Проповедовать образом собственной жизни

Распечатать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Только что мы внимали словам Христа, слышали церковное чтение притчи о сеятеле. Господь не оставляет в неведении слушающих Его во «время оно» апостолов, а сегодня - нас, относительно смысла этой притчи. Он сразу же поясняет, что означают образы, которые дал Он в притче: семя - Слово Его; каменистая почва, дорога, добрая земля - состояние наших душ и способность воспринять весть о спасении.

Но, несмотря на кажущуюся простоту, за образами притчи, даже растолкованными, остается глубокий смысл. Потому что каждому из нас хочется подумать: вот я стою в церкви за Литургией, значит семя слов Христовых в моем случае упало на добрую землю и дало должный плод. И сама способность думать так, думать о себе в таком ключе, уже может оказаться показателем совершенно иной, каменистой почвы, от которой отскочили слова Христа.

Господь неслучайно дает образ почвы. Ведь почву можно и нужно возделывать. То есть нет какой-то определенной раз и навсегда данности: у одного сердце - камень, у другого - сухая земля, и лишь у кого-то - добрая и плодоносная. Сердце каждого из нас - в зависимости от работы над собой, в зависимости от возделывания почвы - может быть в разное время как неспособным воспринять что-либо о Христе и от Христа, так и вполне способным из слова прорастить добрый плод.

И для человека имеющего, по слову Христа, «уши слышать», желающего воспринять то, о чем проповедовал Спаситель, неизбежен вопрос: Господи, а как же мне возделывать почву своего сердца так, чтобы упавшее в нее от Тебя не было похищено диаволом, не засохло по причине моего невнимания, а все-таки выросло? И как я могу узнать, в каком состоянии мое сердце сейчас, способен ли я слышать, или мне только кажется, а слова Твои остаются лежать во мне без всхода?

Конечно же, ответом на этот вопрос будет христианская работа над своим внутренним состоянием. Это и аскетические упражнения, и практика молитвы, и дела милосердия. Но прежде всего, смирение, без которого любая работа становится поводом для возвеличивания себя, поводом для гордости, спеси, лицемерия. Ведь мы часто видим примеры того, как вроде бы христианин по слову, может быть, даже священнослужитель, который и служит постоянно и приобщается Христу, - не становится лучше. Кажется - как это может быть? Неужели Господь не дает благодати приходящему к Нему и даже служащему Ему? Господь, как знаем мы из Священного Писания, конечно же, дает благодать. Но дает ее только смиренным.

Еще одно измерение сегодняшней притчи - особенно актуально для священнослужителей, для будущих священнослужителей да и вообще для всех, кто чувствует способность проповедовать Евангелие, поскольку к проповеди призваны все мы: и облеченные благодатью священства, и все верные - монахи, студенты, миряне, прихожане.  Ведь если всмотреться в образ сеятеля, то очевидным становится тот факт, что сеятель, скорее всего, сеет где-то на поле. Не на дороге и не в пустыне, что было бы крайне неразумно со стороны сеющего. И, скорее всего, те семена, которые падают на камень или при дороге - не правило, но исключение из правил. Основная масса семян попадет куда нужно и взойдет. И даст плод сторицей, как говорит Господь.

Поэтому наше дело как Его учеников - сеять семя слов Евангелия без сомнений и рассуждений о том, что работа эта может оказаться бесполезной. Ибо и в посеве семян пшеницы главное дело за Богом, человек лишь опускает семя в землю, но не влияет на то, как оно всходит. Потому как чудо зарождения веры, как и чудо пробуждения семян к росту, находится вне границ нашего влияния. То же самое и с семенами евангельской проповеди. 

А главный инструмент проповеди христианства для каждого из нас - священнослужителя, мирянина, студента, прихожанина - собственный образ жизни. Безусловно важно говорить о Христе, Священном Писании, о православном богословии. Важны и богослужения и внешняя стройность общественной молитвы. Но если при всём этом мы, каждый в отдельности, в самой обыденной жизни - в магазине, в семье, на улице, в офисе и в метро - не будем являть на деле христианский образ жизни, все семена упадут мимо. 

Проповедовать образом собственной жизни - гораздо значимее, чем словами. Проявлять доброту или хотя бы вежливость по отношению к людям, совершать дела милосердия, стараться в раздражающих ситуациях быть чуточку лучше себя самого и не раздражаться - всё это может стать залогом того, что и словесная наша проповедь будет услышана и попадет на готовую почву, и даст плод, о котором говорит сегодня в Евангелии Спаситель мира.

//Проповедь Наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией 27 октября 2019 года в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской
27 октября 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить