«Покажите людям, как Евангелие работает в их жизни»

У меня сотни интервью со священниками и единицы – с мирянами. И уж тем более я никогда не обращал внимания на катехизаторов – мирян, ведущих огласительные беседы или выступающих перед аудиторией в воскресных школах (в том числе и для взрослых), а саму проповедь сделавших образом жизни. А зря. На плечах этих самоотверженных людей лежит дело привлечения в Церковь новых членов, и не случайно, ведь порой захожанину проще поговорить с мирянином, которого он воспринимает как равного, чем с батюшкой, который может показаться такому человеку несколько недоступным. Исправляюсь. В сегодняшней беседе с Иваном Борисовым, катехизатором Никольской церкви Ульяновска, обсуждаем его путь к Богу (а воцерковился он в армии), нестандартный подход к разговору о вере (на современном языке), говорим о том, как раскрыть суть Евангелия нецерковному человеку и посеять в нем интерес (здесь спойлеров не будет), о чем обязательно нужно знать новоначальным катехизаторам и как «выгоревшим» победить уныние от кажущегося отсутствия плодов своего делания.

1.jpg

– Иван, расскажи, как ты пришел к вере?

– Интерес к мистическому был с детства. Вырос я в семье абсолютно нерелигиозной. Что касается мистики, черпал я эту информацию из совершенно сторонних по отношению к христианству источников, начиная от историй про НЛО и снежного человека и так далее. А первым серьезным шагом в Церковь был момент перед отправкой в армию. Тогда я впервые зашел в храм. И потом так получилось, что на территории воинской части, где я служил, была действующая церковь, куда я решился зайти лишь после года службы. Мне понравилось. Я ощутил, что в храме присутствует Истина. Было другое отношение к человеку…

– Это как – другое отношение?

– Весь мой предыдущий опыт взаимоотношений в мужском коллективе, что до армии, что во время службы, был идентичен друг другу. Мужской коллектив. В армии это острее чувствовалось. Если ты слабее, тебя бьют, если сильнее, выходишь наверх и самоутверждаешься. Физический контакт между ребятами – обычное дело. А когда я попал в храм, то понял, что оказался в совершенно противоположной среде, в месте равноправия, и даже больше – в месте любви. Я начал чувствовать это всем сердцем, мне хотелось находиться в храме и обратно в роту возвращаться не хотелось.

Когда я попал в храм, то понял, что оказался в месте равноправия и даже больше – любви

– Перст Господень коснулся тебя, это очевидно. Но, наверное, помимо этого был и какой-то позитивный опыт общения с теми, кого ты встретил в храме?

– Сначала все-таки был мистический опыт, когда я только вошел в ограду Церкви. Было ощущение, что на меня вылили ведро ледяной воды. Оказавшись в самом здании храма, я встал перед иконостасом. И вдруг на удивление самому себе начал рыдать. Мне захотелось остаться в храме. При этом я оборачивался назад, к выходу, посмотреть, не зашел ли кто из моих сослуживцев. Для меня было большим удивлением произошедшее со мной. Из одной среды я попал в другую, во мне начали работать совершенно другие механизмы, которых я раньше в себе и не замечал. Так я открыл у себя другую сторону, которую впоследствии начал развивать: стал интересоваться религией, начал читать книги, слушать аудио, которые мне посоветовал отец Валерий Желнин – священник нашего армейского храма Сретения Господня. Кстати, первые мои проводники в Церкви были из числа известных проповедников – это отцы Олег Стеняев и Андрей Кураев. С них начался мой духовный путь в 2004–2005 годах.

2.jpg
Протоиерей Олег Стеняев

Да, отец Валерий… Это был не просто батюшка в обывательском понимании. В прошлом отец Валерий был рокером, участвовал в рок-концертах. Рассказал мне о своем приходе в храм, когда он и его товарищи были абсолютно неверующими людьми. Однажды выяснилось, что парень из их рокерской компании бесноватый! В тот момент отец Валерий задумался о смысле произошедшего. Потихоньку, размышляя и ища ответы на свои вопросы, он и пришел в Церковь. Могу сказать, что отец Валерий оказался крайне разумным, трезвомыслящим, рассудительным человеком. Думаю, что именно это меня не оттолкнуло от Церкви. Моя первая встреча со священником… выглядела как встреча с человеком, таким же, как и я. А уже потом он мне открывался как священник.

Вторая повлиявшая на меня встреча – с моим армейским товарищем, Жорой. Он тоже рокер, бывший музыкант из питерской группы Screen. По рассказам самого Жоры (да и по фото, которые он мне показывал), до армии он был сатанистом. Играл на ударных. Но жизнь его изменилась, он пришел к вере и с барабанов перешел на колокола. Жора был человеком, который меня поднял на колокольню и показал, как звонить. До сих пор храню эту науку и звоню уже в храме, где молюсь и служу катехизатором. Как и отец Валерий, Жора очень сильно повлиял на мое воцерковление.

А потом я вернулся на гражданку. Мне был 21 год, месяца на 3–4 я позабыл про храм – понятное дело, молодой парень демобилизовался, почувствовал дух свободы. И где-то через полгода я ощутил, что чего-то в моей жизни не хватает. А чего? Начал искать интуитивно. Появились глупости из детства: покупка игровых приставок, походы в кино, просмотр телевизора… Но я быстро понял, что это пустое. Это ведь абсолютно бессмысленные вещи, ни к чему не приводящие. И вот эта пустота во мне оставалась. В какой-то момент я подумал: почему бы не пойти в храм? Ведь я посещал церковь в армии, хотя и не причащался. И я пошел. Попал на литургию. Ничего из происходящего не понимал, кроме одного – мое место здесь. Мне все нравилось. Уходить не хотелось. Так, в декабре 2006-го я окончательно вошел в ограду Русской Православной Церкви и уже ее не покидал.

3.jpg

– Одно дело – быть практикующим христианином, совсем другое – вести просветительскую деятельность. Как получилось, что ты стал катехизатором? И твоя катехизация ограничивается только огласительными беседами или она шире?

– Несмотря на некоторую критику моих первых учителей, я считаю их моими истинными наставниками – это отцы Олег Стеняев, Александр Мень, Андрей Кураев, Алексей Ильич Осипов. Они заставляли мыслить, читать, искать ответы на вопросы. И они не вели разговор с позиций барина и холопа. Они говорили: думай сам, ищи сам, догадывайся сам. Это легло в базис моего религиозного мышления.

Так сложилось, что с моих «ранних лет» в Церкви Бог сталкивал меня с людьми неправославными, самых разных взглядов: язычниками, мусульманами, свидетелями Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация – прим. ред.), пятидесятниками. У меня с собой был рюкзак. В рюкзаке – всегда Евангелие. И это было оплетенное бархатом Евангелие с иконой, которое мне в армии подарил мой друг Жора. Мне приходилось говорить с разными людьми, они задавали мне вопросы о вере, и уже после этих встреч я самостоятельно искал ответы. Постепенно как-то сама собой складывалась такая стихийная миссионерская деятельность. Защищал позиции Православной Церкви на улице буквально.

Постепенно сама собой складывалась стихийная миссионерская деятельность. Защищал позиции Православной Церкви буквально на улице

С 2015 года по просьбе настоятеля прихода я стал катехизатором. У нас при храме этим занималась одна девушка, которая окончила курсы и уже занималась этим. Меня попросили ей помочь. С тех пор я начал беседовать с людьми о вере уже в «официальном» формате, в рамках воскресной школы или огласительных бесед. Бывало такое, что священник просил меня о замене, когда у него не получалось, в воскресной школе для взрослых. Так, постепенно, я набирался опыта и развивался в этом направлении.

– Знаю, что у тебя не самые стандартные подходы к беседам.

– Я разговариваю с людьми на понятном для них языке. Объясняю, что Евангелие – не нечто архаичное, далекое, стороннее. Евангелие инкрустировано в жизнь каждого человека. Потому что евангельские истории или притчи, которые Господь через апостолов нам оставил в Своем слове, находят отражение в нашей жизни. Когда человек понимает, что близкая ему ситуация уже была, и описана она в Евангелии, то он начинает проявлять к вере неподдельный интерес.

Самое банальное – притча о добром самарянине. В подобной ситуации мог оказаться каждый из нас или даже оказывался. Другой момент: про «жизнь в моменте», о чем сейчас модно говорить в блогах по психологии. Но ведь об этом говорил Христос: не заботьтесь о завтрашнем дне, он сам о себе позаботится. Еще: отраженная в притче про сучок в глазу ближнего ситуация в психологии называется состоянием проекции, когда человек проецирует свои внутренние проблемы на других. Спаситель призывает сначала вынуть бревно из своего глаза, а уже затем разбираться с недостатками ближнего.

Таких примеров в Евангелии много. И когда людям показываешь Священное Писание с этой стороны, они по-настоящему начинают им интересоваться. Не нужно говорить с людьми языком XVIII–XIX веков. Не всем «зайдет» катехизис митрополита Филарета Дроздова, потому что в основном 90% людей, приходящих на беседы к катехизатору, никаких «отношений» с храмом в прошлом не имели, им наша церковная жизнь непонятна. Бывает, приходят на беседу молодые люди, парень с девушкой, и говорят, что даже ни разу не заходили в храм. Если с такими людьми говорить с позиции «я знаю, а ты дурак», скорее всего, беседа будет безрезультатной. У людей сейчас есть доступ к информации, любой. И если не пробудить у них искренний интерес, вызвать отторжение – они просто переключатся на что-то другое, поэтому надо показать, что в Евангелии гораздо больше интересного, знакомого и близкого для человека, чем в каких-то других источниках. На этом фундаменте я и строю свои беседы, и это дает плоды: у людей возникает желание изучать православную веру и двигаться в этом направлении дальше.

Надо показать, что в Евангелии гораздо больше интересного и близкого для человека, чем в каких-то других источниках

– Расскажи о самых интересных случаях, когда человек после беседы с тобой реально менялся, начинал воцерковляться, избавлялся от заблуждений о вере и Церкви.

– Были на беседах люди, которые до сих пор продолжают со мной поддерживать связь. Вот пример: пришел однажды на беседу мужчина, крупный бизнесмен, очень начитанный и думающий. Во время беседы задавал массу вопросов, спорил, отстаивал свою точку зрения. Он условно был на «моей территории», поэтому в каких-то вопросах он запинался. Но после беседы он мне позвонил, попросил о встрече. Встретились. У него было несколько вопросов по Евангелию, про Бога и так далее. Так мы и продолжили общение, которое длится уже три года. Иногда он мне пишет или звонит с каким-то вопросом о вере и Церкви. От глубокого скепсиса этот мужчина перешел к глубокому изучению православия. Евангелие раздает у себя в офисе, с кем-то уже сам беседует о Христе.

4.jpg

Случаев на самом деле много. Нередко после огласительной беседы люди подходят и говорят «спасибо». Для них открылся новый мир. Одна женщина признавалась в том, что ее мир после беседы буквально перевернулся. Не принято, наверное, этим делиться…

– Мы не хвастовства ради, а проповеди для.

– Один раз сидел в храме на лавке. Подходит женщина со словами благодарности. Я беседы не проводил уже полгода, потому что думал, что толку нет. Так вот, женщина, которая подошла, была у меня на беседе два года назад. Оказывается, она и все члены ее семьи воцерковились и начали посещать храм. Я воспрял духом! И снова вернулся к беседам.

Помимо деятельности по катехизации был еще и клуб православной семьи, который мы организовали при нашем Никольском храме. Сначала семей было немного, потом уже больше. Потихоньку клуб семьи стал православным молодежным клубом. Туда я, кстати, и приглашаю людей со стороны, с огласительных бесед, если у них есть интерес продолжать узнавать что-то новое о вере. Все по-простому: собираемся, пьем чай, присутствует священник, и разбираются вопросы от самих участников встречи. Пришедших после наших бесед в клуб людей немало.

– Твой совет катехизаторам? Тем, кто хочет встать на этот путь и тем, кто немного приуныл.

– Для тех, кто хочет стать катехизатором: на первых этапах это интересно. Но нужно понимать, что позиция (по крайней мере, известная мне), с которой вам предлагают общаться с людьми внешними, она сейчас немного неактуальна. Сегодня человеку нужно доносить информацию не словами XVIII–XIX веков (как я уже упомянул), потому что это не работает. Человеку нужно «разжевывать» христианство и Евангелие в частности, так, чтобы он понял, как это будет работать непосредственно в его жизни. И строить свои беседы, выбирая интонацию, темы, ориентируясь на тех людей, которые перед вами сидят. Помните апостола Павла: с иудеями я как иудей, с эллинами как эллин. У людей сегодня есть доступ к информации, поэтому подход должен быть не как к неразумным детям. На беседах вы столкнетесь с тем, что у всех ваших слушателей будет претензия к Церкви. У всех! Девяносто процентов ваших слушателей никак или почти никак с храмом в жизни не пересекались. Оставшиеся 9% в храм заходили, участвовали в таинствах, но только 1% – это люди, у которых духовная жизнь выстроена. Последние, правда, на беседы приходят редко, потому что их знает священник, без всяких справок и бесед позволяет им стать крестными.

Человеку нужно «разжевывать» Евангелие так, чтобы он понял, как это будет работать непосредственно в его жизни

Помимо того, чему вас учат на курсах катехизации, стоит интересоваться тем, чем вообще живут люди. Что им нужно? Предлагать Бога им нужно в их жизненных ситуациях, которые резонируют с евангельскими событиями, притчами, историями, чтобы человек понимал, что он не первый и не последний в тех обстоятельствах, в которых оказался. Все это в Евангелии и описано. Человек, ориентируясь на евангельские ситуации, описывающие лично его жизнь, будет понимать, что вы хотите до него донести: как Евангелие работает в его жизни. Христианство априори занимает главенствующее место во всем, везде и всегда. Евангелие в сути своей, если посмотреть не на конкретные цитаты или отрывки, а в общем, описывает отношения человека с самим собой, с ближними, с дальними и с Богом. Это все про отношения. А мы, как существа социальные, все живем в этих отношениях. Людям нужно донести: Евангелие и наша жизнь есть абсолютно неразрывные вещи. Что нужно делать, чтобы быть счастливым и довольным жизнью? Ответы есть в Евангелии. Христос под словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17) не имел в виду, что нужно бежать в церковь и разбивать лоб о кафельный пол. Покайтесь, по слову Спасителя, – значит изменитесь, измените свою жизнь. Рядом с Христом были как раз те люди, которые меняли свою жизнь. Это и нужно донести до людей: меняйте жизнь в соответствии со словом Божиим, потому что Бог плохого человеку не посоветует. В этом и состоит основная задача любого начинающего катехизатора.

5.jpg

А тем, кто уже живет этим, но немного приуныл… Унывать не нужно. Любое слово, которое вы посеяли, даст свои плоды. С каждым человеком нужно говорить на его языке. Нужно понимать, кто перед вами сидит. Когда вы перестанете быть «говорящими головами», одним и тем же голосом транслирующими одни и те же слова разным людям, поверьте, эффект от ваших бесед кратно возрастет. Разговаривайте с людьми на языке XXI века. Не унывайте. Вы делаете хорошее и доброе дело. Смерти нет, Христос воскресе!

Беседовал Владимир Басенков

Иван Борисов 17 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить