Две Пелагеи, святые жены

Сегодня мы вспоминаем двух святых, каждую под именем Пелагеи Антиохийской. Первая – дева-мученица, а вторая – раскаявшаяся блудница, которую иногда называют святой Пелагеей, бывшей куртизанкой Антиохии.

Мученица Пелагия Антиохийская, дева

Я впервые услышал историю о первой святой Пелагее-мученице от моего епископа, вскоре после того, как он прибыл в Калифорнию из Дамаска. Я только что был рукоположен в диакона и помогал проводить большой молодежный съезд с участием множества мирских молодых людей. Наш епископ вышел к нам, чтобы поговорить с молодежью, и после короткого вступления предложил задавать ему вопросы. Некоторые молодые люди начали задавать крайне откровенные и неуместные вопросы. Мне показалось, что епископ был ошеломлен, потому что отвечал не сразу. Подталкиваемые его смущенным молчанием, они стали задавать еще более дерзкие вопросы. Наконец епископ заговорил.

Он рассказал им историю святой Пелагеи Антиохийской. Пелагея была молодой девушкой, желавшей сохранить девство в качестве приношения Христу как Его невеста. Когда местные правители узнали, что она христианка и отказывается выходить замуж, но хочет служить Христу, они отправили к ней в дом распутных молодых людей. Когда Пелагея встретила их у дверей, она попросила их подождать, сказав, что сначала должна переодеться. Они согласились. Тогда, надев белое платье, похожее на свадебное, Пелагея поднялась на крышу своего высокого дома, встала на краю крыши и, воздев руки в молитве, стояла, пока навзничь не упала с крыши и не разбилась. 

В комнате воцарилась тишина. Епископ больше ничего не сказал, но извинился и вышел. 

Вторая святая Пелагея, бывшая блудница, думаю, более известна из двух. Первоначально эту Пелагею звали Маргарита (что означает «жемчужина»), она была богатой куртизанкой. Однажды она в сопровождении своих поклонников шла по площади и пересеклась с группой епископов, идущих на собор. Все епископы отвернулись от этого зрелища, кроме епископа Нонна, который пристально смотрел на нее, откровенно одетую, украшенную золотыми тканями и жемчугом. Епископ Нонн даже признался, видимо, в присутствии Маргариты, что он «в восторге» от увиденного, как говорится в ее житии. Затем он осудил себя и своих собратьев-епископов, сказав, что она лучше заботится о своем теле, чем они – о своих душах.

В следующее воскресенье Маргарита пришла в церковь послушать епископа Нонна. Во время проповеди в ее сердце произошел переворот, и она решила стать христианкой. Когда она попросила крестить ее, епископ Нонн спросил, готова ли она полностью покаяться в грехах своей прежней жизни. Маргарита упала на землю, умоляла его и сказала, что, если он не крестит ее и не примет в Церковь, любые будущие грехи, которые она может совершить, будут на нем. Епископ назначил одну из диаконис быть ее крестной матерью и катехизатором. И бывшая блудница была крещена с именем Пелагея в честь первой мученицы-девы.

Перед крещением Пелагея освободила своих рабов и отдала все свое богатство епископу Нонну для раздачи бедным. Вскоре после крещения она бежала в Иерусалим, где, переодевшись евнухом, жила отшельником под именем Пелагий. Несколько лет спустя она умерла в своей келье, и только тогда выяснилось, что она женщина.

Преподобная Пелагия Антиохийская,
Елеонская, Палестинская

Две святые Пелагеи Антиохийские: одна дева-мученица, другая – раскаявшаяся блудница. Обе они святые, и чтобы мы не попытались оценивать одну (возможно, деву-мученицу) лучше, чем другую, тропарь святой Пелагее, бывшей блудницы, говорит о ней: «В тебе мати известно спасеся, еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу». 

И все же что-то во мне противится этим словам. Конечно, мысленно я соглашаюсь, что человек, сохраняющий свое девство ради Христа даже до мученической смерти, превосходит человека, который десятилетиями живет в полном распутстве лишь для того, чтобы в конце концов покаяться. В какой-то части моего сознания это ничуть не кажется мне справедливым. Может быть, моя проблема в том, что я не забочусь о своей душе, как блудница Маргарита заботилась о своем теле… 

Тем не менее, я нашел некоторый выход, когда подумал об этой «несправедливости», которая мучила меня. Пророки Иеремия (гл. 18) и Иезекииль (гл. 18 и гл. 33) говорят о том, как Бог понимает наше покаяние. Эти пророки смотрят на покаяние с точки зрения Бога. Давайте прочтем некоторые строки из книги пророка Иезекииля (Иез. 18: 26–29): 

«Если праведник отступает от правды своей и делает беззаконие и за то умирает, то он умирает за беззаконие свое, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрет. А дом Израилев говорит: «неправ путь Господа!» Мои ли пути неправы, дом Израилев? Не ваши ли пути неправы?» 

Как видите, представления Бога о том, что на самом деле справедливо, и то, что мне самому кажется таковым, – не одно и то же. Идея справедливости у Бога заключается в том, что к каждому человеку следует относиться в соответствии с тем, к чему приводит его жизнь, или с тем, что он выбирает после размышлений, когда рассмотрит свою жизнь. Человек, который внимательно рассматривает свою жизнь и выбирает праведность либо как постоянное стремление к праведности, либо как акт покаяния и удаления от неправды, принимается Богом как праведник.

Представления Бога о том, что на самом деле справедливо, и то, что мне самому кажется таковым, – не одно и то же

Или поставим вопрос по-другому. Митрополит Антоний Сурожский в серии записанных бесед о Воскресении, вечности и Суде Божием говорит, что Суд Божий происходит в каждый момент. То есть каждый настоящий момент – это суждение о предыдущих моментах нашей жизни. То, кем мы являемся сейчас, в данный момент, является откровением или судом над всеми предыдущими моментами нашей жизни.

То, как я сюда попал, судят по тому, кем я являюсь сейчас, или, что еще лучше, кем я становлюсь или кем я выбираю стать (в меру моих возможностей, учитывая мои конкретные обстоятельства, которые видит и знает только Бог, и только Он и может судить).

И таким образом, две святые жены Пелагеи Антиохийские в конце концов пришли к той же точке. И то, кем они являлись в конце своей жизни, – это суд всей их жизни. Каждая думала о своей жизни, одна осталась девой и невестой Христа до мученичества, а другая раскаялась в своих грехах, чтобы также стать невестой Христовой. Поэтому для Бога они обе праведны. Другими словами, награда у каждой одинаковая.

То, кем они являлись в конце своей жизни, – это суд всей их жизни
Мученица Пелагия
Антиохийская, дева

И все же, я не могу полностью закончить свое эссе на этом месте, потому что какая-то часть моего разума все еще подозревает, что раскаявшейся блуднице Пелагее «сошла с рук» ее прежняя греховная жизнь, в то время как деве-мученице – ничего. Но в словах «сошло с рук» я вижу несостоятельность моих собственных рассуждений. Искушение греха таково, что мы думаем, что поддаться ему и потом покаяться – значит избежать наказания. В момент искушения мы часто думаем, что грех – это благо, а сопротивляться – значит пострадать. Однако я достаточно согрешил за свою жизнь, чтобы знать, что каждый раз, когда я поддаюсь греху, я в конечном итоге страдаю еще больше.

Я уверен, что дева-мученица Пелагея пострадала в борьбе за сохранение чистоты ума и тела. Тем не менее, она не испытала множество ударов, предательств и бессердечия других и одиночества человека, попавшего в ловушку унизительного образа жизни, – той жизни, которую вела другая Пелагея. Не пришлось мученице-деве испытать и крайние мучения искушений, которые другая испытала после своего покаяния. Все мы знаем по опыту, что, однажды поддавшись греху, в следующий раз будет труднее устоять перед искушением. Например, у меня иногда возникает искушение выпить слишком много, но моя борьба с этим искушением очень легка по сравнению с борьбой, которую испытывает раскаявшийся алкоголик. Борьба с искушением того, кто не упал, трудна, но борьба с тем же искушением того, кто неоднократно падал, очень и очень трудна.

Бог желает, чтобы все обратились к Нему и чтобы никто не умер во грехе. С моей эгоистичной, ограниченной точки зрения, жизнь в добродетели или, по крайней мере, жизнь в стремлении к добродетели – это жизнь, в которой меньше боли и страданий, гораздо меньше боли и страданий, чем в жизни во грехе (даже если в конце я покаюсь). Но будь то трудным или очень трудным путем, Бог судит конец; и Бог всегда судит справедливо, то есть с целью спасения наших душ.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить