«Психологические проблемы – завалы на пути к духовному восхождению»

Часто проблемы, которые нас беспокоят и которыми мы делимся на исповеди, имеют вовсе не духовный, а душевный характер. И решать их призван человек со специальным образованием, а не священник. Психологическое здоровье нужно поддерживать, психологов – не игнорировать, считает доктор психологических наук, профессор Сретенской духовной академии, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, декан факультета психологии Российского православного университета св. Иоанна Богослова, член-корреспондент Российской академии образования Борис Сергеевич Братусь.

07-53-40-3horqLjWKzg.jpg

– Борис Сергеевич, может ли, на Ваш взгляд, православный человек обращаться к психологам? Или он должен положиться на советы священников и молитву?

– Для ответа на этот вопрос надо «психологов» заменить на «юристов» или «стоматологов», тогда станет понятно, что у православного человека могут возникнуть неотложные вопросы к тем или иным специалистам. Это совсем не отменяет первостепенности общения со священником и молитвы, но в случае, например, появления острой зубной боли, мы идем к врачу, а не ограничиваемся молитвой священномученику Антипе. Обращение к психологу, по сути, мало чем отличается. Надо лишь понять, когда и зачем это нужно, а когда это лишнее, без чего можно обойтись.

Психологические проблемы – это камни на пути к духовному восхождению, разобраться с которыми может помочь вдумчивый христианский психолог

– Бог всё покрывает, во всем помогает, всё может. Если я буду молиться, Он должен помочь в решении проблем. Неужели психолог может что-то, что не может Бог?

– Это, по сути, тот же вопрос, что и предыдущий. Ни психолог, ни юрист, ни стоматолог, никакой иной ученый или специалист не может того, что может Бог. Если же этот специалист полагает обратное, то он безумец, сумасшедший – объект попечения психиатрии или клинической психологии. Человеку верующему (да и неверующему) надо искать консультации психолога, когда это действительно необходимо. Недавно я говорил с одним детским психологом. К нему обратились молодые родители, чтобы принять взвешенное решение: отдавать ли своего ребенка в школу в шесть лет или повременить год и отдать с семи. Психолог обследовал его и сказал, что именно этому ребенку «надо доиграть». Он еще не готов к психологическим нагрузкам школьного обучения. Родители приняли этот совет. И это решение, как показало время, было очень важным для дальнейшего развития ребенка и его психологического благополучия.

07-54-02-uD34dbsYjdc.jpg

– Если человек верующий, нужно ли ему искать православного психолога? Как его найти и, если такого нет, можно ли обратиться к обычному?

– Если проблема как в предыдущем примере, то главное – компетентность психологов, которые, как и врачи или юристы, имеют свою узкую специализацию: детская, семейная, клиническая, геронтопсихология и др. Иное дело – внутренние, душевные проблемы. И здесь, конечно, значение веры психолога, его принадлежность к школе христианской психологии становятся первостепенными. Но и тут надо понимать, что вы идете разбираться именно с психологическими вопросами, тогда как вопросы более высокого – духовного уровня – подлежат обсуждению со священником. Психологические проблемы – это, если хотите, завалы, камни на пути к духовному восхождению, и разобраться с этим наследием нашей прошлой жизни может помочь вдумчивый христианский психолог. Протоиерей Георгий Бреев, окормлявший многих христианских психологов и благословивший в девяностых годах прошлого века первую в стране православную психологическую семейную консультацию при храме Живоначальной Троицы в Царицыно (руководитель И. Н. Мошкова), говорил о том, что когда заработала эта консультация, то к нему на исповедь стало приходить куда больше людей с собственно духовными проблемами, тогда как до этого чуть ли не главными оставались, по сути, психологические вопросы (семейные неурядицы, проблемы с воспитанием детей, сложности на работе и т. п.).

Надо понимать, что вы идете разбираться именно с психологическими вопросами, тогда как вопросы духовного уровня подлежат обсуждению со священником

– Как справлялись люди с внутренними проблемами до появления психологии?

– В европейской культуре основоположником психологии считается Аристотель (IV век до Рождества Христова), так что с тех пор психология как область знания сопровождает человечество. В отечественном духовном образовании лекционные курсы психологии читаются с XVII века, со времен Киево-Могилянской духовной академии. Самая первая в России книга по психологии вышла в 1796 году. Ее автор – диакон Русской Православной Церкви. Термин «христианская психология» появился в 1860 году в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова). Признанным отцом христианской психологии является святитель Феофан Затворник. Кстати, термин «православная психология» появился у нас много позже впервые в сочинениях архимандрита Киприана (Керна) в 1950 году. Так что психология существует весьма давно, и весьма давнюю историю имеет ее отношение и диалог с Церковью (обо всем этом можно прочесть в трудах петербургского историка христианской психологии Ю. М. Зенько). Что касается места знания психологии в духовном возрастании человека, то его можно обнаружить, например, в аскетической практике Церкви. Сошлюсь на священника и преподавателя нашей Академии Вадима Коржевского: «Психологическая наука должна стать тем зеркалом, смотрясь в которое всякий может увидеть, что недостает его бессмертной душе и что нужно исправить в своей нравственной жизни для достижения полного уподобления Богу как Первообразу Своему. Как знание анатомии и физиологии дают возможность искусству врачевания, так и психологические знания призваны помочь освоению подвижнического искусства, цель которого – не только правильно поставить диагноз болезни душевной, но и определить систему ее лечения. Психология должна заключать в себе аскетику, как почва – семя. С одной стороны, как семя, содержащее в себе развитие и плод, вне почвы не может этого дать, так и аскетика, как деятельность, вне психологии оказывается нежизнеспособной. С другой стороны, психология, будучи фундаментом для аскетики, как почва для семени, без семени может оказаться источником душевных плевел…»[1]

IMG_20211122_080100.jpg

– Есть ли понятная для всех людей психическая норма? Где предел отклонений?

– Проблема психологической нормы относится к числу нерешенных и сложных. Есть разные подходы – статистический, культурного релятивизма, адаптационный и другие, но однозначно всеми принятого определения в психологии нет. Что касается «пределов отклонений», то они во многом описаны психиатрами, клиническими психологами и представляют широчайшее поле от ситуативных состояний до тяжелых психозов.[2]

Психология существует весьма давно, и весьма давнюю историю имеет ее отношение и диалог с Церковью

– Чтобы разобраться с состоянием физического здоровья, можно сдать анализы. Как понять, что пора идти к психологу?

– Какая-то аналогия «анализов» есть и в психологии – разного рода тесты, опросники, но результаты их обычно имеют совещательный голос. Что касается субъективных симптомов, то и они не всегда однозначны: ощущение тупика развития, депрессии, панические атаки и т. п. Всё это может сигнализировать о нерешенных психологических проблемах.

– Какова последовательность действий? Как найти психолога, который точно поможет и кому можно доверять?

– Позвольте вновь прибегнуть к аналогии: а как найти хорошего врача, «который точно поможет и кому можно точно доверять»? Мы расспрашиваем о нем, выясняем его образование, узнаём, кто его учителя, из какой он профессиональной школы, ищем тех, кто прошел курс лечения и мнению кого мы доверяем. Не менее осторожно и внимательно следует отнестись к поиску психолога. И то, что он объявляет себя христианским или православным, еще не гарантия его эффективности как психолога и специалиста.

– Есть ли различие между психологом и психотерапевтом? К кому в каких случаях обращаться?

– Психология и психотерапия – существенно разные области. Психология – наука о психике. Психотерапия – практика, искусство. К психологу мы обращаемся за систематическими научными знаниями о психических процессах и функциях. К психотерапевту – за помощью в преодолении тех или иных отклонений в нашей психической жизни. Кроме того, психотерапию обычно больше относят к области медицины, поскольку уже в самом названии речь идет о лечении (терапии). В связи с этим психотерапию нередко делят на медицинскую (где возможно применение лекарств) и психологическую (немедицинскую), оперирующую исключительно беседой и личным общением. На мой взгляд, чтобы избежать такого удвоения термина, в случаях практической работы психологов корректнее говорить о психологическом консультировании, оставив термин «психотерапия» медицине. 

07-54-22-248-HLeRVOM.jpg

– Вы сами обращаетесь к психологам или психотерапевтам за помощью?

– С того времени, как я впервые переступил порог МГУ имени М. В. Ломоносова, прошло уже почти 60 лет. И всё это время, пройдя путь от студента до профессора, я нахожусь, обращаюсь, общаюсь с университетскими психологами. Это и уже ушедшие учителя – классики отечественной психологии, и мои дорогие коллеги, и мои студенты, магистранты, аспиранты. Кроме того, я видел, общался с замечательными психотерапевтами – и отечественными, и зарубежными, и, конечно, у всех них я многому учился, постоянно учусь и сейчас, все они помогали и помогают разбираться с собой и другими. Поэтому у меня не было нужды в специальных запросах и сессиях, но значимых для меня встреч, разговоров, общений, советов психологов было получено, слава Богу, несчетно.

– Сегодня популярно смотреть на проблемы через призму детских травм. Как Вы к этому относитесь?

– Отношусь через призму того, что известно об этом в научной психологии. А здесь самые разные авторы и школы сходятся в одном – детство играет особую роль во всем дальнейшем ходе развития человека. Отсюда и значимость пережитых в детстве психологических травм. Другое дело – насколько и как они могут быть компенсированы, преодолены и даже стать источником развития (могу посоветовать в этом плане книгу: Инина Н. В. Испытание детством. М., Никея, 2021, 5-е изд.).

Знание психологии может принести несомненную пользу в многотрудном пути к святости

– Что делать, чтобы поддерживать в норме психическое здоровье?

– Святитель Николай Сербский определяет несколько последовательных линий обороны внутреннего здоровья человека. Первая линия – это чувство присутствия Живого Бога. Если человек сдает эту линию, то отступает на вторую – удержание чувства совести. Если не удержит, переходит на третью, где главенствуют общественные установления и законы. Если сдает и эту, то отступает на четвертую – семейные и кровные узы. Если не удерживает и ее, остается последнее – личная прибыль и собственные удовольствия. За этой последней ему уже не остается ничего, кроме тупого безразличия ко всему и отчаяния.[3] Психология не касается тайны общения Бога и человека, где посредником являются Церковь и священники, но во всех других уровнях ее знание может принести несомненную пользу в многотрудном пути к святости, которая, как известно, и является чаемым земным итогом, нормой в православном учении о человеке. Выше не подняться, но и ниже нельзя править. И пусть знания элементов психологии станет небольшим подспорьем в осуществлении этого подвига.

Беседовал Сергей Витязев

[1] Иерей Вадим Коржевский. Аскетизм как метод психологии // Святитель Феофан Затворник – основатель христианской психологии. Всероссийская научно-практическая конференция. СПб; 2015. С. 31.

[2] Для первого ознакомления см.: Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М., Никея, 2019.

[3] См.: Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Минск, 2010.


Борис Братусь 22 ноября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить