«Не бойтесь убивающих тело». Преподобномученик Вениамин (Кононов)

Не бойтесь убивающих тело,

 души же не могущих убить

(Мф. 10: 28).

Вся жизнь преподобномученика Вениамина так или иначе связана со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. С самых нежных лет родители возили его туда. И кто бы мог тогда представить, что однажды этот самый мальчуган станет настоятелем Соловецкой обители. 

1, превью (2).jpg
Преподобномученик Вениамин (Кононов)

Соловецкий монастырь является знаковым местом для нашего Отечества. Основанный в 1436 году в Белом море на «краесветных» островах, он за всю историю своего существования побывал и духовным центром страны, и центром судостроения, и непреступной морской крепостью, и площадкой для бесчеловечного эксперимента под названием ГУЛАГ. Соловецкая обитель обладает поистине славной историей. Не углубляясь в многовековую давность, приведу несколько фактов, датированных ХХ веком.

21 июня 1900 года архимандрит Иоанникий (Юсов) рапортовал в Московскую контору Святейшего Синода о спуске на воду нового каботажного монастырского судна «Святитель Николай».

Летом 1901 года на Соловках работал выдающийся русский художник Михаил Нестеров.

В 1906 году были начаты работы по расширению старых межозерных каналов до размеров, позволяющих лодкам и небольшим паровым буксирам свободно проходить по ним.

В 1909 году монастырь начал крупномасштабные работы по мелиорации и созданию луговых угодий на Большой Муксалме.

В 1912 году завершилось строительство монастырской гидроэлектростанции.

В июле 1913 года Соловецкую обитель посетила Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она присутствовала на открытии недавно построенной судоходной канальной системы. Елисавета Феодоровна перерезала ленточку, тем самым обозначив открытие канала. В честь Великой княгини канал был назван Елисаветинским.

В мае 1914 года Московская синодальная контора, рассмотрев ходатайство архимандрита Иоанникия, постановила: «Разрешить настоятелю с учрежденным Собором ставропигиального Соловецкого монастыря принять участие в построении совместно с Главным управлением почт и телеграфов радиостанции, имеющей быть в непосредственном ведении Соловецкого монастыря с обслуживанием ее из братии Соловецкой обители».

11 января 1916 года была открыта соловецкая монастырская радиостанция.

Но жемчужиной бытия Соловецкой обители всегда была высокая духовность. Более 50 соловецких подвижников благочестия причислены к лику святых. Вот что об этом говорится на сайте монастыря: «Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.».

2 (11).jpg
Икона преподобных Зосимы, Савватия и Германа

Как написал иерей Вячеслав Умнягин в своей статье «Сначала на Соловках – потом в России»: «На протяжении веков Соловки были не только зеркалом России, отражением ее земной истории, но и предвосхищением ее потенциального заложенного будущего». Именно Соловецкий монастырь стал духовной родиной преподобномученика Вениамина.

Будущий новомученик родился в благочестивой крестьянской семье Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. В крещении наречен, как и отец, Василием. Образование получал дома. 

Паломничества в Соловецкий монастырь были традицией семьи. Там Вася наблюдал за монашеской жизнью и уже в очень юном возрасте смог увидеть всю ее красоту. Как-то совершенно естественно пришло понимание, что монашество – его путь. В 25-летнем возрасте Василий Васильевич поступил трудником в Соловецкий монастырь. Через четыре года был принят послушником.

Вася наблюдал за монашеской жизнью и уже в очень юном возрасте смог увидеть всю ее красоту

Исходя из исторических данных, можно констатировать следующее. Трудники приезжали потрудиться в монастырь на один год, затем уезжали по местам проживания. Если трудник хотел остаться на второй год, к нему начинали присматриваться. Могли оставить, а могли и отправить восвояси. Из нескольких сотен трудников, приезжавших в обитель ежегодно и трудившихся в ней в течение года, на второй год оставались 25–30 человек, на третий – 15–20 человек. Так вот трудник Василий проработал в монастыре четыре года. И был в итоге принят послушником. Это произошло в 1897 году. 

Согласно данным, приведенным в работе архимандрита Ианнуария (Недачина) «Особенности устава Соловецкого монастыря (ХV – нач. ХХ в.)», в 1897 году в обители было 249 человек братии (из них 49 проживали в скитах): архимандрит, 2 игумена, 3 иеросхимонаха, 38 иеромонахов, 2 схииеродиакона, 33 иеродиакона, 8 схимонахов, 76 монахов, 86 послушников, а также 626 богомольцев-трудников (из них 32 – в скитах). Кроме них в обители во второй половине XIX века ежегодно трудилось 150–250 наемных рабочих. 

Послушник Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. Тут же, в монастыре, он окончил шесть классов братского училища (это училище со временем, в 1913 году, получило статус духовной семинарии).

С детства пропитанный многоценным елеем монашеского бытия, послушник Василий проявил себя как носитель истинного монашеского духа. 12 июня 1903 года, спустя шесть лет искуса, настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг Василия в монашество с наречением имени Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. Через два года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона. Еще через три года – во иеромонаха. Он был законоучителем братского училища и нес послушание при мощах преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Еще через два года (в 1910-м) иеромонах Вениамин в возрасте 42 лет был назначен духовником Соловецкого монастыря, а в 1912-м – настоятелем Антониева Сийского монастыря. В том же году он был возведен в сан архимандрита. Это было стремительное восхождение. 

Трагическим эпизодом истории Соловецкой обители, вошедшим и в житие отца Вениамина, является смута 1913 года, длившаяся в течение четырех лет. Часть братии монастыря выступила против настоятеля архимандрита Иоанникия. Это был грубый бунт, с написанием кляуз «наверх».

3 (9).jpg
Архимандрит Иоанникий (Юсов)

Задолго до событий Октябрьской революции 1917 года Соловецкий монастырь называли «мужицкой обителью». Это смысловое наименование склонялось на разные лады: «крестьянское царство», «мужицкий рай». Почему Соловецкая обитель получила такое название на стыке двух веков и именовалась так в начале века двадцатого? Вновь обратимся к работе архимандрита Ианнуария: «Братия монастыря была преимущественно из крестьянского сословия (в 1897 г. – 67 %), преобладали выходцы из Вологодской (32 %) и Архангельской (25 %) губерний (среди трудников крестьян было более 80 %). Грамотными из числа братии были 91 % (умели читать и писать), образованными – очень немногие. Духовное образование (включая неоконченное) было только у 12 % иеромонахов и 7 % иеродиаконов, высшее образование было только у 1 человека».

По другим данным, которые приводит иерей Вячеслав Умнягин, среди послушников обители оказалось большое количество солдат и матросов, прошедших Русско-японскую войну 1904–1905 годов и пришедших в монастырь «по обету». Очень часто в момент смертельной опасности солдат давал обещание Богу: выживу – уйду в монастырь. И Господь сохранял жизнь, а солдат приходил в обитель. Вот эти люди и стали выражать претензии настоятелю.

Основная формальная претензия бунтарей заключалась в том, что послушников очень долго не постригали в монахи. И вновь приведу выдержку из работы архимандрита Ианнуария: «Послушнический искус был в обители довольно долгим, часто десять лет и более (из них, как правило, 3–5 лет кандидат на поступление в братию проводил в качестве трудника). За дисциплинарные нарушения послушник мог быть выслан из обители. Большей частью становились послушниками в обители в возрасте около 30 лет. До выхода Указа Святейшего Синода, запретившего постригать в монашество ранее 40-летнего возраста, а приписывать в послушники ранее 30-летнего возраста (в точности в обители этот указ стал выполняться с 1885 г.), в Соловецком монастыре постригали в мантию в основном в возрасте от 30 до 40 лет, а нередко и в возрасте до 30 лет (в 1865 г. среди братии постриженных в возрасте до 30 лет было 19 %)». 

Это означает только одно: все претензии к настоятелю Иоанникию были надуманными. Сроки искуса не были самовластно установлены настоятелем, он подчинялся Указу Святейшего Синода. Правда была в том, что начавшееся в стране революционное разложение распространяло свое зловоние во всех областях жизни Российской империи. А Соловецкая обитель, как зеркало Отечества, не могла не отражать тех уродливых процессов, которые становились ключевыми и определяли будущее нашей Родины на многие десятилетия.

Соловецкая обитель не могла не отражать тех уродливых процессов, которые становились ключевыми и определяли будущее нашей Родины

Смута в Соловецком монастыре получила широкий резонанс. Чтобы стабилизировать ситуацию, Священный Синод 4 августа 1917 года принял решение отправить архимандрита Иоанникия на покой с формулировкой «по старости, с правом проживания в монастыре».

На 4 сентября 1917 года, ровно через месяц после увольнения на покой владыки Иоанникия, были назначены выборы нового настоятеля. Церковное руководство торопилось: нельзя было оставить обитель без управления на зимний период, когда монастырь был совершенно отрезан от внешнего мира. Обычно выбор настоятеля осуществляли монахи, но среди бунтарей было много послушников, поэтому было принято решение, что и они тоже могут голосовать. В тайном голосовании участвовали 170 монахов и 77 послушников; «из поданых 247 записок подавляющее большинство (238) оказались за отца архимандрита Вениамина, настоятеля Сийского монастыря, бывшего духовника Соловецкой обители».

Владыка Вениамин изначально со скорбью констатировал неправильность сложившейся вокруг предыдущего настоятеля ситуации. Он называл поведение братии немонашеским. 

В ночь на 8 декабря 1917 года в монастыре начался пожар. Горел бучильный корпус. Огонь удалось быстро потушить. Но отец Вениамин прямо сказал – это попущение Божие за грехи братии. «Все ли мы хороши сами? Отца Иоанникия не считали ли первым человеком – и его же загрязняли, и заплевали, и заушали. Ныне я кажусь многим из братии хорошим, но боюсь, что придет, и скоро, время, когда и я буду казаться тоже худым и ненужным, и против меня также начнут вести козни и смуты». Эти слова оказались пророческими. 

4 (9).jpg
Соловецкая обитель после пожара. solovki.info

Все нестроения в Соловецкой обители, как зеркало, отражали разрушение многовековых скреп и духовных ценностей Российской империи. По стране тяжелыми разрушительными шагами шла революция. Владыка Вениамин трезво оценивал все происходящее. Принятый большевиками декрет об отделении Церкви от государства он понял совершенно точно: будут грабить. Отец Вениамин дал указание сохранить особо ценные предметы и продовольственные запасы в нескольких специально обустроенных тайниках. Все это непростое время ближайшим помощником владыки и его правой рукой был иеромонах Никифор (Кучин).

21 февраля 1920 года в Архангельск вошла Красная армия. 29 апреля того же года в монастырь прибыла Особая комиссия Губревкома. Началось разграбление обители. Все тайники были обнаружены: их выдали сами монахи из числа тех, кто бунтовал против архимандрита Иоанникия. Было получено распоряжение властей: «Серебро арестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии». Пророческие слова владыки Вениамина сбывались с поразительной точностью. На него был написан донос. Исполнители – всё те же. В конце 1920 года владыка был арестован. К этому времени острова Соловецкого архипелага, как проказой, были покрыты советскими учреждениями, главной деятельностью которых был вывоз имущества монастыря. На территории некогда славной духовной обители начал действовать концлагерь.

В конце 20-х – начале 30-х годов СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения), будучи одним из самых жестоких по условиям содержания, собрал на своей территории сонм осужденных архиереев, ученых-богословов, маститых протоиереев, священников и иеромонахов. Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, священномученик Дамиан (Воскресенский), епископ Курский, профессор МДА, мученик Иван Васильевич Попов, его правая рука преподобномученик Серафим (Тьевар). Этот список можно продолжать и продолжать. Все эти люди были узниками Соловецкого концлагеря. Теперь уже никто не назвал бы Соловки «мужицкой обителью». Соловецкая земля была наполнена столпами высокого христианского духа и богословской мысли. Осужденные даже умудрялись совершать богослужения. Только теперь происходило это в стенах поруганного, а некогда великого мужского монастыря на территории некогда Святой Руси… 

5 (4).jpg

Заключенное духовенство. solovki.info

Отец Вениамин освободился в 1922-м. Вместе со своим бессменным помощником иеромонахом Никифором они несколько лет скитались по разным местам, пока наконец не осели в селе Часовенском Архангельской области. Это место им подсказал послушник Соловецкого монастыря Степан Антонов, в селе проживала его сестра Анна. Отец Вениамин и отец Никифор летом ушли из села глубоко в лес и построили там себе келью. Это был маленький деревянный домик, в котором было все настолько аскетично, что обычному человеку трудно было бы выжить в такой обстановке. Две кровати, самовар, пара икон. Отцы разбили огородик около своей избенки, с него и питались. Еще выручала рыба, которую они ловили в Волкозере (так называлось озеро, на высоком берегу которого стояла избушка). Монахи прожили здесь в трудах и молитвах около двух лет.

То, что произошло далее, невозможно объяснить ничем иным, как лютой ненавистью врага рода человеческого к возлюбленным чадам Божиим – монахам. В 1927 году в селе Часовенском появился комсомолец. Молодой парень лет 20 с простой русской фамилией Иванов, он устроился лесным обходчиком и разузнал тропинку к избушке монахов. Сатана внушил ему уничтожить отцов. Иванов выслеживал иноков. Зимой того же года даже напросился к ним на ночевку. Будучи странноприимными, отцы пустили его. 

То, что произошло, невозможно объяснить ничем иным, как лютой ненавистью врага рода человеческого к монахам

Иванов вынюхивал в избушке, что можно стянуть. Это было прикрытие его чудовищных планов. Воровать в келье было нечего, но это не смущало убийцу. По наущению врага он был уверен, что монахи где-то прячут золото Соловецкой обители. Иванов подбил на преступление местного вора Ярыгина. Вдвоем они подобрались к келье 17 апреля 1928 года. Был вторник Светлой седмицы. Через окна преступники видели, что отец Вениамин и отец Никифор совершают пасхальное богослужение. 

Когда в избушке погас свет, Иванов, подкравшись к окну, стал стрелять по кроватям монахов. Послышались стоны. Иванова и Ярыгина объял ужас, они не смогли войти внутрь, только залезли на чердак, сгребли там все, что нашли, облили избушку керосином и подожгли. Келья вспыхнула, как когда-то бучильный корпус Соловецкого монастыря. Из огня вновь послышались стоны. Убийцы сбежали. 9 июня 1928 года навестить монахов приехал Степан Антонов. Он и обнаружил сгоревшую келью и два обугленных скелета. 

Когда горел бучильный корпус Соловецкой обители, владыка Вениамин сказал: это за грехи братии. За чьи грехи горела монашеская келья вместе с двумя иноками-молитвенниками? 

Как сказал однажды на отпевании воина-героя клирик нашего приходского храма, людские грехи должны быть смыты чьей-тот невинной кровью. Кровь новомучеников, лившаяся даже не рекой, а Ниагарским водопадом в течение нескольких десятилетий ХХ века, смывала страшный грех богоотступничества русского народа. Кровь иноков, принявших мученическую смерть от руки того, кого они по милосердию пустили под свой кров, проливалась и за убийцу тоже. Так Сам Христос безвинно страдал, проливая Свою Кровь на Кресте, за всех людей на земле, и за Своих убийц тоже.

6 (3).jpg

Поразительно, какие разные обстоятельства бытия могут быть у людей, живших в одних и тех же исторических условиях, в одно и то же время, и насколько разные участи в вечности могут они стяжать…

Иванов и Ярыгин были арестованы. Комсомолец Иванов был сильно удивлен, что его привлекают к ответственности за убийство монахов; он считал, что иноки – вне закона и ему ничего не будет за их убийство. Преступникам дали 10 и 8 лет лишения свободы. 

Преподобномученики Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) были причислены к лику святых в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. 

Наталья Ващина 16 апреля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить