Александр Моторин. Церковный староста и истинный христианин

28 мая 1938 года оборвалась жизнь Александра Ивановича Моторина. Это был рабочий Тонкосуконной фабрики в поселке Свердловский Щелковского района, а потом староста храма Рождества Пресвятой Богородицы в Анискино. Казалось бы, простая история жизни. Если бы не безбожное время. Если бы не полигон НКВД в Бутово. Если бы не один из многих, многих, многих...

Сельцо Городищи, Щелковский район Московской области

В давние времена это место на берегу реки Клязьмы называлось пустошь Городищи в Кошелевом стане. В XIX веке стало сельцом в Осеевской волости 3-го стана Богородского уезда, куда входило и Щелково (Мещанская слобода).

В 1872 году в Городищах в крестьянской семье Ивана Моторина родился сын Александр. Жители сельца сначала входили в приход Троицкой церкви на старинном Аристовом погосте. Когда же волость разрослась, то стала относиться к приходу церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Анискино, что в 8 километрах от Городищ. Здесь и крестили Александра Моторина.

1.jpg
Александр Моторин. rusgolgofa.ru

Жизнь в Городищах определял крестьянский труд, отхожий промысел в Москве, работа на торфозаготовках и суконная фабрика, устроиться на которую считалось большой удачей для крестьян близлежащих сел и деревень. Возможно, здесь работал и отец Александра Моторина.

В 1871 году в Анискино владельцами суконной фабрики Иваном Ивановичем и Сергеем Ивановичем Четвериковыми при участии священника Сергия Архарова, ставшего законоучителем, была открыта Анискинская фабричная школа (церковно-приходское училище) для детей рабочих. До постройки школьного здания она размещалась в просфорне при храме. В этой школе учился и Александр Моторин. После ее окончания он поступил на суконную фабрику, где и проработал всю свою жизнь.

В Первую мировую войну предприятие работало исключительно на армию и производило серошинельное сукно и портяночную ткань. Сведений о том, был ли Моторин на фронте, нет, хотя мужчины его возраста призывались как ратники (рядовые) ополчения 1-го разряда. Возможно, у фабричных рабочих была бронь. Также ничего не известно о семье Александра Ивановича.

После переворота 1917 года

На Городищенской фабрике Четвериковых революционные волнения впервые произошли в 1905 году и носили не экономический, а политический характер. В октябре 1917-го свершился переворот, изменив жизнь огромной страны. 1918 год явно показал, каким будет будущее. Городищенскую суконную фабрику товарищества Четвериковых национализировали, владельцев арестовали, а в 1921-м предприятие переименовали в Тонкосуконную фабрику им. Я. М. Свердлова. Теперь здесь производили драп и плательно-костюмную ткань, а при Четвериковых – высококачественное сукно, трико, сатин и особую, разработанную на фабрике шерстяную ткань № 32 для офицеров русский армии.

2.jpg
Городищенская фабрика Четвериковых

Александр Иванович, как и другие фабричные рабочие, жил днем нынешним: продолжал трудиться и, как человек верующий, ходил на службы в храм. Но отношение новой власти к вере в Бога и к Церкви становились все более очевидными не только по издаваемым правительством указам. Осенью 1918 года был расстрелян протоиерей Константин Голубев, настоятель Богоявленского собора в Богородске (Ногинск), расположенном в 20 километрах от Городищ. Причиной стали торжества в мае с приглашением Патриарха Тихона и большой крестный ход, что местная власть расценила как вызов.

Александр Иванович жил днем нынешним: продолжал трудиться и ходил на службы в храм

В 1928 году села Городищи и Лукино-Варино, где располагалась Трудовая коммуна им. Ф. Э. Дзержинского, объединили в рабочий поселок Свердловский. Жизнь поселка определяли трудовые будни, наполненные призывами, лозунгами, новыми планами и соревнованиями с другими предприятиями страны. Несмотря на это, люди по-прежнему шли в храмы – Рождества Пресвятой Богородицы в Анискино и приписанный к нему Знаменский в Городищах. Не пропускал церковные службы и Александр Моторин. Он был свидетелем того, как в 1925 году шла опись церковного имущества Инспекцией госдоходов Щелковского финансового отдела при исполкоме и изъятие ценностей: так, в Рождественской церкви конфисковали 400 кг серебра и золота.

К счастью, обе церкви еще не были закрыты.

В это время Александр Иванович уже считался старейшим рабочим. Возраст его приближался к пенсионному. В 1932 году он вышел на пенсию и поступил на службу в храм Рождества Пресвятой Богородицы. Это был смелый шаг. В этом храме его крестили, и здесь завершился его жизненный путь, простого труженика и поистине верующего человека.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Анискино

Анискино известно с 1638 года. В разное время село принадлежало разным людям. Например, думному дьяку Поместного и Сыскного приказа М. Ф. Данилову, при котором появилась здесь деревянная Дмитриевская церковь. Была приписана эта земля и к Потешному дворцу Московского Кремля. Как долго простоял храм и когда исчез, неизвестно. В 1687 году Анискино стало вотчиной представителей древнего рода старомосковских бояр Плещеевых.

В 1719 году по челобитной капитана Федора Плещеева и с позволения государя в селе вновь построили деревянный храм, освященный в 1721 году в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы, с приделом святого Димитрия Солунского и митрополита Алексия. В 1722 году храм уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Через 16 лет московский стряпчий, полковник Алексей Плещеев получил разрешение на возведение каменного храма, какой и построил на собственные средства в 1742 году. Для строительства был приглашен каменных дел мастер крестьянин Иван Тихонович Быков. Прошло 13 лет, и в храме, возведенном в стиле московское барокко, освятили придел во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Всего было два придела: южный Никольский и северный Алексеевский. С 1808 по 1813 год шло возведение трапезной и колокольни с притвором, но уже в стиле ампир. Было изменено и декоративное убранство более старого здания храма. В 1835 году церковную землю обнесли оградой с трехчастными воротами и маленькой часовней. Деньги на строительство собирали крестьяне, прихожане храма, а на украшение церкви средства выделил купец, потомственный почетный гражданин, статский советник, казначей Елизаветинского училища Павел Губин.

3.jpg
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Анискино

К церкви Рождества Пресвятой Богородицы был приписан храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Он был построен в 1885 году в сельце Городищи на средства владельцев Городищенской суконной фабрики товарищества Четвериковых. На самом деле эта церковь известна с 1725 года как однопрестольная, деревянная, приписанная сначала к храму в Гребнево, а с 1846 года – к храму в Анискино. Была она домовая в саду гвардейского офицера, действительного тайного советника Петра Ивановича Измайлова, построенная и перестраиваемая членами его семьи.

Вот на такое хозяйство в 1934 году и пришел бывший рабочий Александр Иванович Моторин, избранный старостой храма.

Староста храма

В 1934 году Александр Иванович стал старостой церкви в Анискино и начал заниматься хозяйственными делами, что было неимоверно трудно в условиях, созданных советской властью для Церкви. Надо было закупать свечи, хранить церковную кассу, наблюдать за порядком, заниматься ремонтом. И еще тысяча дел и забот.

В 1936 году настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Кудрявцев попал под указ о 101-м километре и переехал в город Киржач. В 1937 году его, настоятеля Крестовоздвиженского храма в Хвалынске, расстреляли в городе Вольске. Не обошла беда и Александра Ивановича.

1937 год. Судимость

В 1937 году Александр Иванович получил судимость. Он обвинялся по статье 74 УК РСФСР (хулиганство). Согласно приказу прокурора СССР № 5/ 01580 от 7 июля 1937 года, это хулиганские действия, которые по своему конкретному содержанию являются контрреволюционными выпадами против советской власти, Конституции СССР, вождей, либо выпадами грубо шовинистического характера. Гражданину Моторину был вынесен приговор – три года лишения свободы. Однако дело было прекращено.

1938 год. Арест и приговор

18 марта 1938 года Александр Иванович Моторин вновь был арестован. На этот раз обвинение звучало более жестко: контрреволюционная шпионская деятельность в пользу Германии и злобная антисоветская пропаганда среди рабочих поселка Свердлова. Обвинение в шпионаже не имело никакой реальной основы, так как церковный староста не имел контактов с немецкими специалистами, никогда не находился в местах проживания немцев в нашей стране, да и вообще не бывал за границей. Не существовало ни действительной, ни мнимой связи с Германией.

4.jpg

Но в СССР к осени 1937 года осужденных за шпионаж было немало. Дело в том, что в 1937–1938 годах проходила не только «немецкая», но и «кулацкая операция» НКВД по репрессиям антисоветского элемента. Священников и мирян обвиняли в создании фашистского подполья, целью которого было формирование отрядов для свержения советской власти, диверсий и террора против партийного руководства. Так запускался миф о заговоре руководимого из-за рубежа духовенства против светской власти.

После допросов Александру Ивановичу Моторину был вынесен приговор: высшая мера наказания – расстрел.

28 мая 1938 года староста храма Александр Иванович Моторин был расстрелян на полигоне Бутово.

13 апреля 1959 года Александр Иванович Моторин реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР за отсутствием состава преступления.

13 апреля 1959 года Александр Моторин реабилитирован за отсутствием состава преступления

В 1936 году Знаменский храм разобрали. На его месте выстроили дом, который не сохранился до наших дней. Судьба иконостаса и икон, среди которых были и чудотворные, неизвестна.

В 1938 году службы в храме Рождества Пресвятой Богородицы прекратились. В марте 1941 года местные власти закрыли его якобы по решению общего собрания граждан и планировали взорвать. Но этого не случилось: церковь закрыли, чтобы разместить в ее помещениях цеха и склады фабрики, но в итоге передали райпромкомбинату. В апреле произошло немыслимое: с иконостаса была смыта позолота, для чего приезжал специалист. Ведь для золочения иконостасов мастерами использовалось сусальное золото. Кроме того, из церкви увезли серебряные предметы, были проданы рака от святых мощей, церковная ограда и шкаф. В 1970-е годы от прекрасного храма с трехъярусной колокольней остались плачевные руины.

Новая жизнь

Холодным снежным днем 9 февраля 1990 года был отслужен первый водосвятный молебен на месте бывшего алтаря церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Анискино. 14 февраля отслужили первое всенощное бдение, 16 февраля – первую Божественную литургию в сторожке возле церковных развалин. На Благовещение служба шла уже в храме, который с Божией помощью еще только восстанавливался.

В 2000 году образовалась община Знаменского храма в Городищах (Свердловке) и началась новая жизнь. Чтобы молиться Богу и помнить тех, кто веровал и молился, несмотря ни на что. Среди них был и Александр Иванович Моторин.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить