Любовь как сила видеть невидимое

Год назад преставилась ко Господу румынская схимонахиня Силуана (Влад), ей было 77 лет. Мать Силуана несла послушание координатора Учебно-консультационного центра Святых Архангелов Михаила и Гавриила и была настоятельницей монастыря Святого Силуана Афонского в Яссах. Она вела активную духовно-просветительскую и благотворительную деятельность, особенно среди молодежи. Ее беседы, лекции, интервью на острые жизненные темы пользуются большой популярностью как в Румынии, так и в других, особенно в соседних балканских странах. Предоставляем нашим читателям возможность познакомиться с одной из бесед схимонахини Силуаны с румынско-итальянской актрисой и телеведущей Рамоной Бэдеску.

1.JPG

Это любовь. Она дает мне силу видеть то, чего не видно. Видит не каждый, видит только тот, кто любит. Любишь только тогда, когда видишь то, чего не видно, когда видишь невидимое. Это любовь. То, что мы называем любовью, влюбленностью, – это ловушка природы, расставленная, подброшенная, позволенная Богом таким образом, чтобы мы преодолели свой эгоизм и обрели энергию открыть и полюбить себя.

– Матушка Силуана, сегодня у нас очень интересная тема: речь идет о ревности и неверности. Начнем с проблемы верности. Не знаю, проблема ли это, но это традиционная семейная ценность, которая мало-помалу становится все более хрупкой. Как все же сохранить эту ценность и какие у нее преимущества?

– Только положительные! Единственным преимуществом неверности является временное удовлетворение, временное удовольствие. Это всё, что она нам дает. Отец лжи, враг человека, всегда завлекал человека на этот путь, чтобы чем-нибудь приятным отделить его от Бога. Если бы это не нравилось, никто бы не делал ничего плохого. Зло, грех доставляет удовольствие. И человек идет за этим удовольствием. Неверность означает неспособность преодолеть свои импульсы удовлетворения желания, которые отделяют нас от Бога. 

У человеческой природы есть некоторые импульсы, которые реагируют, которые являются нашим ответом или нашим вызовом на то, что нам предлагается. Когда что-то выглядит хорошо, мы хотим это иметь; когда есть что-то приятное на вкус, мы это пробуем; когда нам что-то нравится, мы хотим это взять. Это позиция падшего человека, раба греха. Человек, верующий в Бога, берет только то, что благословлено Богом. Когда Бог сказал: «Ешьте от всех деревьев, но от этого не ешьте» (см.: Быт. 3: 3), я больше не задаюсь вопросом, хочу я этого или нет, даже если мне хочется это попробовать, поскольку оно выглядит хорошо. 

А выглядит хорошо всё, что создал Бог, так как Он не создал ничего плохого. Но я не ем этого, потому что Бог велел не есть. Бог – это моя жизнь, Он – Автор добра, Он – Тот, Кто сотворил меня, Кто делает меня счастливым и дает силу радоваться жизни. Вот почему я делаю то, что Он говорит, чтобы быть счастливым, а не для того, чтобы не умереть, поскольку я даже не знаю, что такое смерть. Но Он говорит мне, что я умру, именно для того, чтобы я узнал, что радость жизни зависит от меня, от моего выбора. Так говорит Он: «Ты умрешь!» Если я не верю Ему и делаю то, что говорю я, или то, что говорит искуситель, то я узнаю, что такое смерть, умирая.

То же самое и в отношениях между мужчиной и женщиной. Женщина – это дар Божий, созданный для мужчины. Мужчина – это подношение, которое Бог делает женщине, чтобы она не была одинокой и жила полноценной жизнью. Вот почему Он говорит: «Вот твоя жена!», а не «одна из твоих жен».

Женщина – это дар Божий, созданный для мужчины. Мужчина – это подношение, которое Бог делает женщине

«Вот твоя жена!», «вот твой муж!» Это мы слышим в Таинстве Венчания: «твой муж» и «твоя жена». Это своего рода принадлежность другому, которая является не обладанием, а свободной принадлежностью. Я твоя, потому что свободно отдаю себя свободному человеку. Поскольку я дарю себя тебе, я твоя, а поскольку ты отдаешься мне, ты мой. Это не обладание, а посвящение. Ты не предмет, ты живой и свободный! Поэтому завет, который я заключаю пред Богом и Его властью, – это завет веры. 

У этого завета есть невидимая часть: благодать, сила Божия – и видимая: кольца, венцы. Да, венцы, те самые настоящие царские короны, которые священник возлагает на наши головы, обоим одновременно, превращая нас в царствующие особы. Да, царствующие над порывами своего естества, по прихоти которого мы должны любить всех женщин или всех мужчин, потому что они все достойны любви, они все соблазнительны для похоти. Она, природа, не знает, что они не все мои! Она не знает, что только одна – моя избранница, что только один-единственный – мой избранник! Ты моя, потому что я выбрал тебя; я твой, потому что ты выбрала меня! 

1.JPG

В выборе заключена наша уникальность. И я выбираю тебя как личность. Не моя природа тебя выбирает. Природа не знает. Природа считает мужчиной и брата, и отца, она не знает, она не сознает. Только личность знает, только личность слышит и слушает, что говорит Бог, и совершает по Его слову глубокий, сокровенный, свободный выбор для исполнения заповеди ценою в жизнь. 

Личность говорит: «Это нехорошо! Быть верным – значит быть верным Богу, Его заповедям, Его воле. Это значит быть верным себе как человеку, потому что ты человек только в Боге. Я, как человек, создан Богом быть мужем только одной женщины. Я, как женщина, создана Богом быть женой только одного мужчины. Если он умрет, я могу принадлежать другому мужчине. Конечно, я свободна в том, чтобы принадлежать многим (или: я свободен иметь много женщин). Бог не останавливает меня. Но мое призвание, мое предназначение таково. Я его не исполняю, если я неверующий (неверный) человек. Неверный прежде всего себе, Богу, а потом и жене (мужу). А неверие (неверность) – это грех.

– Неверность, полагаю, связана не только с этим желанием обладать всеми красивыми женщинами или мужчинами, она связана еще и с характером связи, единения, существующего в отношениях, в семье. Когда оно разрушается по разным причинам, конечно, появляется тяга бежать в другом направлении.

– Конечно. Вы сказали также одну очень важную вещь: быть верным, быть преданным не обязательно означает, что тебе при этом никто не нравится или ты не можешь пожелать кого-нибудь другого. Порывы к этому существуют, тело, пока оно не обожествлено, работает против духа. Желания могут быть. Но я сознаю, что я в силах не поддаваться подобным порывам и подобным желаниям, потому что я люблю и остаюсь верным. Я люблю определенного мужчину (определенную женщину). 

Обычно у женщины даже не возникает подобных желаний, когда она любит. Это бывает только у мужчин. Женщина, когда любит по-настоящему, другого мужчину даже не видит. Она смотрит на всех чисто, она смотрит на всех как на братьев. Но когда не влюблена, тогда, конечно, взгляд у нее другой. 

1.JPG

– На самом деле неверность женщин осуждается больше, чем мужчин, хотя пред лицом Бога грех, наверное, один и тот же, но у общества совсем другое мнение.

– Да, грех тот же, но, думаю, у природы есть для этого какие-то причины. Если принять во внимание только то, что природа по-разному распределила репродуктивные способности мужчин и женщин: порывы у мужчин сильнее и т. д.

– Он под большим давлением. 

– Но человек властен над этими импульсами. И мужчина хозяин своей природы, и, может, он потому именно и мужчина, что способен преодолеть гораздо большее смятение, чем женщина. 

– Вы сказали важную вещь: многие считают себя в той степени мужчиной, в какой они пользуются успехом у женщин.

– Это оправдание всех бессильных, чтобы не считать себя бессильными. Но если хорошенько подумать, то мужчина – это тот, кто уважает свой статус мужчины, данный ему Богом. Потому что быть неверным может кто угодно. Любой может это сделать или вообразить, что сделал, и говорить: «Да ну, вот я сколько всего сделал...», смотреть телевизор и говорить: «А-а, сколько их у меня было…» Все это относится к воображению бессильного мужчины. 

Сильный мужчина – это тот, кто сдерживает свои порывы и распахивает объятия своей души и сердца жене, которая всегда разная, всегда новая, если он смотрит на нее как на личность. Если же он смотрит на нее как на вещь, тогда, конечно же, может найти в ней и недостатки: «Да я могу поискать в другом месте кожу более... (не знаю какую), талию более... (не знаю какую)». Но когда мы вступаем в брак, мы не так поступаем. Когда я иду к маме и говорю: «Мама, я влюбился в одну девушку и хочу на ней жениться», – то не начинаю ей расписывать, что рост у нее 1,80, талия 60, размер ноги и вес такие-то, цвет глаз… Мама может даже удивиться: «Да что ты в ней нашел?». «Не знаю, что я нашел, но я увидел ее. Я увидел ее и, несмотря на ее плюс-минус килограммы, люблю ее. И я распахиваю свои объятия, чтобы обнять ее такую, какая она есть. И она для меня всегда остается загадкой, всегда тайной, ведь у меня достаточно времени видеть ее всегда-всегда разной». Это – любовь. 

Сильный мужчина – тот, кто сдерживает свои порывы и распахивает объятия своей души жене, которая всегда разная, всегда новая, если он смотрит на нее как на личность

– Как бы вы определили ее?

– Она дает мне силу видеть то, чего не видно. Видит не каждый, видит только тот, кто любит. Любишь только тогда, когда видишь то, чего не видно, когда видишь невидимое. Это любовь. То, что мы называем любовью, влюбленностью, – это ловушка природы, расставленная, подброшенная, позволенная Богом таким образом, чтобы мы преодолели свой эгоизм и обрели энергию открыть и полюбить себя.

Потому что, если бы мы не полюбили, мы бы не остановились, нам бы не хватило терпения. Мало-помалу я обнаруживаю, что не только увлечен и влюблен, но действительно люблю этого человека. Тогда я соответствую своему мужскому призванию (женскому призванию). 

Я слышала, как один мужчина сказал своей жене: «Знаешь, я не хочу осквернять наш брак. Мне нравились многие женщины, и меня к ним влекло, – он был где-то главным инженером, – меня тянуло ко многим, но я ни разу не осквернил наш брак». Это он сказал ей на золотой свадьбе. Какое чудо! Вы понимаете, что ему это было нелегко. У него тоже были порывы, и он подвергался испытаниям. Ему было нелегко, но какая гордость, какое достоинство, какое мужество быть хозяином своих порывов! Когда прислушиваешься к ним и позволяешь им управлять собой, ты ничем не отличаешься от пса, потому что... такова природа! 

Какая гордость, какое достоинство, какое мужество быть хозяином своих порывов!

– Да… В данном случае можно сказать, что очень трудно быть настоящим мужчиной.

– Да, поэтому мужчины оправдываются и говорят, что мужчина должен курить, мужчина должен пить, мужчина должен изменять жене, потому что им стыдно сказать: «Я не смог стать мужчиной. Не смог. У меня вспыхнула страсть к одной, и я пошел за ней, а потом сказал себе: “Да ну, не нравится мне это!” Я не могу быть мужчиной, я не могу без сигареты. Не могу! Я не владею собой. Я завишу от этой зажженной палочки. От этой соски». Я не могу быть мужчиной, потому что не могу не опрокинуть стаканчик. Обещаю себе, что больше не пойду в бар, и опять просыпаюсь под столом. Почему? Потому что я не мужчина». 

Как же я становлюсь мужчиной? Приходя к Тому, Кто создал меня мужчиной, и говоря: «Господи, да что же я такое, игрушка страстей? Неужели, если на меня что-то находит, я должен все это исполнять? Если кто-нибудь угощает меня кружкой пива, я должен ее выпить, чтобы он не сказал, что я не мужчина? Неужели я не могу сказать ему: “Я мужчина, потому что могу не пить пиво, когда этого хочешь ты, и даже когда этого хочу я”».

– У него должно быть чувство собственного достоинства.

– Да, но для этого я должен узнать, что значит быть мужчиной. Что значит быть человеком? Человек – это чудо творения, и Бог создал меня по Своему образу, и Он вошел в меня через Крещение, через Святое Причастие, Он присутствует во мне, чтобы я был таким, как Он, чтобы вел себя, как Он. Но могу ли я в таком случае вести себя как брачующийся на лоне природы пес? Я этого больше не могу. 

Если же я не знаю, что являюсь чудом творения, тогда буду вести себя как приблудная кошка. Так вот оно как, до меня наконец дошло! Меня осенило! Разве таким должен быть мужчина? Разве такой должна быть женщина? 

1.JPG

– Что такое настоящая женщина в свете православного учения?

– Она как Богородица! Во-первых, она красива. Женщина красива, даже если не соответствует стандартам невесть какой мисс. Она очень красива, как бутон, а когда любима, то становится красивой, как цветок! Но у кого есть глаза, чтобы увидеть эту красоту и любовь, чтобы покровительствовать этому расцветанию? На нее нужно смотреть с любовью, с терпением и теплотой защищать ее, чтобы она зацвела. Понимаете? Красота внутри, она как свет. 

Женщина по природе своей нежное, деликатное создание. Даже когда кричит на кого-нибудь, она все-таки делает это деликатно. Не ругается сквозь зубы и не плюется, как мужчина. Даже когда она вульгарна, в ней проявляется другая вульгарность, типично женская. 

Женщина сознает, что она чудо и дар Божий, созданный для мужчины и для мужчин. Потому что я также дар для своего отца. Отец по-разному радуется дочери и сыну. По-разному смотрит на них. Поэтому я рада, что я есть и делаю свою жизнь утешением для других. В этом призвание женщины. Везде, где проходит, она должна оставлять улыбку, везде должна оставлять тепло и ласку. Она должна обладать тонкой чувствительностью: ушами, которые слышат; руками, которые ласкают; сердцем, которое сочувствует другим, которое некоторым образом качает их в колыбели своей молитвы. Своим милосердием и лаской женщина убаюкивает страдания всего мира. Это женщина. 

– Как может современная женщина считать образцом Божию Матерь? Ведь кажется, что Она очень далека от современной женщины и особенно от образа деловой женщины, делающей карьеру. 

– Но образец – это же не манекен, не фотография у меня перед глазами, на которую я стараюсь быть похожей. Как выглядит Богородица? Ага, голова Ее покрыта вот так омофором, давай-ка и я так надену платок. 

– Я имею в виду святость.

– Этот образец вырабатывается изнутри. Матерь Божия стала Матерью Божией, родив Христа, родив Богочеловека. Я стану как Богородица, рождая Христа в себе. Я принимаю Его через Крещение, вкушаю Его через Святое Причастие и потом говорю Ему: «Ты живи, Ты смотри, Ты думай, Ты приходи в мои мысли!» Он рождается во мне, а я способствую Его рождению в других. 

Я стану как Богородица, рождая Христа в себе. Он рождается во мне, а я способствую Его рождению в других

И кто-нибудь, увидев, какая я, и поняв, что Христос – моя жизнь, тоже захочет этой Жизни! Христос будет рождаться и в нем! И в той мере, в какой я внимаю Христу в себе, я становлюсь подобна Матери Божией, когда Она носила Его в Себе как Мать. Я ношу Его внутри себя, как мать, я не ношу Его, как Его носит ученик мужского пола. Внутри меня, в моей женственности, в моем материнском призвании есть Богородица, и там я принимаю и люблю Ее Сына. 

И как все идущие за Христом призываются прийти под Покров Божией Матери, так и я призываюсь не только прийти под Покров, но и самой стать покровом. Потому что на Кресте Спаситель сказал апостолу Иоанну: «Се, Матерь твоя!», а Богородице: «Се, сын Твой!» (Ин. 19: 26–27).

И все мы, идущие за Господом на Голгофу, становимся детьми Богородицы. А женщина становится и дочерью, и матерью. И это великая тайна. И никакая карьера не может отнять у нас это наследие.

– При всем том нам очень трудно найти в Богоматери образец. Очень трудно найти Ее в себе как образец.

– Потому что мы с большим трудом идем к Богу. А потом, как и где нам найти Ее? В телевизоре? Ее нигде не найти, кроме как в сердце, где место Бога. А если в моем сердце нет Бога, я никак не смогу найти там и Его Матерь как образец. 

Так что не будем спрашивать: «Матерь Божия, как мне быть как Ты?». Потому что понятно, как. Но лучше скажем: «Матерь Божия, помоги мне стать такой, как Ты. Помоги быть терпеливой, помоги научиться прощать, вкушать от Древа жизни, а не от древа познания добра и зла. Помоги не поддаться искушению и самой не быть искушением!»

1.JPG

– Мне хотелось бы сейчас поговорить и о ревности. Мы говорили, что она не всегда связана с неверностью. Здесь предельно ясно, что человек ревнует, когда супруга (супруг) ему (ей) изменяет. И все-таки как ему быть, чтобы оставаться на христианской позиции? 

– Прежде всего, подумаем о том, что такое ревность. Ревность – это сила души, благодаря которой мы сохраняем другого в его достоинствах. «Я открыл тебя, я люблю тебя, ты для меня обладаешь уникальной ценностью. И я тебя оберегаю. Я ревнив». 

Бог тоже говорит: «Я ревнив», Бог – это Бог Ревнитель. То есть: «Слушай, человек, Я создал тебя чудом творения! Я ревнив. Не могу позволить тебе поклоняться тельцу, колбасе, падать ниц перед стаканом. Я создал тебя поклоняться Богу, то есть Любви, чуду, радости, быть подобным Мне!» 

В таком случае, ревность – это, конечно, та бдительность, которую я проявляю, чтобы любимый человек не опускался ниже своего достоинства. Того достоинства, в которое я его облекла. 

Когда мужчина ревнует жену, он думает: «А не могла ли моя жена впасть в блуд?» Понимаете, блуд – это падение. «А не могли бы другие женщины использовать моего мужа для получения удовольствия?» То есть, не утратил ли он высокое царское достоинство, которое получил в Святом Венчании? С этой точки зрения, ревность – вещь неплохая. 

– Позитивная.

– Но по причине того, что мы всё принизили вследствие своего падения, поскольку не питаемся силой Бога, благодатью Божией, – ревность тоже ослабляется, становится подозрением, недоверием, одержимостью: «Ты моя, не позволяй никому смотреть на тебя!» или: «Боюсь, что если мы куда-нибудь пойдем, тебя кто-нибудь украдет!» 

Ревнивый в разумных пределах мужчина говорит: «Моя жена? Да я могу оставить ее одну хоть на вокзале! Ее никто у меня ее не отберет, потому что она выбрала меня, а я ее! И все видят и знают, что она моя, что она царица и ее нельзя просто так взять как забытый на вокзале чемодан!» 

В противном случае придется ее сторожить, и чем больше он будет ее сторожить, тем быстрее потеряет, потому что невозможно сторожить человеческое сердце. Нет, нет, ты ее не убережешь! 

– В сейф ее не положишь.

– Скорее убережешь стаю гусей, чем женщину, гласит народная поговорка. Единственный способ, которым ты можешь ее уберечь, – это придать ей истинную ценность, сказать ей: «Женщина, ты для меня уникальна, ты бесценна! Да, сейчас я зол, потому что ты сделала не то, что я ожидал. Но ты высшая ценность моей жизни, ты дар Божий, сделанный мне как мужчине. И поэтому я уже не боюсь. Я ревнив в том смысле, что не хочу видеть тебя плохой, не хочу тебя обесценивать». 

Единственный способ уберечь женщину – это придать ей истинную ценность

– Иногда ревность бывает крайне болезненной. Есть люди, в основном мужчины, которые изменяют женам, а вернувшись домой, видимо, огорченные где-то на подсознательном уровне, начинают обзывать жен проститутками, бьют и говорят, что те их обманывают. 

– Да. Ученые называют это проекцией. Он проецирует собственное ничтожество на другого. Он презирает себя за содеянное, презирает и ненавидит женщину, с которой изменил жене, и всю эту ненависть, все это презрение, накопившееся в нем, сбрасывает на другого, невиновного. Потому что не знает, как прийти с этим к Богу, исповедовать свой грех и избавиться от него покаянием.

Чаще всего, больше всего от ревности страдают в семьях алкоголиков. Мужчина-алкоголик очень ревнив и агрессивен. Почему? Из-за своей болезни; потому что алкоголизм – это болезнь, болезнь тела и души, при которой уже невозможно обезвредить алкоголь в крови, и она остается там и разрушает нервные клетки. В результате обессиливается весь организм, в том числе мужская потенция. 

Но мужчина не хочет признавать свое бессилие, он должен быть «на высоте». Именно поэтому он напивается, чтобы преодолеть свое бессилие и ничтожество и перенести их на другого. 

Вдобавок к этому женщина тоже не может остаться равнодушной к его крайне неприятному поведению. Женщина не может его утешать, любить и радостно встречать, когда от него плохо пахнет, когда он обделался, когда он хвастается и проявляет прочие неприглядные признаки человека, находящегося под воздействием алкоголя и лишенного собственного достоинства. И бедная женщина не может этого выносить: «Я терплю тебя, отмываю, вытаскиваю из канавы, кормлю, а ты еще хочешь, чтобы я говорила тебе, что ты сказочный красавец? Не могу я этого делать!» 

И тогда его ненависть от бессилия переходит в ревность: «Ага, ты меня больше не любишь, потому что у тебя есть другой!» Но ему не хватает сил взглянуть на себя в зеркало и сказать: «Как же она будет любить меня, бедняжка, когда я так выгляжу!» 

Вот что происходит! Человек, у которого нет больше сил: физических, душевных, духовных, постоянно ощущает угрозу. А когда тебе угрожают, ты становишься агрессивным. Чтобы избавиться от опасности, чтобы тебя не ударили, ты говоришь: «Буду бить я!» 

Женщинам, страдающим от этого, следовало бы научиться защищать себя. Прибегать к Богу с молитвой, смело говорить мужу правду. Не когда он пьян и зол, а потом: «Слушай, думаешь, мне не хотелось бы умереть за тебя и восхищаться тобой? Но как восхищаться тобой, когда ты ходишь под себя, валяешься под столом? Послушай, я тебя не брошу, потому что у нас дети. Я тебя не брошу, потому что верю, что ты сможешь исправиться». 

1.JPG

Надо говорить ему. А то мы обычно думаем: «Да что он, не знает, что ли?» Он не знает или делает вид, что не знает. 

– Или и знать не хочет. 

– Ревность – это агрессивная попытка закрыть рот и глаза тому, кто на тебя смотрит: «Зачем ты это делаешь со мной? Зачем заставляешь меня страдать?» Люди этого не выносят. Очень многие при этом агрессивны даже с детьми, потому что не выносят таких вопросов: «Зачем, что я тебе сделал?» «Ты мне много чего сделал, ты напился, ты выпил, ты не принес зарплату домой. Я тебя терплю, а ты меня бьешь, потому что не выносишь моего взгляда. Почему ты так со мной поступаешь? Мне больно от того, что ты делаешь со мной. Оттого, что ты бьешь меня, плохо обращаешься со мной, оттого, что хочешь, чтобы я боялась тебя и чтобы ты мог заткнуть мне рот!» 

– Бывают и очень тяжелые случаи, когда женщины теряют надежду и происходит разрыв.

– А женщины не могут не терять надежду, если не обратятся к Богу. Я знаю женщин, поднявшихся из бедственного положения, преодолев его с Божией помощью в Церкви, молитвой и терпением. И мужчины вернулись домой, мужчины бросили пить, мужчины отказались от насилия. 

Речь идет не о пассивном терпении, терпении удара по столу, стулу или другому предмету. Нет. «Я императрица, я женщина! Ты не можешь так поступать со мной, я не позволю тебе так со мной обращаться! Скажи мне, что мне делать, чтобы ты был доволен, скажи мне, что тебе не нравится из того, что я делаю? Но ты не можешь делать со мной все, что захочешь! Я не твоя вещь. Я не лишена защиты. Меня защищает Бог, меня защищает закон. Знаю, что иногда человеческий закон меня не защищает, но я не сдаюсь. Я найду способы себя противопоставить».

– Возможно, когда женщина сохраняет достоинство и смелость…

… с Божией помощью…

– …у нее более выигрышная позиция, чем при обращении к законам, которые часто создаются мужчинами и действуют в их пользу.

– И еще одно: при обращении к Богу не надо всегда обвинять мужчин, ведь есть и женщины, которые бьют своих мужей.

– Их меньше, но они есть.

– Есть, есть. Или те, кто напиваются, или алкоголички. К сожалению, и это тоже есть. 

Когда у женщины подобные проблемы с мужем, она должна обращать внимание на его порок, а не обесценивать супруга полностью. Она должна говорить: «Мой муж пьет», а не «Мой муж пьяница». «Мой муж меня бьет», но только не: «Мой муж ни на что не годен». 

Когда у женщины проблемы с мужем, она должна обращать внимание на его порок, а не обесценивать супруга полностью

«Если мне удастся найти подход к этому человеку, и он перестанет ругаться, перестанет изменять мне, откажется от всего того, что он делает, принося мне и себе и боль, – я выиграю своего мужа! Потому что знаю: за пределами его озлобленности находится то чудо, в которое я влюбилась, то чудо, из-за которого я вышла замуж. Не может быть, Господи, чтобы я не достучалась до него! Не может быть! Ты знаешь путь к прекрасной части его души, научи меня дойти до нее! Но если ты не придешь и не заберешь у меня все плохое, это никогда не закончится!»

Говорят, что в каком-то селе был священник, которого прихожане обвинили в колдовстве. Якобы он дает женщинам какую-то воду, чтобы перестать ссориться с мужьями… 

– Что это за вода?

– Тогда местный архиерей пошел посмотреть: «Что ты делаешь, батюшка?». «Вот что я делаю, Ваше Святейшество: я освящаю воду молитвой и даю женщине, которую бьет муж. И говорю ей: “Когда твой муж приходит домой пьяный, возьми в рот немного этой освященной воды. И не глотай ее, пока он не ляжет спать”». 

И набирала женщина в рот воду и, держа его закрытым, больше не говорила ему: «Такой-сякой, ты опять напился, горе тебе, потому что ты ни на что не годен, где деньги и т. д.» И муж говорил, что говорил, пока не заснул, потому что ему не с кем было ссориться и драться. И женщина тогда сказала: «Чудеса творит священная вода. Творит с одним условием: не глотать ее для того, чтобы высказать то, что приходит в голову от обиды». 

Часто то, как мы реагируем, увеличивает зло другого. Вместо того чтобы говорить, какой он плохой, посмотри, где-то там стоит кто-то хороший. Я лучше буду говорить с этим хорошим, чем с плохим, я усыплю этого плохого, а завтра я буду разговаривать с другим. И я не буду терять надежду, потому что Бог дал мне силу и дал нам силу через брак подняться над этим.

1.JPG

– Некоторые считают ревность добродетелью. Им кажется, что нет любви без ревности. Думаю, что это заблуждение. 

– Милая, это еще и коварное желание нечестного человека называть совершаемое им зло добром, чтобы совесть его не мучала. Он может даже хвастаться этим злом. Почему? Чтобы ему не было стыдно в глубине души. Но он не спасется, милая, потому что в конце концов приходят все смывающие воды! 

Была и другая история: в стаде было 99 белых овец и одна черная. И все они угнетали черную. Они говорили ей, что она уродлива, что она черная, сторонились ее и издевались над ней. Это было надругательством над ней, как сегодня это любят называть. И пошел большой, пребольшой дождь. И что ты думаешь? Все овцы стали черными! Смыта была, милая, с остальных известь и краска. 

Мы все по жизни похожи на перекрашенных ворон. Если мы сознаем свое бессилие и говорим: «Господи, прости меня за мою беспомощность, дай силы и мне простить другого за его беспомощность. Я верю в то, что Ты поможешь мне достичь доброй его/ее стороны, потому что Ты можешь сделать это и Ты сможешь дать мне эту силу!» Тогда мы выиграем. Иначе без прощения, без любви, без терпения в нашем доме будет ад. 

– Это правда. В Священном Писании в Песни Песней (Песн. 8: 6) говорится, что ревность подобна адскому огню.

Да, и нам надо научиться избавляться от ада. Надо воскликнуть: «Господи, что мне делать, чтобы избавиться от ревности? Я ревнив, я ревнива. Что мне делать, Господи, чтобы избавиться от этого?» И у Бога есть лекарство от всего. 

– Неплохо было бы к тому же не провоцировать супруга. Есть люди, которые осознанно или неосознанно провоцируют такие подозрения в отношениях. 

Да, это тоже своего рода месть. Если муж не обращает на тебя внимания, ты говоришь: «Вот видишь, как вон тот смотрит на меня!» 

Я ревнив, я ревнива. Здорова ли моя ревность? Верю ли я этому? Нет! Тогда я болен. Куда мне пойти, чтобы стать здоровым? Если у меня есть камни в желчном пузыре, куда я пойду? Не к парикмахеру же? Нет, я не иду к парикмахеру, я иду к врачу. А если у меня камни в душе от ревности, куда мне идти? Идти к специалисту по печени? Напрасно я туда пойду! Я должен пойти к Врачу моей души и сказать: «Господи, исцели меня, Господи, потому что моя жизнь – это ад. Меня постоянно тянет ее побить, тянет таскать ее за волосы, и я даю себе отчет в том, что это неправильно, но не могу остановиться. Помоги мне Господи!» 

– И молитва жены за мужа тоже помогает…

Да, пусть скажет: «Боже, не оставляй его в этом блуждании, Ты знаешь его сердце. Открой ему глаза!»

– Часто падшие не очень молятся, обычно молятся те, кто вне этого, и…

– Те, кто страдает. Нам это поможет помолиться, предупредить его и сообщить: смотри, если ты еще так сделаешь, я больше с тобой не останусь, я уйду.

Со схимонахиней Силуаной (Влад)
беседовала Рамона Бэдеску
Источник: doxologia.ro

Перевела с румынского Евгения Пейкова

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить