекции «Курочка».

2.jpg

«Курочка». fabergemuseum.ru

По одной версии форму яйца предложил сам император, по другой – мастер фирмы Фаберже Михаил Першин. И в том, и в другом случае идея была не нова: похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению – датской принцессе). 

Внутри яйца, покрытого белой эмалью, находился «желток» из чистого золота, открыв который, по принципу матрешки можно обнаружить курочку, внутри которой был спрятан сюрприз – рубиновая корона. Императрица Мария Федоровна была так очарована подарком, что с тех пор фирма изготавливала подобное яйцо каждую Пасху. Было два условия – изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. 

Императрица Мария Федоровна была так очарована подарком, что с тех пор фирма изготавливала подобное яйцо каждую Пасху

Позже, при Николае II, традиция продолжилась – теперь создавались два яйца ежегодно: одно – для матери, другое – для супруги Александры Федоровны. 

«Коронационное» (1897)

Многие императорские пасхальные шедевры были связаны с важнейшими вехами российской истории и жизни Императорской семьи. К таким подаркам относится и «Коронационное» яйцо 1897 года – одно из самых известных и прославленных творений Карла Фаберже. Оно было посвящено венчанию на царство Николая II и его супруги.

3 (3).jpg

«Коронационное». fabergemuseum.ru

Снаружи – желтая полупрозрачная эмаль, напоминающая солнечные лучи. Внутри – точная копия императорской кареты, на которой Александра Федоровна отправилась на коронацию. Уникальную модель создал молодой 23-летний мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший части экипажа. Миниатюрная карета поворачивается и катится по всем правилам экипажного дела, обе дверцы открываются, изнутри с двух сторон выбрасываются подножки. Мастер без лупы трудился над созданием кареты в течение 15 месяцев по 16 часов в сутки. Во время работы Штайну приходилось неоднократно посещать императорский музей экипажей, а уже много лет спустя, когда встал вопрос о реставрации кареты, сюрприз «Коронационного» яйца оказался очень ценным материалом для проведения грамотных восстановительных работ.

«Ландыши» (1898)

Нежное яйцо в стиле модерн было создано в 1898 году для императрицы Александры Федоровны. Покрытое розовой эмалью, яйцо украшено декоративными алмазными полосками и жемчужно-алмазными ландышами на золотых стеблях.

Выбор цветка не случаен: древние германцы считали ландыши священным цветком, так как он был символом Остары – богини утренней зари, восходящего солнца и весны. Именно в ее честь на Пасху (которая до сих пор в дань уважения богине называется по-немецки Ostern) устраивали пышные праздники.

4.jpeg

«Ландыши». fabergemuseum.ru

Внутри яйца спрятаны миниатюрные портреты императора Николая II и двух старших дочерей. Скрытый сюрприз открывается при вращении бокового штифта с жемчужиной. Над портретами возвышается корона с россыпью бриллиантов. 

Закат империи

К началу XX века Дом Фаберже стал ювелирной империей: более 500 сотрудников, филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Помимо эксклюзивных изделий, фирма выпускала украшения для широкого круга покупателей – кольца, броши, портсигары. Карл Фаберже лично утверждал сложные проекты, а непроданные изделия ежегодно переплавлялись, чтобы покупатель всегда видел только новое.

После революции 1917 года фирма была национализирована. Фаберже покинул страну, скрываясь под видом курьера. После скитаний он умер в Швейцарии в 1920 году. Его сыновья пытались сохранить дело: в 1924 году они основали компанию Fabergé & Cie, но бизнес не выдержал конкуренции.

Наследие, пережившее века

Однако имя мастера и его уникальное наследие не утрачено бесследно. Российский немец по происхождению, Карл Фаберже начинал как скромный наследник ювелирного дела отца, но сумел стать одним из крупнейших поставщиков украшений для императорского двора и прославить свое имя на века. С 1885 по 1917 год для императорской семьи было изготовлено 52 яйца, до нашего времени дошли 42. Сегодня они хранятся в музеях и частных собраниях. В Санкт-Петербурге действует Музей Фаберже, где вы можете и сегодня увидеть знаменитое «Коронационное» яйцо и другие шедевры.

Ювелирный дом Fabergé был возрожден в 2009 году и по-прежнему радует своих покупателей изысканными ювелирными украшениями, вдохновленными наследием великого мастера. 

Творчество Карла Фаберже стало воплощением изысканности и тонкого вкуса эпохи. Его ювелирные яйца – не просто украшения, а хроника императорской России, запечатленная в золоте, эмали и драгоценных камнях.

Юлия Воронина 20 апреля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить