«Милосердный самарянин»

Священномученик Василий Соколов

Деятельный, наделенный Богом многими талантами, отец Василий Соколов был счастливым человеком. Прекрасная семья, любимая и любящая жена, замечательные здоровые, послушные дети, высокие достижения на каждом месте служения. Он не знал нужды, не отравляла его жизнь чужая зависть, не было непонимания или давления со стороны начальства. Его окружала любовь пасомых, сплоченные прихожане всегда были надежной поддержкой и опорой. Как же спасаться в таком рае земном? Видимо, этот вопрос не раз приходил на ум отцу Василию. И взмолился иерей Божий: «Хоть бы крест какой послал нам Господь на испытание, не очень бы тяжелый, а чтобы не забывались мы, помнили о земном уделе человеческом». И было от Господа по слову праведника…

1.jpg

24 июля 1868 года в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии у диакона Александра Соколова родился сын, которого в крещении нарекли Василием. Смышленый малый, он в 14 лет успешно закончил Переславское духовное училище, а в 20 был выпускником Вифанской духовной семинарии. По традиции того времени назначен законоучителем церковноприходской Закубежской школы в Александровском уезде. Это учебное заведение через очень короткое время стало лучшим в своей категории стараниями молодого законоучителя. Где бы ни служил будущий священномученик, везде он не просто налаживал уже существующее, но привносил всегда нечто новое, свежее, актуальное. В школе, например, его трудами была создана обширная библиотека для внеклассного чтения.

16 декабря 1890 года в возрасте 22 лет Василий был рукоположен во священника и направлен к служению в Христорождественской церкви села Пустое Рождество Переславского уезда Владимирской губернии. 

Незадолго до рукоположения он обвенчался с девушкой с удивительным именем Илария, которая впоследствии родила шестерых прекрасных детей. Верная подруга, помощница во всех его трудах, чуткая, нежная супруга, любящая мать. Господь подарил им 13 лет счастья. Супруги любили друг друга, и свет этой дарованной Богом любви освещал все вокруг, покрывая радостью и согревая нежным теплом детей, прихожан и всех тех, кто по разным причинам оказался рядом.

Господь подарил им 13 лет счастья

Не было у отца Василия и бытовых проблем, столь типичных для православного священства в селах. Материальный достаток и образцовый приход. Благолепный храм и благодарные прихожане: «И нет-то лучше нашего батюшки – что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему!»

Вот тут и помыслил отец Василий о даровании креста… Господь видел сердечные движения супругов, слышал их молитвы и управлял их жизнью так, как считал наилучшим для их спасения. Осенью 1902 года, на исходе 12-го года их счастливейшего брака, стало вершиться то, о чем попросил Бога отец Василий…

Глава семейства заболел брюшным тифом. Это страшное инфекционное заболевание уносило в период эпидемий сотни тысяч жизней. По статистике, во время Гражданской войны 1918–1922 гг. в боях погибло около 2,5 млн человек, а от инфекционных заболеваний (тиф и холера на первом месте) – 2 млн человек. Смертность от тифа была сопоставима со смертностью на войне.

Страдания болезнь приносила страшные. Медленно нарастающая лихорадка, сильная интоксикация, головные боли, боли в животе. В кишечнике и на коже образовывались язвы. Болезнь длилась до шести недель и дольше, очень часто заканчиваясь летальным исходом.

Тиф очень заразен на любой стадии болезни. Матушка Илария прекрасно ухаживала за больным: больше никто из домочадцев не заболел, а ведь в доме были маленькие дети. Ей приходилось и ходить за больным, и ухаживать за малышами, соблюдая при этом строжайшие меры предосторожности, чтобы не заразить детей, не стать переносчиком болезни. Выполняя все безукоризненно, внутренне супруга отца Василия была просто убита горем: врачи давали самые неблагоприятные прогнозы. И хоть молитвы ко Господу возносили все: детки праведной четы, прихожане, искренне любившие своего пастыря, сама матушка Илария, – отцу Василию с каждым днем становилось все хуже и хуже. Он стал внутренне готовиться к смерти.

Матушка Илария видела происходящие с мужем изменения. В какой-то момент она попыталась приободрить мужа:

– Зачем же ты думаешь о смерти? Ты думай о жизни. Кто же растить, кормить детей будет? Что я одна с ними поделаю?!

Отец Василий отвечал практически обреченно:

– А ты погоди еще сокрушаться раньше времени. Вот умру, так наплачешься, нагорюешься. Кому-нибудь да надо начало делать, не сговоришься умереть в один час. А жить-то как без меня? Проживешь, Бог даст: станешь просвирней здесь, ну и прокормишься.

Прокормишься?.. Матушка живо представила себе, как останется одна с шестью малолетними детьми на руках. Но ведь не только прокормить их надо. Их надо поднять на ноги, дать им образование, вложить им в руки и в разум профессию, чтобы они самостоятельно могли содержать себя и быть опорой своей постаревшей матери.

2.jpg
Матушка Илария

Она вышла от мужа и даже не взмолилась, а практически зарыдала, заголосила в небо:

«Господи, подними же его, даруй ему исцеление! Знаю, что я не стою Твоей милости, не заслужила ее. Помоги мне по милосердию Своему, по человеколюбию. Ты, Господи, видишь мою беспомощность, знаешь лучше меня горе мое и нужду мою. Не оставь меня горькой вдовой, а детей – сиротами. Что с ними буду делать я? Куда денусь, чем пропитаю и как устрою? Неужели для того Ты дал нам детей, чтобы они век свой плакались на нищету и попрекали нас, родителей? Сохрани же для блага их жизнь отца-кормильца. И если уж нужно по правосудию Твоему кого-нибудь из нас взять отсюда, то возьми меня. Возьми меня за него, Господи! И я умру с радостью, умру спокойная, что не без хлеба, не без призора остались дети мои. Матерь Божия, Святая Заступница! Принеси за меня Свою Матернюю молитву к Сыну Своему, чтобы внял Он гласу моления моего!»

«Возьми меня за него, Господи!»

Этот душевный вопль вознесся к небесам 2 октября 1902 года. Дату легко было запомнить: следующий день после Покрова Божией Матери (по старому стилю).

Матушка Илария искренне считала, что для детей будет гораздо лучше, если с ними на земле останется отец – мудрый, деятельный пастырь, человек с достойным положением и содержанием; она была уверена, что его ресурсы гораздо обширнее, важнее и надежнее для обеспечения будущего благополучия их чад, чем ее немощные возможности. Обо всем этом она честно поведала умирающему отцу Василию. И случилось чудо. Смерть отступила. Миновал кризис. Отец Василий стал поправляться. Силы постепенно возвращались к нему. И вот уже и последних следов болезни не стало заметно.

«Не выздоровел, а воскрес мой отец Василий, не знаю, как и Бога благодарить за это!» – ликовала матушка Илария. Спокойствие и благоденствие вновь вернулось в их дом.

Наступила осень 1903 года. Что-то неладное творилось с матушкой Иларией. Радостная и бодрая духом, она вся как-то изнурилась телом, становилась все тоньше и прозрачней. Появились болевые приступы. Врачи определили болезнь печени. После тщательного обследования в Москве был вынесен врачебный вердикт: рак. Неоперабельный по тем временам, в тяжелой стадии. Врачи не лукавили:

– Ничем мы не можем помочь вашей супруге, примиритесь со своим положением. Рак неизлечим, оперировать в печени нельзя. Исход один – смерть.

Отец Василий всем сердцем просил Бога, чтобы Он позволил довезти матушку домой из Москвы. Она была уже очень плоха. Они вернулись в родное село под Покров Божией Матери. Отец Василий отслужил праздничную литургию. А на следующий день, 2 октября 1903 года, матушки не стало. Она тихо отошла ко Господу ровно через год, день в день после своей истовой молитвы, в которой просила Бога забрать вместо дорогого супруга ее, если уж так необходимо кому-то умереть. И было от Господа по слову матушки…

Море людей пришло проститься с матушкой Иларией. Ее любили. Люди не могли сдержать слез, скорбя о малолетних сиротах, о вдовстве отца Василия. Но не ошибается Господь. Он согласился с прошением матушки Иларии, душа которой уже видела будущее своих детей и радовалась о таком исходе.

В 1907 году отец Василий поступил в Московскую духовную академию, которую с блеском заканчил в 1910-м со степенью кандидата богословия. Его кандидатскую диссертацию высоко оценил ректор академии епископ Феодор (Поздеевский). В этом же году отец Василий определен в Николо-Явленскую церковь на Арбате.

С 9 августа 1911 года – член Совета Братства святителя Николая при Николо-Явленском храме.

С 1 ноября 1912 года – помощник благочинного Пречистенского сорока 1-го отделения.

С 1 октября 1913 года – законоучитель Николо-Явленской церковноприходской школы и частной женской гимназии Ломоносовой.

С 7 мая 1915 года – редактор одного из отделов журнала «Московские церковные ведомости».

6 мая 1916 года – награжден наперсным крестом.

Все дети отца Василия получили прекрасное образование. Дочери Нина и Антонина трудились учителями в Николо-Явленской церковноприходской школе.

3.jpg
Свящ. Василий Соколов с детьми (слева направо): Нина, Антонина и Борис

Даже катастрофа 1917 года не коснулась семьи отца Василия. Священника и его храм на Арбате долгое время не трогали. Конечно, был приставлен осведомитель, который регулярно доносил в НКВД обо всем, что происходило на приходе, но больших проблем за этим не следовало, приход жил относительно спокойно.

Беда пришла в 1922 году. Власти разработали новый план уничтожения Православной Церкви, который получил название «кампания по изъятию церковных ценностей». Цель декларировалась благая – помощь голодающим Поволжья. На деле это был циничный и неприкрытый грабеж. Из храмов изымалось все, независимо от ценности предмета, в том числе и богослужебные сосуды, без которых невозможно служить литургию. Многие священники, в том числе и отец Василий, просили оставить им простые, не имеющие ценности сосуды. Очень часто священству отказывали в этой просьбе. Отцу Василию оставили один комплект богослужебных сосудов, хотя по количеству прихожан, причащающихся на литургии, это было очень мало, отец Василий просил о двух комплектах, но ему отказали. В первых числах апреля 1922 года храм Николы Явленного на Арбате был ограблен членами комиссии по изъятию церковных ценностей.

7 апреля 1922 года отец Василий служил торжественную литургию на Благовещение Пресвятой Богородицы. Выйдя на амвон для проповеди, он увидел скорбные лица прихожан. Верующие восприняли акт изъятия как святотатство. Очень тяжело приход переживал поругание своей святыни. Пастырь решил подбодрить своих пасомых и во время проповеди стал говорить о том, что нет места печали, что изъятое послужит для добрых дел, а если иначе – то Господь Сам рассудит виновных. Осведомитель был начеку. Переврав все смысловые акценты проповеди, он направил донесение в НКВД. Очень быстро за отцом Василием пришли…

Таких уголовных дел в то время была масса. Их часто объединяли в одно производство. По делу отца Василия было привлечено 54 обвиняемых. 8 мая 1922 года 11 из них, в том числе и отца Василия, приговорили к расстрелу.

В этот же день Сталин подал записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу одиннадцать человек, из них большинство – попы… Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать "за" или "против" предложения... Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор.

9 мая 1922 года Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании.

11 мая Троцкий выступил с предложением разбить осужденных на две группы. В этот же день с ходатайством о помиловании выступили обновленцы, особо указав при этом на справедливость смертного приговора.

14 мая заключение по делу приговоренных было составлено. «При исключении из списка 11 осужденных к высшей мере наказания остальных 6 лиц комиссия руководствовалась исключительно соображениями о возможности с наименьшим ущербом для существа приговора, справедливого по отношению ко всем 11, пойти максимально навстречу ходатайству прогрессивного духовенства». (Под «прогрессивным духовенством» власти понимали исключительно обновленцев). Отца Василия оставили в расстрельном списке.

В ожидании исполнения приговора отец Василий много писал. Это был глубочайший самоанализ, генеральная исповедь за всю жизнь. О чем сокрушался священник? Он, собравший под свое крыло огромный приход, создавший Братство «Милосердный самарянин», благотворившее бездомным, заключенным и просто нуждающимся, болевший душой за каждого прихожанина, почитаемый и любимый всеми священник, просил у Господа прощения за то, что был плохим пастырем своей пастве. Он знал, что мог бы больше, знал, что не все успел, и каялся в этом перед Богом.

Он знал, что мог бы больше, знал, что не все успел, и каялся в этом перед Богом

За несколько дней до казни, в престольный праздник своего храма, он написал:

«22/V. Николин день! Наш светлый храмовый праздник! Слышу давно – звонят к ранним. За сердце хватает этот звон. Звонят и у нас, конечно. Но тебе нельзя ни звона послушать, ни на службу взглянуть. Вот до чего можно дожить! Знать, велики наши грехи, что лишили нас всего-всего, даже самого невинного и для всех возможного… Встал, по обычаю, рано. Уже помолился и причастился. Вспоминаю, что теперь служил бы в церкви своей, теперь учил бы своих прихожан, говорил бы им о святителе Николае – и сам бы утешился, и других утешил и ободрил…»

4.jpeg

В день расстрела было написано следующее:

«26/V. Прошло и Вознесение Господне. Какая стоит чудесная погода! Как хорошо в мире Божием даже из тюремного окна! Какое тепло, какой воздух, какое чудное голубое небо с редкими перистыми облачками! А как теперь хорошо, наверное, в поле, в лесу, у нас в огороде! Наверное, расцвела сирень. Боже мой, как рвется душа туда, в родные места! И вот среди этакой благодати ты не можешь мечтать ни о чем, кроме смерти, кроме приближающегося конца и расставания с этим прекрасным миром... Но, с другой стороны, если здесь так хорошо, если здешний мир может быть так прекрасен и привлекателен, то как несомненно еще более прекрасен и привлекателен тот невидимый, небесный мир, где пребывает в славе Своей Господь со святыми небожителями! Какая там должна быть радость, какое восхищение, какое блаженство! …Потому-то и Христос говорит в Святом Евангелии: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить" (Мф. 10: 28)… Ты, Господи, прими эту кровь мою в очищение моих грехов, которых у меня и лично, и особенно как у пастыря очень много. И если бы я знал и твердо был в этом уверен, что Ты, Господи, это временное страдание мое вменил мне хотя частию в оправдание вечное, то я не стал бы и просить, не стал бы и желать изменения предстоящей участи... Дай, Боже, мне эту твердую мысль, эту непоколебимую уверенность в том, что Ты взглянешь на меня милостивым оком, простишь мне многочисленные вольные и невольные прегрешения, что Ты сочтешь меня не как преступника, не как казненного злодея, а как пострадавшего грешника, надеющегося очиститься Твоею Честною Кровию и удостоиться вечной жизни во Царствии Твоем! Дай мне перенести и встретить бестрепетно смертный час мой и с миром и благословением испустить последний вздох. Никакого зла ни на кого нет у меня в душе моей, всем и все от души я простил, всем желаю я мира, равно и сам земно кланяюсь всем и прошу себе прощения, особенно у вас, мои дети духовные, мои дети родные, пред которыми я больше всего мог быть виноватым. Дайте и вы все мир душе моей, дабы я спокойно мог сказать теперь: ныне отпущаеши, Владыко, раба Твоего с миром. Благословение Господне на всех вас да пребывает во веки. Аминь. Прот. В. Соколов».

Протоиерей Василий Соколов был расстрелян 26 мая 1922 года и погребен на Калитниковском кладбище в Москве.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить