«Дети, любите друг друга!»

Новомученики и исповедники Церкви Русской о святом апостоле Иоанне Богослове.

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Празднуем мы сегодня во славу великого апостола Иоанна Богослова, так часто называемого в Евангелии «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную к Себе любовь любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь дает дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх… Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда» (1 Ин. 4: 17–18).

1.jpg

*

Если, еще живя на земле, он любовью своею избавлял людей от явной погибели и приводил ко Христу, то тем большее дерзновение и спасительную силу имеет любовь апостола по его смерти.

*

Какую же силу имеет молитва самого Христом возлюбленного апостола? Недаром Святая Церковь внушает нам взывать к нему: «Апостоле Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа, Иже падша на перси приемый».

Недаром Святая Церковь призывает нас «ублажать Иоанна приснопамятного, от земли преселяющагося и земли не отступающаго» духом своей любви, молитвою и сильною помощью. Там, где веет дух любви, легко и свободно дышится. Поэтому подойдем и мы безбоязненно к святому апостолу, хотя при грехах наших, которыми мы так оскорбляем Бога, приблизиться нам к нему страшно, войти в общение с сонмом святых, на которых мы так не похожи, мы едва ли способны.

*

Чему же учит нас своими словами и делами жизни святой апостол, стяжавший такое дерзновение любви у Христа Бога? Не тому ли всего более, как и нам найти Бога, войти с Ним в блаженное общение и в этом общении обрести все, чего напрасно искала на земле душа, блуждая по путям, далеким от Бога, и не находила?

*

Как только явился на земле с проповедью о Христе великий Пророк и Предтеча Господень, святой апостол Иоанн тотчас последовал за ним, сделался его учеником, чтобы узнать о грядущем в мир Христе Боге. А когда святой Предтеча рукою указал на Христа, то Иоанн тотчас же последовал за Ним и ходил неотступно всю жизнь.

*

Что же помогло святому Иоанну так скоро найти Бога и следовать за Ним всю жизнь неотступно? Любовь к Богу и чистота сердца.

2.jpg

*

У святого апостола Иоанна было такое сильное влечение к Богу, наклонность к общению со Христом, так влеклась душа апостола любовью ко Христу, когда Он явился, так свободна была от всякой страсти, мешающей прийти ко Христу, так сердце его было чисто, ибо истинная любовь чиста, и он первый исполнил то, чему учил чад Святой Церкви: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 15–16).

Священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский:

Что же сказать об апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, который был возлюбленным, избранным учеником Христовым?

Всех апостолов Своих любил Христос, но особо горячей любовью любил Иоанна Богослова, которого призвал на путь апостольства в юности его. Он знал, какое драгоценное сердце бьется в груди Иоанна. Он отмечал его много раз. Иоанн возлежал на груди Господа Иисуса при Тайной Вечери и спросил Его на ухо о предателе: «Господи, кто есть?»

*

Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом. Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей последней молитвой, обливаясь кровавым потом.

*

Ему Христос, висевший на Кресте, заповедал быть хранителем и попечителем Своей Пречистой Матери: взглянув на Матерь Свою, а потом на ученика, Он сказал Ему: «Се Мати твоя!» И Ей: «Се сын Твой!» (Ин. 19: 25).

*

Скажите же, скажите, кто из всех людей, живших в мире, достоин более любви нашей, чем апостолы Христовы, а среди них избранный, возлюбленный Господом Иоанн Богослов? Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания.

3.jpg

*

Он велик и в другом отношении: он был евангелистом, он написал величайшее из четырех Евангелий, не похожее на три других Евангелия: от Матфея, Марка и Луки.

Никто из этих трех евангелистов с такой огромной силой не провозвестил христианскому миру о Божественности Господа Иисуса Христа.

*

Его Евангелие поистине изумительное. Евангелие Иоанна предстанет ярко сияющим солнцем, всю вселенную освещающим, затмевающим свет звезд. С огромной силой и глубиной святой Иоанн свидетельствует миру о Божественности Господа Иисуса.

*

Как велико, как Богодухновенно написанное им Евангелие. Среди всех книг, написанных гениями человечества, мудрейшими людьми и даже святыми людьми, нет книги, которая по силе слова, по величию примеров, по знанию тайн Божиих могла бы сравниться с Евангелием, написанным Иоанном Богословом.

*

Нет ничего более великого в мире, чем первая глава его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на Литургии: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» (Ин. 1: 1).

*

Все Евангелие его полно свидетельств о Господе Иисусе как истинном Боге, Втором Лице Святой Троицы. Только в нем содержатся все важнейшие глубочайшие речи Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он Сам свидетельствует о Своей Божественности. На этом Евангелии Богослова лежит необычайно яркая печать величайшей премудрости, величайшего знания тайн Божиих.

4.jpg

*

Но не одно только Евангелие написал святой апостол Иоанн Богослов, он написал еще и три чудных соборных послания. И в этих посланиях является он пред нами как величайший провозвестник и проповедник любви. Только из первого его послания узнаем то, что важней всего для нас, – узнаем, что Бог есть любовь.

Его послания – сплошной гимн любви. Никто с такой силой, с такой настойчивостью не проповедовал о любви, как святой Иоанн.

*

Он жил очень долго, более ста лет, и всю жизнь он проповедовал о любви. А когда одолели его тяжелые старческие немощи, и не в силах он был произносить длинные проповеди, то повторял постоянно одну короткую фразу: «Дети, любите друг друга!»

Ученики его спросили его: «Отче святый! Что значит, что ты повторяешь всегда одно и то же?»

Святой апостол отвечал им: «Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви».

*

Он написал еще удивительную книгу, называемую Апокалипсис, или Откровение святого Иоанна. Он написал в ней то, что было открыто ему Богом на острове Патмосе о последних судьбах мира пред Вторым страшным Христовым Пришествием. Изумительна и эта книга: из нее почерпаем величайшие откровения и тайны Божии.

*

Не привыкли христиане чтить величайшего апостола Иоанна Богослова так, как должно… Почему не воздаете ему славу, почему не преклоняетесь пред памятью святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова?

5.jpg

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

В Эфесе до конца I века жил возлюбленный ученик Господа, апостол и евангелист Иоанн Богослов. Сколько бы и по каким бы соображениям ни оспаривали эфесского пребывания Иоанна Богослова, предание о нем засвидетельствовано твердо и совершенно надежно.

*

Если святой апостол Иоанн Богослов долгое время жил в Эфесе и если там он, как говорит святитель Ириней, написал свое Евангелие, то это убедительно говорит нам, что в Эфесе уже были три первых Евангелия, к которым апостол Иоанн присоединил свое и, таким образом, завершил канон четырех Евангелий.

*

Евангелие от Иоанна предполагает уже имеющимися в наличности первых трех синоптических Евангелий; оно есть лишь как бы дополнительное в отношении к ним. Так именно и смотрела на него христианская древность.

*

Если в Эфесе жил долгое время апостол Иоанн Богослов, то в Эфесской Церкви, конечно, прежде чем где-нибудь еще вошли в состав новозаветного канона и прочие писания апостола любви: три послания и Апокалипсис. Первое из соборных посланий Иоанна можно рассматривать как предисловие к его Евангелию. В нем же можно видеть как бы последние заповеди и наставления престарелого апостола его «деткам», как он называет читателей, показывая свои близкие личные к ним отношения.

Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский:

Еще на Голгофе Господь наш усыновил в лице любимого ученика Своего, Иоанна Богослова, Пресвятой Деве весь род человеческий…

6.jpeg

*

За три дня до Успения Ея явился Ей Архангел Гавриил и обрадовал известием, что вскоре отойдет Она от земли на небо к возлюбленному Сыну Своему. В удостоверение этого вручил он Пресвятой Деве ветвь райского дерева, которую апостол Иоанн Богослов нес перед гробом Ея во время погребения.

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить