Семейные и гражданские обязанности христиан по апостолу Павлу

Распечатать


а) Тайна христианского брака (Еф. 5:22–23)

В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) апостол Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака (Еф. 5:22–23).

Апостол указывает на Божественное установление брака: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Быт. 2:24). Глубина единства обоих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело.

Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:32). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т. е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, едина плоть, прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви.

Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь (Еф. 5:22–28). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф. 5:25–26), т. е. крещением.

Тайна новой жизни в Церкви определяет и отношения супругов друг ко другу: Апостол заповедал жене любить мужа как члена единого брачного союза и бояться как главы своего. Муж же получил обязанность не только любить жену свою, но и устроять ее жизнь (Еф. 5:29).

Здесь возникают недоуменные вопросы:

а) а мужья не должны ли повиноваться женам? Да, должны, потому что Апостол всем заповедал повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф. 5:21). Там, где есть страх Божий, там водворяется обоюдное согласие, мир, любовь и взаимное послушание. Но так как жены склонны тяготиться главенством мужей над ними, то им и напоминается повиновение. А мужья склонны злоупотреблять властью над женами, поэтому Апостол напоминает им о любви;

б) Как понимать «жена да боится» мужа? Как уважение к мужу, соединенное с опасением, как бы не оскорбить его и тем не уменьшить обоюдной любви.

Блаженный Иероним в Вульгате перевел «да чтит» жена мужа (в греческом оригинале употреблено jobhta, от jobew – устрашать, пугать). Ведь жена должна видеть в своем муже но просто сожителя, но Богом поставленного главу, возносясь умом до осознания главенства над собой Христа. Недоумение возникает от забвения о том, что семья есть прежде всего церковная единица.

б) Взаимные обязанности детей и родителей (Еф. 6:1–4)

Апостол указывает на обязанность детей слушаться родителей, так как это долг справедливости и одна из первых заповедей Божиих. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6:1), и это первая заповедь с обетованием благополучия и долголетия (Еф. 6:2, см. Исх. 20:12).

Характер послушания детей определяется словами «в Господе», т. е. если воля родителей будет несогласна с волей Божией, то дети могут и должны не послушать их, чтобы не преступать большей заповеди. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Они, родители, после Бога – главные виновники жизни нашей, поэтому они первые имеют право на наше почитание, а потом и все прочие люди».

Обязанность родителей – терпеливо воспитывать детей: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4).

Главный предмет воспитания детей родителями – учение христианской веры в жизни, а также нравственное воспитание с учетом психики детей.

в) Взаимные обязанности рабов и господ (Еф. 6:5–9)

Апостол повелевает рабам повиноваться господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца... как Христу (Еф. 6:5). Христианство ставило задачу освободить людей не от господ по плоти – не от внешнего рабства, а от господ над душой – от рабства внутреннего. Внешне устройство жизни не входило в прямую задачу христианства, но оно даже службу раба делало средством возрастания и освобождения внутреннего, делало добродетелью. От этого теряется ее унизительный характер, она исполняется не ради человекоугодия или страха, а добровольно; значит и раб – уже раб только по названию, по существу же он раб Христов, а не господина по плоти. Христианский призыв к смирению и послушанию Богу есть вернейший путь к обретению внутренней свободы духа. К тому же Господь каждому воздаст по мере добра, которое он сделал (Еф. 6:8).

С другой стороны, господам Апостол заповедует поступать с рабами так же, умеряя строгость, зная, что над всеми есть нелицемерный судия – Господь (Еф. 6:9). Каким хочешь над собой иметь Владыку Бога, таким и сам будь по отношению к подчиненным, потому что для Бога нет разницы между рабом и господином, Он сотворил всех одинаковыми.


Из книги протоиерея Стефана Жилы «Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию».


25 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить