Чудесные истории. «Таинственный маяк»

Дмитрий Дмитриев родился 1963 году в Северодвинске. И хотя, подобно своему знаменитому земляку из Холмогор, Дмитрий отправился учиться в Москву, в авиационный институт, любовь к родному краю осталась с ним на всю жизнь, о чем убедительно свидетельствует его творчество.

Рассказ «Таинственный маяк», открывающий одноименный сборник, мог написать только человек, хорошо знакомый с бытом поморов, с особенностями рыбацкого промысла, с суровым и мужественным нравом жителей Русского Севера.

На таинственном маяке, стоящем в недоступном месте, на скалистом мысу, каждую ночь зажигается огонь. И никто не знает, что за человек уже много лет предупреждает рыбачьи и торговые суда о коварных скалах и спасает людей от неминуемой гибели. Местные жители убеждены: не иначе сам Никола Угодник устроил его для рыбаков. Потомственный рыбарь Сенька Сангин отправился со своим отцом на лов сельди, и оба могли бы погибнуть в бурном море во время жестокого шторма, если бы их не вынесло прямо на спасительный маяк. И оказалось, что чудо, о котором говорили рыбаки, – рукотворное. 23 года подает сигналы кораблям смотритель военного маяка Иван Савин. Когда-то его оставили здесь нести службу, да забыли смену прислать. И все эти годы неунывающий матрос береговой службы честно делает свое дело. Хозяйство завел, не бедствует, сожалеет только о том, что «в храм по воскресеньям нельзя сходить, да о том, что ржаного хлеба нету, такого душистого, с поджаристой корочкой…» Даже когда благодаря спасенным им рыбакам о нем узнает высокое начальство и присуждает награду, он все равно остается на маяке. Вот такая верность долгу и полное доверие Богу. Раз Господь поставил на это место, значит, надо принимать без роптания, терпеливо и с благодарностью. Жизнь никому не известного матроса, подобно огню его маяка, осветила жизнь множества людей. И с тех пор «в каждой рыбацкой деревне теперь молились о здравии Ивана Савина, и о родителях его, и о всех сродниках».

Вот такая верность долгу и полное доверие Богу. Раз Господь поставил на это место, значит, надо принимать без роптания, терпеливо и с благодарностью

«Иконописец». Сюжет этого рассказа, действие которого происходит уже в наши дни, почти детективный. В восстанавливаемый монастырь в Казани приезжает молодой талантливый иконописец и приступает к работе над святыми образами. Вместе с помощниками из числа братии он трудится по всем правилам иконописного ремесла, но вот беда: начал трескаться левкас – основа для нанесения красок, и работа застопорилась. А суровый отец эконом, бывший спецназовец, лишенный сантиментов, постоянно поторапливает богомазов. И вот братия, наслушавшись рассказов иконописца о кознях конкурентов, решила изловить «шпиона», который, как они думают, что-то подмешивает в левкас. Удастся ли найти загадочную причину, тормозящую процесс создания икон? Украсится ли иконостас в срок святыми образами?... В рассказе, помимо интригующего сюжета, есть познавательные моменты: популярно описана технология работы над иконой, объясняется, что такое левкас, паволока, лузга… А еще в нем присутствует мягкий юмор. И конечно, благополучный – и поучительный – финал.

«Храм». В маленьком рассказе, как в капле росы, отразилась вся трагическая российская история ХХ века. Сибирское село, жители которого, как и весь наш народ, прошли жестокие испытания: революция, репрессии против священства и верующих, коллективизация, Великая Отечественная война, послевоенная нищета... Но вот один из сельчан, Васька Смурнов, решает восстановить разрушенный храм: «Был же раньше в селе храм, и, говорят, жили знатно». Сначала над ним смеются, осуждают: «Книжек бабкиных обчитался или решил в попы податься». Потом потихоньку начинают подтягиваться, помогать. И незаметно построили храм-красавец. И хотя не все было красиво и гладко, как в сказке. И пожар был, и отчаяние Ваську одолевало, но сообща все преодолели. Счастливый финал у этой истории, а главное – достоверный. Возродился храм – «и жизнь в селе наладилась». Таких примеров новый, ХХI век знает немало.

Возродился храм – «и жизнь в селе наладилась». Таких примеров новый, ХХI век знает немало

«Пироги». Трогательная до слез лирическая новелла, описывающая необычное событие с неожиданной развязкой. У Тольки Щеглова отец погиб на фронте, мама, швея, еле сводит концы с концами, и мальчишка завидует одноклассникам, которые на перемене едят бутерброды с маслом. У них с мамой в рационе лишь пустые щи да пшенная похлебка. И вот возле одного из домов их маленького городка он вдруг видит на лавочке два румяных пирога. А в окне – женщину, которая, приветливо улыбаясь, показывает жестами, что он может их взять. И с тех пор каждый день Толька находил на этой лавочке пироги. Добрая женщина так ни разу и не вышла, а он – постеснялся зайти сказать спасибо. Лишь клал каждый раз какой-нибудь скромный подарок: веточку черемухи, рисунок… Много лет спустя инженер Анатолий Михайлович приехал в родной городок, чтобы наконец сказать спасибо той, которая спасла его, да и многих других мальчишек, «от голода, воровства, злобы, оголтелой зависти, а главное – от ненависти к людям». 

Много лет спустя инженер Анатолий Михайлович приехал в родной городок, чтобы наконец сказать спасибо той, которая спасла его

«Мамина молитва». Герои рассказа – конкретные люди, носящие ту же фамилию, что и автор книги. Истории, подобные этой, бережно хранят во многих семьях, где есть свой фронтовик. Если кратко, то звучит она так. Был призван, попал в окружение, в плен, в концлагерь, бежал (герой этого рассказа, Константин, бежал трижды, и каждый раз неудачно), дожил до Победы, после проверок особым отделом вернулся домой. Но мало кто задумывается о том, что наверняка кто-то очень сильно молился об этом человеке, выжившем в аду. В рассказе это его мать, Александра, которая в самые страшные, сталинские годы гонений на христиан исповедовала православную веру. И когда получила извещение о том, что сын пропал без вести, продолжала молиться о нем и упрямо твердить: «Мой сын жив». И вымолила его. В рассказе лаконично, хотя и без натуралистических подробностей, но ярко описано всё, через что пришлось пройти защитникам нашей Родины. Жестокие бои под Москвой и отчаянная храбрость ополченцев, жуть концентрационных лагерей, радость Победы и возвращения в родной дом… А главное – чувство собственного достоинства и мужество наших солдат. 

Истории, подобные этой, бережно хранят во многих семьях, где есть свой фронтовик

Рассказы Дмитрия Дмитриева без всякого дидактизма учат юных читателей важности молитвы и любви к своему Отечеству, терпению и мужеству. А иллюстрации Г. Лопачёвой, выполненные в реалистической манере, в негромкой цветовой гамме, служат прекрасным дополнением к тексту, помогают создать нужную атмосферу и донести до читателей писательские мысли.

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

Наталья Богатырёва 25 августа 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить