Победа над страхом

 
В девятое воскресенье после Пятидесятницы Церковь открывает перед нами святое Евангелие и показывает волнующееся от бури ночное море и Христа, идущего по волнам к кричащим от страха ученикам. Господь говорит им: не бойтесь, и эта фраза становится лейтмотивом всего христианского благовестия. Пётр же просит Господа и ему так же пойти по воде. Господь говорит: иди. И Пётр идет, но, испугавшись и усомнившись, теряет твердость под ногами и начинает тонуть. Зачем ты усомнился? — спрашивает у Петра Богочеловек. И когда они входят в лодку, ветер утихает. И ученики поклонились Ему и сказали: воистину Ты — Сын Божий.

Если мы перелистнем Евангелие, написанное апостолом Матфеем, на несколько страниц назад, то вспомним, что еще совсем недавно произошло очень похожее событие. Христос и ученики плыли из Капернаума к берегам страны Гергесинской, и точно так же началась буря такой силы, что волны покрывали лодку. Христос спал. Ученики в страхе будили Его и говорили: Господи! спаси нас, погибаем. И Он отвечал им: что вы так боязливы, маловерные? И встав от сна, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина (см. Мф 8:23–27). 

То есть буквально несколько дней назад Он уже показал ученикам Свою власть над стихиями. Он уже говорил им, что вера в Него побеждает страх, ибо Он пришел, чтобы победить смерть и связанный с ней человеческий ужас. И они тогда поверили. Но вот сегодня, оказавшись вновь перед лицом опасности, забыли о том. И Пётр, видя Спасителя, грядущего по водам, вроде бы настолько верит Ему, что и сам идет по волнам несколько шагов. Но даже этот собственный опыт апостола, опыт человека, который только что наступал на воду как на твердь и ощущал крепкое основание под ступнями — даже такой реальный и недвусмысленный опыт отступает перед человеческим страхом. Ведь вокруг буря, стихия, молнии и раскаты грома, вокруг бесконечная вздымающаяся черная вода, во все стороны и до неизведанных глубин. Вокруг смерть. И Пётр сомневается и теряет опору для ног своих.

Слова Христа к ученикам, кричащим от страха, — это одна из самых наиболее часто повторяющихся в Евангелии Его фраз. В Священном Писании Бог говорит не бойтесь людям больше трехсот раз. Не бойтесь, — говорит Христос раз за разом людям, терзаемым древнейшим врагом человечества — страхом, ставшим результатом первого преступления и смерти. Христос пришел победить этот страх, сидящий в сердце человеческом так глубоко, что, даже видя очевидные чудеса, видя Бога перед собой, грядущего по волнам, страх всё равно перевешивает веру. 

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:18), — пишет уже престарелый, прошедший большую и тяжелую жизнь любимый ученик Христа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. В его жизни было много поводов бояться: он видел, как мучают и распинают невинного Богочеловека, он стоял у Его креста. Иоанна самого преследовали, ссылали, угрожали и пытались запугать смертью. И вот он пронес через свою жизнь истину о совершенной любви, которую выразил в этой удивительной по красоте фразе, вторящей Христу, Который говорит нам: не бойтесь. В страхе есть мучение, мучение гораздо большее, чем физическое страдание, большее, чем реальные испытания. Поскольку страх помножает любую опасность во много раз, делает эту опасность почти непреодолимой. Если сама опасность может длиться короткий миг, то страх ее наступления может мучать человека годами, не давая ему спать, быть счастливым, жить в полную силу, созидать и радоваться.

Страх — та стихия, которая может разрушить наши отношения с Богом. Страх — та сила, которая заставила Адама прятаться от голоса Божьего в раю. Мы все боимся чего-то. Это и вездесущий страх смерти, страх собственных решений, страх быть честным и прямолинейным, страх тяжелой жизни, страх лишений и неустройства, страх быть порабощенным людьми или пороками, страх одиночества и страх толпы, страх болезней и боли. Множество страхов, которые мы самостоятельно не в силах преодолеть. Но все они, любые страхи, любые люди, которые заставляют нас бояться чего-бы то ни было, все они — препятствие нашему общению с Богом. Любой страх лишает человека человеческого облика. Подверженный страхам человек может что угодно: предать или убить, оклеветать или отступиться от обещаний, отречься, убежать, бросив в опасности слабого. Что угодно. Поэтому Христос говорит в Евангелии раз за разом: не бойтесь — и протягивает руку помощи утопающему Петру. 

Каждый из нас хотя бы однажды в жизни был в такой же ситуации, как апостолы на этом корабле. Каждому из нас Господь давал надежду и шанс побороть страх и пойти по водам жизни, ступая твердо. Не каждый из нас смог пройти хотя бы несколько шагов. Потому что страх — тяжелая ноша, неся его, сложно распрямиться и идти вперед. Потому что страх заставляет нас опасаться всего, что впереди. 

Но у нас есть Тот, за Кем идти не страшно. Тот, Кто сказал: Не бойтесь. В мире вы имеете страх. Но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33).  Страх отступает только перед Ним. Как и смерть, побежденная Его любовью. Он победил смерть и страх, перед Ним страх и смерть теряют свою силу. Он Сам собрал нас на корабле Церкви и Сам находится посреди нас, ибо обещал: где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде них (Мф 18:20). Он дает нам шанс выпутаться из уз. Он поможет нам не задыхаться от груза проблем и дел, которые мы навалили на себя, спасаясь от собственных страхов. Он может очистить взор наш, чтобы мы могли увидеть не только свои проблемы, но и людей, окружающих нас, и красоту созданного Им мира. Чтобы мы могли увидеть Его, Бога, Отца, нашего любящего и ищущего нас Создателя. Чтобы мы могли увидеть маленьких детей, еще лишенных страхов, их счастье и «святую возню»1.

И Он, найдя нас, маленьких Его детей, прячущихся в самих себе, протянет руку и поможет, как помог Петру. Для Него наши проблемы, страхи, сомнения, волнения и жизненные тяжести — важны, но преодолимы. Как для любящего родителя могут быть важны заботы ребенка: несомненно важны, но родитель может помочь выпутаться из них гораздо проще, чем то может сделать сам малыш. Родитель может весь мир перевернуть ради своего ребенка. Тем более наш небесный Отец.  

Он посреди нас, и наши молитвы к Нему сегодня — в том числе и об избавлении от страхов. Он сегодня с нами, на нашем корабле. И хотя вокруг шторм, волны житейского моря, молнии и гром, Он с нами, а значит, ничего плохого не случится. Господи! Просим Тебя, не оставь нас, как не оставил прежде апостолов Твоих. Умири бурю наших жизней. Запрети ветрам и бурям наших страхов и помоги нам верить Тебе так, чтобы никакой страх не смог заставить сомневаться в Тебе. Протяни нам, сомневающимся, руку Твою, как протянул Петру. Ибо Ты — воистину Сын Божий.


[1] Протопресвитер А. Шмеман. Последняя проповедь. “Благодарим Тебя, Господи, за наши семьи: за мужей, жен, особенно за детей, -которые учат нас, как славить имя Твое святое в радости, движении и святой возне.”

// Проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после всенощного бдения в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской 8 августа 2020 года.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить