Ключ к Дарвину

Из цикла «Обращение к молодежи»

Чарльз Дарвин

Ребятки мои ученые! Уж коль мы с вами взяли и поступили в наше высшее учебное заведение, нам надо обязательно закончить его и образование-то получить.

Лекции лекциями, а в моей жизни однажды был совершенно необычайный случай, который почему-то вдруг стал мне часто вспоминаться, когда пришлось заниматься эволюционизмом и размышлять о его научном основателе Чарльзе Дарвине.

Признаюсь вам по очень большому секрету, что Господь Бог дал мне через маму хорошее музыкальное образование, причем на довольно приличном уровне. В каких я только оркестрах и ансамблях не играл, готовясь поступить в консерваторию, с какими известными и интересными музыкантами меня сводила жизнь!

И вот, когда я уже учился на биофаке в МГУ, и жизнь моя пошла совсем по другой колее, по научной, однажды я познакомился там с человеком, который сам по себе выучился играть на пианино, самоучкой.

Ужасно интересно было его послушать. И вот выдалась такая возможность, однажды он приступил к пианино. Играл он очень сложные музыкальные вещи и особенно много играл из Бетховена.

Но что это была за игра! О, ужас! Он сел за инструмент, предварительно засучив по локоть рукава, и так обхватил своими «засученными» руками пианино с его черными и белыми клавишами, как будто это гармошка какая, и стал играть. Никогда в жизни я ничего подобного не видел и не слышал.

Надо сказать, что он проигрывал абсолютно все, написанное в нотах, не оставляя без внимания сложнейшие пассажи, не пропуская ни одной ноты. Этот гармошечный пианист выжимал все, представленное в нотах, играл оглушительно громко, играл долго, не останавливаясь, и сыграл все, что хотел, до конца.

И ни разу инструмент под его руками не вздохнул, не запел, не заплакал, не ожил жизнью. В его исполнении совершенно не было… музыки. Это великое, удивительное искусство под его засученными по локоть руками не родилось и не задышало, хотя в нотах он не пропустил ни одной черточки. Людвиг ван Бетховен (я люблю, ребята, этого вдохновенного композитора) упал бы замертво, услышав такое.

Это было, ребятки мои ученые, такое концертное выступление пианиста, в котором ни на секунду не возникло царства живительных звуков, таинственного прикосновения к неземному, надмирному, вечному, чего словом не передать, а вот музыка это может сделать. И у людей, слушавших тогда этого гармошечного пианиста, совершенно не возникло чувства прекрасного, которое умиротворяет и изменяет людей к лучшему, воздействуя удивительным образом на невидимые струны человеческой души.

И вот в теперешний период моей жизни, когда мне, невежественному и ничтожнейшему человеку, пришлось вдруг всерьез заниматься с Божией помощью осмыслением начала, ошибок и бесславного конца эволюционного учения и науки эвбиологии, сестрицы алхимии, я частенько вспоминаю тот случай с безусловно одаренным самозваным самоучкой, который видел все, написанное в нотах, нажимал на все положенные клавиши и педали, но музыки он там не разглядел, и музыка в его собственной душе и под его руками не родилась.

Виной всему этому, как я теперь думаю, была его неимоверная гордость: он был просто переполнен тем, что сам научился играть, что он сам все может. И из-за этой его гордости Господь Бог не отворил ему вход в царство музыки.

И очень большую роль сыграло еще отсутствие у него того полноценного образования, которое люди получают, как мы с вами, в особых высших учебных заведениях, не случайно существующих для людей под солнцем.

Когда человек учится положенное число лет, – ребятки мои дорогие и умненькие, все схватывающие на лету, – когда учится у многих педагогов и разным дисциплинам, то перед его глазами и сердцем проходит целый ряд талантливых и способных преподавателей и человеческих натур. Встречаются мастера высшего уровня, и все они, преподавая ему свои предметы, волей-неволей очень многим делятся с ним. Кроме того, все время рядом сокурсники, которые то в одном, то в другом несомненно превосходят его. Тут уж не загордишься, подтянешься и поменьше будешь думать о себе. Великое дело!

И вот, когда придет совсем особая пора, когда даст тебе Господь Бог всерьез заняться самому той наукой или искусством, которому ты учился, у тебя в памяти будет всплывать все это. Поневоле будешь вспоминать тех ребят, кто был умнее и способнее, кто был интереснее и талантливее тебя. И всех учителей, которые очень незаметно и искусно делали свое дело, владея многими тайнами научного или музыкального мастерства (эти тайны ведь просто так не передаются, а переходят от одного к другому через непосредственное общение учителя с учеником). Тех, которые жили своей наукой или искусством, все посвящая этому, и в душе были гораздо лучше и способнее, чем ты. 

И тогда, постоянно смиряясь, вспоминая все это и сознавая свою ограниченность, недостаточность, невежество и убожество, ты сможешь вместить то, что даст тебе Бог, и с Божией помощью совершишь и сам что-нибудь интересное и особенное. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6).

Постоянно смиряясь, сознавая свою ограниченность, ты сможешь вместить то, что даст тебе Бог, и с Божией помощью совершишь что-нибудь интересное и особенное

Вся беда несчастного нелепого учения Дарвина, думаю я, именно в этом. Поучившись совсем немного в Кембридже, и даже одно время думая стать священником, он вдруг не стал учиться до конца, а устроился на корабль «Бигль» и ушел в кругосветное плавание на пять лет. На корабле у этого самоучки были разные научные книги, которые он во множестве читал. Встречались ему в путешествии диковинные растения и животные, его натуралистический дар раскрылся. Но не открылся у него тот особый внутренний научный взор, который отверзается у человека в тайне получаемого им образования! И, как говорится, «самого слона-то он и не увидел», хотя многое разузнал про его ступни, про бивни, хобот и кожу. Он в какой-то степени узнал и увидел разнообразный живой мир, но за всем этим самого главного – Великого Всемогущего Невидимого Создателя всей этой красоты и богатства, – он не узрел умом. Апостол же Павел пишет ясно: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1: 20).

Чарльз Дарвин

Двадцать с небольшим лет было тогда Дарвину, и этот самозваный биолог-самоучка стал гордо и самозабвенно создавать совершенно новое учение обо всем живом мире. 

И не было с ним Господа Бога и благодати Божией! Все книги, которые он написал, в корне противоречат тому, что говорит Сам Бог людям в Священном Писании о сотворении мира, о сотворении животных и растений, о человеке, о благодати Божией, о Премудрости и о Себе.

Засучив рукава, в течение двадцати лет с необыкновенным пылом-жаром создавал Дарвин свое странное подложное учение о живом мире, о том, как в нем якобы произошли постепенно друг из друга все животные, растения и человек. Как тот гармошечный пианист, он от начала до конца и безжалостно громко проиграл на весь мир свою безблагодатную, ничем не доказанную гипотезу о живом мире, в которой совершенно по-своему учил об «эволюционном происхождении растений, животных и человека», об «одомашнивании человеком лютых диких зверей», о «естественном отборе», о «борьбе за существование».

Как тот гармошечный пианист, он безжалостно громко проиграл на весь мир свою безблагодатную, ничем не доказанную гипотезу о живом мире

Говоря по-русски, «ускакал не в ту степь», увлекши за собой громадное число последователей. В девятнадцатом и двадцатом столетиях было множество людей, отступивших от Господа Бога, от учения святых богомудрых отцов и от Святой Церкви; они изо всех своих сил стали заниматься развитием и совершенствованием науки эвбиологии, а она взяла вдруг и лопнула… «И погибе память их с шумом!»

Ребятки мои возлюбленные, открытые душою, молодые, чистые! Учитесь хоть на тройки, но до самого конца! И не надмевайтесь вы над вашими друзьями-соучениками и над преподавателями, которые во многом лучше вас (уж, во всяком случае, не хуже). И многие из них трудятся над вами с большой любовью, много сил полагая на то, чтобы вложить в вас ту премудрость и те знания, которые накопило человечество за многие столетия к вашему времени, излагая вам вкратце за годы учебы, как можно и как не следует человеку пытаться понимать и объяснять мир, самонадеянно засучив рукава и отвернувшись от Господа Бога!


Сергей Крапивин 24 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить