Семейная атмосфера формирует душу ребенка

Как верующие христиане, мы стараемся научить наших детей христианской вере и законам Церкви. Учим их молиться и ходить в церковь. Многое из того, что мы говорим и чему учим, забудется позднее, утечет как вода. Возможно, другие влияния, другие впечатления вытеснят из сознания человека то, чему его учили в детстве.

Но есть основа, на которой строится жизнь каждой семьи, некая атмосфера, которой дышит семейная жизнь. И вот эта атмосфера очень сильно влияет на формирование души ребенка, определяет развитие детских чувств и детского мышления. Эту общую, трудно определяемую словами атмосферу можно назвать миросозерцанием семьи. Мне кажется, что как бы ни сложились судьбы людей, выросших в одной семье, у них всегда остается что-то общее в их отношении к жизни, к людям, к самим себе, к радости и к горю.

Каковы же главные черты этого семейного миросозерцания? Думается мне, что самое существенное — это то, что можно назвать иерархией ценностей, то есть ясное и искреннее сознание того, что более важно и что менее важно: например, заработок или призвание.

Искренняя, незапуганная правдивость — одно из самых драгоценных качеств, которые даются семейной атмосферой. Неправдивость детей иногда вызывается у них страхом наказания, страхом последствия какого-нибудь проступка. Но очень часто у добродетельных, развитых родителей дети бывают неискренни в выражении своих чувств, потому что они боятся не соответствовать высоким родительским требованиям. Большая ошибка родителей — требовать от детей, чтобы они чувствовали так, как родителям хочется. Требовать можно соблюдения внешних правил порядка, исполнения обязанностей, но нельзя требовать, чтобы ребенок считал трогательным то, что ему кажется смешным, восторгался тем, что ему неинтересно.

Мне кажется, что в семейном миросозерцании очень важна открытость семьи к окружающему миру, интерес ко всему. Некоторые счастливые семьи так замкнуты в себе, что окружающий мир — мир науки, искусства, человеческих отношений — им как бы неинтересен, для них не существует. А молодые члены семьи, выходя в мир, невольно чувствуют, что те ценности, которые были частью их семейного миросозерцания, не имеют никакого отношения к внешнему миру.

Очень значительным элементом семейного миросозерцания является, мне кажется, понимание смысла послушания. Часто взрослые жалуются на непослушание детей, но в их жалобах бывает непонимание самого смысла послушания. Есть послушание, которое мы должны внушить младенцу ради его безопасности: «Не трогай, горячо!». Другое послушание — не сделать чего-нибудь плохого, когда его никто не видит. А еще большая зрелость начинает проявляться, когда ребенок сам чувствует, что хорошо и что плохо, и сознательно удерживается.

Цель дисциплины — научить человека владеть собой, быть послушным тому, что он считает высшим, поступать так, как он считает правильным, а не так, как ему хочется. Этим духом внутренней дисциплины должна быть проникнута вся семейная жизнь, родителей еще больше, чем детей, и счастливы те дети, которые растут в сознании, что их родители послушны правилам, которые они исповедуют, послушны своим убеждениям.

Еще одна черта имеет большое значение в семейной жизни — смирение. Без смирения любая другая добродетель может «испортиться», как портятся продукты без соли. Смирение — это способность не придавать слишком большого значения самому себе, тому, что ты говоришь и делаешь. Эта способность видеть самого себя таким, какой ты есть, несовершенным, иногда даже смешным, способность иной раз посмеяться над собой, — имеет много общего с тем, что мы называем чувством юмора. И думается мне, что в семейном мировоззрении играет очень большую и благодатную роль именно такое, легко воспринимаемое смирение.

Из книги епископа Александра (Милеанта) «Семья — малая Церковь»


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить