Небесные стражи земли Курской

Собор святых, в земле Курской просиявших

По ходатайству митрополита Курского и Рыльского Иувеналия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2003 году в честь столетия канонизации преподобного Серафима Саровского учредил Собор Курских святых. Празднование установили 1 августа (19 июля по старому стилю) – в день обретения мощей и прославления святого Серафима Саровского.

Еще через год по благословению митрополита Иувеналия к 250-летнему юбилею со дня рождения преподобного Серафима был создан образ Собора святых, в земле Курской просиявших. Работали над ним в иконописной мастерской Курской духовной семинарии.

1, превью (10).jpg

На иконе Собора святых, в земле Курской просиявших, сверху вниз слева направо изображены:

В первом ряду: мученик Михаил (Вознесенский), священномученик Василий (Иванов), священномученик Ипполит (Красновский), преподобный Исаакий I Оптинский, священномученик Александр (Ерошов), священномученик Михаил (Дейнека).

Во втором ряду: священномученик Иоасаф, епископ Могилёвский; священномученик Матфей (Вознесенский), преподобный Иоанн Святогорский, священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский; преподобный Макарий Оптинский, священномученик Павлин, архиепископ Могилёвский; священномученик Митрофан (Вильгельмский), священномученик Иоанн, епископ Рыльский.

В третьем ряду: святитель Лука, архиепископ Симферопольский; священномученик Онуфрий, архиепископ Курский; священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский; священномученик Дамиан, архиепископ Курский; преподобный Серафим Саровский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Иоасаф, епископ Белгородский; священномученик Антоний, епископ Белгородский; преподобный Илия Верхотурский.

2 (56).jpg
Преподобный Феодосий Печерский

Этот список, определенный при установлении праздника, постоянно пополняется новыми именами подвижников, служивших во славу Господа и Курской земли. Некоторые из них удостоились посещения святыми и доверительного внимания Богородицы при жизни, другие же самоотверженно трудились ради распространения веры и укрепления православных людей, а кто-то удостоился мученического венца. 

В жизни каждого изображенного на сборной иконе святого есть деятельная ревность о Господе, которой можно поучиться и каждому из нас. Наверное, все знают, что будущий святой Феодосий Печерский, выросший в трудах и молитвах, однажды увидел, что в церкви не бывает Литургии из-за отсутствия просфор. Тогда юноша сам начал печь просфоры и продавать их, а деньги раздавал нищим. И так на протяжении семнадцати лет. По зову Господа он не только сам посвятил свою праведную жизнь Господу, но и стал примером веры для матери – своей любовью убедил ее принять монашеский постриг. 

«Был он поистине человеком Божиим, – свидетельствовал летописец Нестор, – светилом, всему миру видимым, и просиявшим всем черноризцам: смирением, и разумом, и послушанием; все дни провел он в постоянных трудах, не давая ни рукам, ни ногам своим покоя. Часто ходил он в пекарню и с пекарями, веселясь духом, тесто месил и хлеба пек. Был же он, как я уже говорил, крепок телом и силен. Всех же страждущих он наставлял, укреплял и утешал, чтобы не расслабляться в делах своих».

Был он поистине человеком Божиим, светилом, всему миру видимым

Прохору Мошнину, будущему преподобному Серафиму Саровскому, не раз являлась Богородица. В детстве Прохор тяжело заболел, во сне увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных в Курске прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, мать вынесла Прохора на руках на улицу, он приложился к святой иконе и быстро поправился.

Когда же преподобный Серафим около трех лет болел водянкой, однажды после Причастия ему было видение: Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Она указала рукой на больного и сказала Иоанну: «Сей от рода нашего». Затем коснулась жезлом бока больного, и жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через это отверстие, и батюшка вскоре выздоровел. 

3 (49).jpg
Преподобный Серафим Саровский с житием

А еще через несколько лет Господь позволил преподобному во время церковных служб неоднократно видеть святых ангелов, которые сослужили братии. А за год и десять месяцев до кончины, в праздник Благовещения, преподобный Серафим еще раз сподобился явления Царицы Небесной в сопровождении Крестителя Господня Иоанна, апостола Иоанна Богослова и двенадцати дев, святых мучениц и преподобных. Пресвятая Дева долго беседовала с преподобным, поручая ему дивеевских сестер. Закончив беседу, Она сказала ему: «Скоро, любимиче Мой, будешь с нами». 

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, появившийся на свет в праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года, в 8 лет отправился учиться в Киево-Могилянскую академию. Его отцу, который тяжело переживал разлуку с ребенком, было даровано видение: у ног Божией Матери на коленях стоял восьмилетний Иоаким (так мальчика звали в миру), и ангел Божий покрывал его архиерейской мантией. Богородица сказала ребенку: «Довлеет Мне молитва твоя». 

У ног Божией Матери на коленях стоял восьмилетний Иоаким, и ангел Божий покрывал его архиерейской мантией

Через много лет Пресвятая Богородица избрала святителя Иоасафа для прославления Ее образа. В видении Она явилась святителю и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор». Вскоре после этого события святитель нашел в притворе одной из сельских церквей явленный ему образ: икону использовали в качестве перегородки для ссыпания угля. Святитель Иоасаф определил иконе достойное место в храме, где от образа исходили многие знамения благодати Божией и чудеса.

4 (42).jpg
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

С преподобным Макарием, старцем Оптинским, был такой случай: к нему привели одного бесноватого, который никогда не видел преподобного и ничего о старце не знал. Бесноватый бросился к старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», – и тут же ударил его по щеке. Преподобный подставил другую щеку, и больной лишился чувств, а когда очнулся – исцелился.

Преподобный Исаакий I, старец Оптинский (в миру Иван Антимонов), родился в Курске 31 мая 1810 года в купеческой семье. Будущий великий Оптинский старец рос в обстановке любви, послушания родителям, в твердом соблюдении церковного устава и нравственной строгости. Мальчик был скромен и добр, молчалив и сдержан, но не угрюм и не чужд шутке, остроумен и прост в общении.

Мысль об уходе в монастырь долгие годы вызревала в душе благочестивого юноши, вынужденного помогать отцу в торговых делах. К 36 годам она окончательно в нем окрепла. Этому способствовало также поступление в монастырь его старшего брата Михаила.

Будущий преподобный Иоанн, затворник Святогорский, после смерти жены поступил в Глинскую пустынь Курской епархии. Носил вериги, был усерден в молитве. У святого стал проявляться дар целительства. Он спал в гробу, держал строгий пост, посвящая все время молитве с сотнями поклонов. Раз в месяц покидал затвор, чтобы причаститься Святых Таин в монастырской церкви. После 18 месяцев затвора был пострижен в великую схиму с именем Иоанн. Прославился прозорливостью и даром целительства. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, в последние годы жизни творил непрестанную Иисусову молитву. Умер 11 августа 1867 года в монастырской больнице. 

5 (27).jpg
Преподобный Иоанн, затворник Святогорский

Широкое народное почитание преподобного Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого происходило множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После революции 1917 года, несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле святого Иоанна продолжались. Канонизирован для местного почитания Священным Синодом Украинской Православной Церкви в 1995 году.

Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский, в пять лет утешал плачущую от горя мать такими словами: «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, я возьму тебя к себе». «Где ты слышал это слово: "епископ"?» – удивленно спрашивала малыша мать, но тот уверенно повторял те же слова.

В пять лет будущий святой утешал мать: «Мама, ты не плачь, когда я буду епископом, я возьму тебя к себе»

Когда Антоний Гагалюк (как звали святого в миру) учился в семинарии, он серьезно заболел воспалением легких. В забытьи перед ним появился чудесный старец, обросший большой бородой до ступней ног и седыми длинными волосами, закрывающими его голое тело до пят. Он ласково посмотрел на юношу и сказал: «Обещай послужить Церкви Христовой и Господу Богу, и будешь здоров». Семинарист испугался, но воскликнул: «Обещаю». Старец удалился, а Антоний начал поправляться. Позже юноша узнал на иконе явившегося ему преподобного Онуфрия Великого.

Впрочем, о том, что обещание будущий святой не сдержал, преподобный Онуфрий напомнил ему через три года во время очередной болезни. Старец сурово посмотрел на болящего и с укоризной сказал: «Ты не выполнил своего обещания, сделай это теперь, Господь благословляет». Антоний пришел в себя и увидел, что в келье служат молебен преподобному Онуфрию, чудотворный образ которого стоит около кровати. После этого Антоний принял иноческий постриг с именем Онуфрий.

6 (19).jpg
Священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский

1 июня 1938 года архиепископ Онуфрий, епископ Белгородский Антоний и белгородские священники Ипполит Красновский, Митрофан Вильгельмский, Михаил Дейнека, Александр Егоров и псаломщик Михаил Вознесенский вместе с другими заключенными священнослужителями были расстреляны.

Священномученик Иоасаф, епископ Могилёвский (в миру князь Владимир Давыдович Жевахов), принадлежал к русской ветви древнего грузинского рода князей Джаваховых, которые считали своим родоначальником Картлоса – внука Иафета, родоначальника грузин. Предки князя Жевахова находились в родстве с семейством Горленко, давшим России святителя Белгородского Иоасафа.

Известно, что 22 октября 1911 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, князь Жевахов вместе с игуменом Свято-Троицкого общежительного монастыря Валентином получил благословение у митрополита Киевского Флавиана (Городецкого) начать раскопки древних иноческих пещер в предместье Киева, которое называлось Зверинец. Владимир Давыдович организовал работы на личные средства. Благодаря его трудам вскоре древний пещерный монастырь во имя Архистратига Михаила стал одним из излюбленных мест для паломничества. 

Благодаря его трудам древний пещерный монастырь стал одним из излюбленных мест для паломничества

Здесь основали Зверинецкий скит, 1 декабря 1913 года освятили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а 29 августа 1914 года – придел во имя святителя Белгородского Иоасафа. Старостой церкви был князь Жевахов, позже принявший монашеский постриг с именем Иоасаф.

6 июля 1926 года в Нижнем Новгороде митрополит Сергий (Страгородский) хиротонисал его во епископа Дмитриевского, викария Курской епархии. А уже через два месяца он был арестован «за изготовление и хранение в своей квартире с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного содержания», а также за «поминовение во время богослужения бывшего императора Николая Александровича Романова, всех членов Царского дома и бывших министров». Поводом для обвинений послужил его труд «Бог в порядке бытия Своего».

7 (8).jpg
Священномученик Иоасаф,
епископ Могилёвский

Пережив еще несколько арестов, 4 декабря 1937 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы владыка Иоасаф (Жевахов) был осужден «тройкой» УНКВД по Курской области и в тот же день расстрелян.

Священномученик Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, вызвал негодование безбожных властей тем, что «устроил у себя на квартире преподавание Закона Божиего малолетним детям..., подрывал авторитет советской школы». Такая запись есть в следственном деле.  

Владыку Иоанна допрашивали дважды. Он держался мужественно, сохраняя спокойствие духа. Прокурор принял решение о выселении «социально опасного гражданина Пашина из пределов Западного края». Резолюцию прокурора не замедлили привести в действие.

Особым совещанием при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 года владыку Иоанна лишили права проживать в крупных городах страны и выслан из Петрикова, где он служил. Он остановился в городке Лоев Гомельской области и тут, как говорится в документах следственного «дела», «вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией и распространении контрреволюционных слухов». Его приговорили к ссылке в Зырянский край Коми. В августе 1929 года он был переведен на «вольное поселение» в Рыльск Курской области и был назначен викарием Курского архиепископа Дамиана (Воскресенского). 

Владыку Иоанна (Пашина) арестовали 28 сентября 1932 года по обвинению в принадлежности к никогда не существовавшей организации «Ревнители Церкви». Всего по этому делу арестовали 413 человек: 3 епископов, 127 священников и диаконов, 106 монахов и монахинь, 70 крестьян, 11 бывших дворян и других лиц. Вместе с владыкой Иоанном были схвачены архиепископ Курский Дамиан (Воскресенский) и епископ Орловский Николай (Могилевский). 

7 декабря 1932 года владыку Иоанна (Пашина) приговорили к заключению в концлагерь сроком на десять лет. Из лагеря он не вернулся. Возможно, был расстрелян.

Священномученик Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский, преподавал детям Закон Божий, пока это не было запрещено властями. В 1929 году его арестовали и отправили в тюрьму. Обещали свободу, если он перестанет проповедовать. Архиерей отказался. Его били, запугивали, отправили на три года в Соловецкий лагерь, а после освобождения епископ приехал в Орел, где был возведен в сан архиепископа. Владыка продолжал проповедовать, храмы начали вновь наполняться народом. 

Ему обещали свободу, если он перестанет преподавать детям Закон Божий. Архиерей отказался

На Курскую кафедру владыку Александра назначали в 1935 году. В августе 1937-го в Семипалатинске его арестовали. Архиепископ Александр не подписал ни одного из навязываемых ему обвинений в шпионаже и контрреволюционной агитации. Был расстрелян.

Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский, в миру Александр, был сыном священника. На четвертом курсе Санкт-Петербургской духовной академии принял монашество, был рукоположен во иеродиакона, а потом во иеромонаха. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и летом того же года был назначен смотрителем в Александро-Невское духовное училище.

В Санкт-Петербурге отец Никодим составлял жития святых отцов, просиявших в северных и уральских землях, среди которых «Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители», «Преподобный Никодим, пустынножитель Хозьюгский», «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании. Археологические очерки», «Архангельский патерик», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в приделах Санкт-Петербургской епархии XIV–XVII вв.», «Преподобный Александр Свирский и его ученики-подвижники».

В Курске с 1911 года он нес послушание епископа Рыльского, викария Курской епархии. В то время в состав Курской епархии входила и Белгородская епархия. Епископ Никодим составил акафист святителю Иоасафу – «образец среди акафистов, составленных в России... Красотою образов духовных легко запоминаясь, он рождает святую любовь к угоднику Божию». 

8 (9).jpg
Священномученик Никодим (Кононов), епископ Белгородский

В 1914 году в Курске епископ Никодим выпустил книгу «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Он работал над составлением многотомного «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX столетий».

Епископ Никодим в проповедях обличал насилие, грабежи и убийства, совершаемые властями в 1917 году ради утверждения своих идей, напоминал, что законы Божии выше законов человеческих. 

Епископ Никодим в проповедях напоминал, что законы Божии выше законов человеческих

На второй день Рождества Христова в 1919 году епископ Никодим совершил последнюю в своей жизни Божественную литургию. На вечернем богослужении его арестовали прямо в алтаре. 10 января 1919 года (по новому стилю) священномученик Никодим был расстрелян. Владыку тайно захоронили в общей могиле за городом. 

И, конечно, все знают и любят святителя Луку, архиепископа Симферопольского, – он не только Крымский, но еще и Курский. Великий врач и святой работал в Верхнем Любаже и в Фатеже. Он приобрел там такую славу, что к нему приходили больные и из других уездов Курской губернии, и из Орловской. А описанный во многих книгах о старце случай с исцелением слепого юноши тоже произошел на Курской земле. Сам святитель писал: «…Молодой нищий, незрячий с раннего детства, после операции прозрел. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления». 

Ольга Бобовникова 1 августа 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить