Апостол любви +АУДИО

Проповедь в Неделю о слепом, день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апостол любви. Проповедь иеромонаха Ионы (Кудрякова). 21 мая 2023 г. (Продолжительность 00:07:16 мин, размер 6,65 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, Святая Церковь величает и торжественно воспевает святого вселенского масштаба, но она же ему многим обязана. В первую очередь Иерусалимская и вся Кафолическая Церковь. Он – рыбарь, забрасывающий сеть в Галилейское море, один из тех, кого первым позвал Господь идти за Ним. Он молод, скромен, известен как брат Иакова Зеведеева. Он – ученик, возлюбленный Господом, всегда огненно отзывчивый, ревностно пламенеющий, получивший именование «сын грома».

1.JPG
Иоанн Богослов

Неумеренная ревность, а иногда честолюбие юноши воспитывается Учителем любовью и делает из него ученика-сотаинника. Канна Галилейская и Фавор – это не все места явления Божия, где был этот ближайший ученик Христов. На Тайной вечери он на груди у Господа, а во время первосвященнической молитвы в Гефсимании засыпает тяжелым сном, но и Спаситель изнемогает от кровавого пота.

Во время распятия Христова он неотступно у Креста, с которого слышит слова усыновления Пресвятой Богородице. Это он в числе столпов Церкви вместе с апостолами Петром и Иаковом. А также этот муж – пресвитер Ефесской Церкви, то есть старец. Это он апостол любви, чье Евангелие дышит Духом. Он символически изображается вместе с орлом. Тайнозритель Апокалипсиса, сосланный как исповедник веры на остров Патмос, и свидетель всего, что началось с того времени, когда Иоанн Предтеча указал ему на Спасителя, – это Иоанн Богослов.

Он в числе столпов Церкви, он апостол любви, он тайнозритель Апокалипсиса

Вместе с братом они готовы были свести огонь с неба за враждебное отношение к Иисусу в одном из самарянских селений. В ином случае вместе с другими учениками он не разрешал изгонять бесов именем Христовым не входившим в их круг. А также его смутило благословение детей, которые никак не проявили усердия ко Христу. Можно упомянуть о почетных местах в Царстве, разногласия о которых открылись среди братьев, чего тоже не одобрял Учитель. Другой ученик, самый пылкий и преданный в юности своей, в преклонном возрасте, старцем, рванул в горы, предприняв изнурительное путешествие для возвращения своего ученика, ставшего на путь разбоя. Апостол Иоанн – соавтор как Апокалипсиса, так и Благой вести вместе с тремя посланиями, так как его труды боговдохновенны.

Богословие света тайнозрителя Иоанна проявляется в откровении: Невеста Агнца облекается в блестящие одежды, сотканные из праведности святых. «Я светлая утренняя звезда», – говорит Иисус (Откр. 22: 16). Этот свет присущ только Богу, Ему угодно его передавать тем, кто Ему принадлежит. Во Христе, через Него Бог освящает невесту Агнца – Церковь, а самой невесте не нужно никакого светильника, кроме Агнца.

2=превью.JPG

Евангелие от Иоанна начинается свидетельством о боговоплощении, но совсем иначе, чем у евангелистов Матфея и Луки. В прологе идет речь о втором Лице Святой Троицы – Боге Слове. Так же, как в послании апостола любви о Слове жизни, о Нем же сказано в Откровении – это Слово Божие. Итак, Бог Слово, Слово жизни и Слово Божие – это имена Божии в богословии апостола любви. В то время, когда ученики были в неведении о своей судьбе, но ожидали пришествия Господа, слова Спасителя в прощальной беседе об ином Утешителе имели очень большое значение, так как Он говорил о Святом Духе – Он третье Лицо Святой Троицы, Дух истины.

3.JPG
Святая Троица. Джакинто Коррадо,
1754 год

Как поясняет святитель Кирилл Александрийский, ниспослание Утешителя обусловлено отшествием Иисуса и знаменует Его возвращение во Святом Духе. Только в Евангелии от Иоанна, указаны ипостасные свойства Святого Духа, Его исхождение от Отца. Освобождение человека от рабства греха и тьмы в Сыне Божием есть приобщение Святым Духом учеников и апостолов в союзе любви к личному единению Отца и Сына. Святой Дух в Церкви таким образом обоживает человека. Иной Утешитель, Дух Святой, продолжает дело Сына Божия. Пребывание Духа в Церкви связано с присутствием духа Христа. Он, как глава, все время в обществе святых, но действие происходит в силу благодатных даров.

Чем же сильны христиане? Они противостоят миру тем, что обладают помазанием от Святого. Этот благодатный дар, полученный в Таинстве Миропомазания, дает познание того, как соблюдать заповеди и в первую очередь – заповедь любви. Начало любви – любовь Божия к нам. Послания же апостола Иоанна Богослова коротки, первое послание заканчивается словами: «Дети! храните себя от идолов». Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить