Несвятая святая. Матушка Ольга О’Майкл Аляскинская

Распечатать

Заметки о жизни протоиерея Николая О’Майкла и его супруги, матушки Ольги (Арсамкук) О’Майкл, представлены в сборнике биографий православных деятелей Канады, хотя ни один из них не имел непосредственной связи с этой страной. Тем не менее их жизнь во многом схожа с жизнью семей многих канадских православных священников начала XX века. Не менее важно, что знакомство с их биографиями может помочь нам понять, как Господь по-разному действует в жизни двух любящих Христа и служащих Ему людей, чтобы через них помогать, ободрять и утешать других.

Господь, как нам думается, позволил распространиться служению матушки Ольги, основанном на любви и заботе о ближних, далеко за пределы ее родной деревни, чтобы многие люди сегодня могли убедиться в ее святости. 7 ноября – день памяти матушки Ольги.

Ранние годы жизни протоиерея Николая О’Майкла

Николай О’Майкл родился 24 августа 1912 года в деревне Кветлук на Аляске, США, в семье коренных жителей Аляски. Подробную биографию отца Николая написала его внучка Ольга (О’Майкл) Макгилл. Кветлук расположен в месте слияния рек Кускоквим и Кветлук в дельте Юкон-Кускоквим. Постоянно меняющееся русло реки дало название деревне. Слово «Кветлук» произошло от юпикских слов «куик», что значит «река», и «-ррлук», что значит «плохой», «неестественный».

«Николай, – пишет его внучка, – был очень заботливым человеком, известным во всем районе. Он любил рыбачить и охотиться. Дедушка также разводил северных оленей, которых использовали как вьючных животных, а их мясо община употребляла в пищу».

Женитьба

1.jpg
Николай и Ольга О’Майкл

Николай женился на Ольге (Арсамкук), которую часто ласково называли Оленькой. У них был брак по договоренности, и поначалу супругам было тяжело найти общий язык. К тому же Николай еще не был воцерковлен. Они прожили вместе в небольшом трехкомнатном бревенчатом доме всю свою совместную жизнь.

Бог подарил супружеской чете 13 детей, из которых только восемь дожили до совершеннолетия. Внучка отца Николая писала, что он был строгим отцом. Ранее Николай открыл первое почтовое отделение и универсальный магазин в Кветлуке, где был заведующим. Все это время Ольга молилась за своего мужа.

Рукоположение

Через некоторое время Николай стал ходить в храм, где вместе с шестью другими мужчинами из деревни впоследствии стал чтецом. Позднее они посещали Свято-Германовскую семинарию в Кадьяке, и все (кроме одного) были рукоположены во пресвитеров.

Пастырское служение

Очень многие представители русского и американского духовенства к тому времени покинули свои приходы, и они долгое время оставались вакантными. Следует понимать, что именно острая нужда в духовенстве послужила причиной создания в 1972 году Свято-Германовской семинарии. Негативный процесс начался еще с продажи Россией Аляски Соединенным Штатам в 1867 году и впоследствии усилился под давлением протестантского правительства. После перевода епископа Феодосия (Лазора) в другую епархию в конце 1972 года протопресвитер Иосиф Крета внес предложение об основании семинарии, и это предложение получило благословение Священного Синода Православной Церкви в Америке.

Отец Николай стал самым первым православным священником в деревне Кветлук. Когда после обучения в семинарии он вернулся служить в деревню, односельчане его очень полюбили. Важно понимать, что до того, как стать матушкой, Ольга долго и непрерывно молилась за своего мужа и свою деревню. При ее жизни 85% студентов, поступивших в Свято-Германовскую семинарию, были выходцами из крошечной деревни Кветлук (родины блаженной Ольги), в которой проживало почти 250 человек. В процентном отношении это значительно больше любой другой деревни или города Аляски, независимо от их размеров. До этого службы совершались только мирским чином, и их возглавляли чтецы (которых обычно избирали из числа уважаемых старейшин общины).

До того, как стать матушкой, Ольга долго и непрерывно молилась за своего мужа и свою деревню

Отец Николай всю жизнь прожил в Кветлуке и духовно окормлял жителей деревни и ее окрестностей (всего 12 деревень), включая город Напаскиак. Помимо регулярного служения в селах по воскресеньям, отец Николай по просьбе сельчан часто приезжал к ним крестить, венчать, отпевать покойников, совершать другие таинства и требы. Все эти населенные пункты расположены довольно далеко друг от друга. Передвижение между ними летом осуществляется на лодках по рекам (иногда использовались волоки), а зимой на снегоходах, также называемых мотосанями (в прежние времена на собачьих упряжках).

Со временем, после многих лет служения, отец Николай был возведен в сан протоиерея.

Его внучка считает, что самым захватывающим событием в жизни протоиерея Николая была поездка в Нью-Йорк. Она также писала, что дедушка любил давать молодым людям такие советы:

«Всегда любите ближнего, кем бы он ни был. Изучайте Библию; ходите в церковь; когда другие делают вам зло, не воздавайте им; но сами всегда творите добро».

Эти мудрые советы вкратце передают слова нашего Спасителя. За свою жизнь отец Николай поистине во всем прославлял Бога.

За свою жизнь отец Николай поистине во всем прославлял Бога

Преставление отца Николая, 1984 год

15 мая 1984 года блаженной памяти отец Николай О’Майкл преставился ко Господу в Кветлуке, где провел всю свою жизнь и совершал служение. Отпевание пастыря было совершено в храме святителя Николая в Кветлуке, в котором он служил много лет. После отпевания его тело было предано земле на приходском кладбище.

2.jpg
Отец Николай и матушка Ольга О’Майкл

Молодые годы матушки Ольги (Арсамкук) О’Майкл

Будущая матушка Ольга была из народа эскимосов-юпиков на Аляске. Родилась в Кветлуке 3 февраля 1916 года. Ее имя на юпикском языке звучит как «Арсамкук», а имя Ольга она получила во Святом Крещении. Она была среди первых местных жителей, кого крестили в младенчестве.

Замужество, семейная жизнь, помощь роженицам

Когда Ольга повзрослела, она вышла замуж за Николая О’Майкла, умелого охотника и предпринимателя. Хотя Ольга со временем стала помогать женщинам Кветлука и окрестных деревень при родах, многих собственных детей Ольга родила без помощи повивальной бабки, поскольку других там не было. Восьмерых своих детей, доживших до зрелого возраста, она воспитала сама.

Протоиерей Михаил Олекса писал, что Ольга О’Майкл не обладала внушительной внешностью и вела себя просто. Воспитанные матушкой ее сыновья и дочери не могут вспомнить ни одного случая, чтобы она повысила на них голос. «Настоящие люди», как говорят в народе юпик, не кричат.

Жена священника

После рукоположения ее мужа в сан священника Ольгу все стали ласково называть «матушка». Став священником, отец Николай стал меньше бывать дома, уезжая служить в деревни, вверенные его пастырскому попечению, поэтому матушка Ольга всегда была занята, и не только своими домашними делами. Ольга всегда была внимательна к другим и интересовалась жизнью всех односельчан. Она часто приходила в дома других жителей деревни – делала у них уборку и готовила им пищу. Когда ее дети подрастали (достигали возраста 7–8 лет), она брала их с собой в качестве помощников. Таким образом, чада матушки научились делать ту же работу, что и она, куда бы она их ни посылала.

Она часто приходила в дома других жителей деревни – делала уборку, готовила им пищу

В первые годы пастырского служения отца Николая матушка Ольга шила ему облачения. Она сама делала своим детям красивые парки (верхняя одежда), сапоги и варежки. Ольга постоянно вязала носки или шила меховую верхнюю одежду для других. Вряд ли кто-нибудь из друзей или соседей обходился без того, что матушка делала для них. Приходы за сотни километров получали от нее неожиданные подарки (традиционные эскимосские зимние сапоги – муклуки) для продажи, ибо они нуждались в деньгах для строительства храмов. Все клирики благочиния носили перчатки или шерстяные носки, которые им сшила матушка Ольга. Конечно, говоря о ней, мы вспоминаем праведную Тавифу (см.: Деян. 9: 36–41), которая тоже прославилась тем, что помогала ближним через рукоделие.

Когда ее дети выросли и создали свои семьи, у матушки Ольги появилось более 24 внуков, которым она тоже шила одежду и обувь, но праведница проявляла щедрость не только к своим родственникам. Неделю за неделей она пекла просфоры, которые неизменно использовались на деревенской Божественной литургии. Ее знание церковных служб было феноменальным. Матушка Ольга выучила наизусть все богослужения двунадесятых праздников, а также прекрасно знала песнопения Вербного воскресенья, Страстной седмицы и Пасхи на юпикском языке. Всякий раз, когда в деревню приезжал священник из другого прихода и входил в ее дом, она быстро надевала платок и подходила взять его благословение, что делают православные люди во всем мире.

Матушка Ольга прославилась состраданием к другим и заботой о женщинах, подвергавшихся разного рода насилию, особенно сексуальному. Хотя ее семья была бедной, матушка Ольга щедро раздавала вещи тем, кто был еще беднее. Часто она раздавала одежду своих детей нуждающимся, пока она им подходила, и велела детям ничего не говорить, если они увидят, что их одежду носят другие. Она также прославилась своей способностью точно определять, что женщина беременна, даже до того, как та успевала это заметить.

Хотя ее семья была бедной, матушка Ольга щедро раздавала вещи тем, кто был еще беднее

Оленька часто просила деревенских женщин помыться или попариться с ней в парной бане. Такая баня мало чем отличается от финской сауны или русской бани. В ней используется небольшое количество озерной воды или снег с улицы. Баня – это единственное по-настоящему приватное пространство в деревне. Женщинам, подвергшимся сексуальному или другому насилию, приходилось продолжать жить в крошечной деревне вместе со своими обидчиками, потому что спрятаться было негде, и постоянно помнить о том, что с ними случилось. Поскольку такую баню принимают в обнаженном виде, шрамы и другие следы жестокого обращения приглашенным матушкой женщинам невозможно было скрыть. Легко предположить, что именно в бане Оленька давала жертвам насилия наставления и советы. Кажется вполне логичным, что она много говорила с ними о Боге и прощении.

Матушка Ольга постепенно освобождалась от домашних дел по мере того, как ее дочери становились достаточно взрослыми, чтобы взять на себя большую часть работы. Теперь она могла ездить с мужем на областные конференции и делиться своим опытом и мудростью с новым поколением – молодыми женами священников. Матушке нравилось посещать другие приходы на великие праздники и встречаться с людьми, но она всегда радовалась, возвращаясь домой в Кветлук.

Архиепископ Ситкинский и Аляскинский Григорий (Афонский) позже скажет, что «она (матушка Ольга) была смиренной женщиной. Когда какой-нибудь другой священник останавливался на приходе, он мог не догадываться, что она там». Такое поведение было в духе святого Иоанна Крестителя, сказавшего: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3: 30).

На протяжении жизни матушки деревня претерпевала радикальные изменения. По мере «модернизации» она превратилась из расположенных по кругу маленьких дерновых полуземлянок, подобных постройкам в Сибири и некоторых других районов России, и бревенчатых изб в типичный городок с дизельным генератором, начальной школой, а затем средней школой, местным клубом, клиникой и несколькими магазинами. Радио и телевидение из Бетела (27 км вниз по реке) приносили последние новости и изображения этого мира в каждый дом юпиков. Дровяные печи уступили место керосиновым плитам, а собачьи упряжки – снегоходам. Но модернизация со всеми ее «улучшениями» отнюдь не способствует сохранению культурного наследия юпиков.

3.jpg
Аляскинские «барабары» – дерновые полуземлянки, родственники «бурдеев» Молдовы

Образ матушки Ольги в традиционной одежде показывает культуру юпиков как нечто доброе и благочестивое, утверждает их образ жизни как охотников-собирателей и традиционные ценности юпиков: заботиться друг о друге, делиться друг с другом, поддерживать свое культурное самовыражение в танце и рассказывании историй. Их тысячелетнее самобытное существование, собирание ягод и обмен – это хорошо.

Матушка Ольга дарила миру свою простую жизнь, наполненную заботой о людях, добротой и молитвой. Ее образ жизни был похож на уклад жизни ранней Церкви, о котором мы читаем в Новом Завете. Это одобрение «эскимосского» образа жизни в его лучших проявлениях привело к тому, что еще больше соплеменников матушки Ольги увидели себя «эскимосскими» глазами. Вскоре органы образования начали разрабатывать и использовать в школах программы языкового погружения, цель которых – не допустить потери использования языков коренных народностей в повседневном общении с последующим их исчезновением. Давление со стороны СМИ часто имеет очень негативные последствия, такие как исчезновение языков коренных народов.

Ее образ жизни был похож на уклад жизни ранней Церкви, о котором читаем в Новом Завете
4.jpg
Матушка Ольга

За несколько лет до своего преставления матушка Ольга стала слабеть и неважно себя чувствовать, но не хотела беспокоить никого из родных своим состоянием. Ее здоровье не улучшалось, а дочери заметили, что она теряет вес. В конце концов ее уговорили посетить больницу в Бетеле, откуда ее отправили в Анкоридж. Специалисты диагностировали последнюю стадию рака и сказали, что он не поддается лечению.

Матушка Ольга восприняла известие без горечи и волнения и вернулась домой готовиться к тому, что неизбежно должно было произойти. Ее семья решила не допустить, чтобы последнее слово оставалось за медициной. Две дочери Ольги оставили свою прикованную к постели мать и отправились в Кадьяк, где вознесли молитвы и у Монашеской лагуны, и у раки преподобного Германа Аляскинского. Вернувшись в Кветлук, они обнаружили, что кровать их матери пуста! Оказалось, что матушка Ольга уже была на улице – таскала ведра с водой из деревенского колодца. Несомненно, она собиралась стирать или мыть пол на кухне.

Почти на целый год ее состояние нормализовалось. Однако ко времени конференции в августе следующего года матушка была слишком слаба, чтобы ходить или стоять в храме без посторонней помощи. На этой конференции архиепископ Григорий наградил ее высшим знаком отличия, которого удостаиваются миряне епархии, – Крестом преподобного Германа. Он повесил награду ей на шею (она имеет красно-бело-синюю ленту, на которой подвешен эмалированный крест, а в центре – икона первого святого Аляски) в конце праздничной Божественной литургии.

Состояние здоровья матушки Ольги продолжало ухудшаться в течение следующих нескольких месяцев. Она стала готовиться к переходу в вечность. Матушка научила своих родных самостоятельно делать то, что она всегда делала за них, и распорядилась, как им следует распределить ее немногочисленное имущество между собой, соседями и друзьями.

Ольге почистили свадебное платье, и она завещала, чтобы ее похоронили в нем. Матушка сказала своим сыновьям и дочерям, чтобы они не горевали после ее смерти, и выразила сожаление, что взяла в свой дом внучку, но не потому, что она ее меньше любила, а потому, что боялась, что внучка будет ее слишком горько оплакивать. Когда конец матушки был уже близок, ее внуков, которые учились в школе-интернате далеко в Маунт-Эджкомбе, вызвали домой. Но их задержала зимняя буря, и к моменту прибытия внуков блаженная Ольга скончалась.

Кончина матушки Ольги, 1979 год

В день ее преставления, 8 ноября 1979 года, деревенский священник принес ей Святые Дары. Праведница села в постели, скрестила руки на груди и причастилась Святых Христовых Таин. Затем перекрестилась, снова скрестила руки, легла и предала дух свой в руки Божии.

Отпевание матушки Ольги состоялось в храме святителя Николая Чудотворца в Кветлуке. Затем ее похоронили на приходском кладбище.

5.jpg
Храм свт. Николая, Кветлук

Весть о кончине матушки Ольги быстро разнеслась по западной Аляске. Начали прибывать самолеты с теми, кто собирался присутствовать на похоронах, пока в доме служилась вечерняя панихида у тела усопшей. В ту ночь непрерывно дул сильный южный ветер. Он растопил ноябрьский снег и речной лед. Соседи-юпики из близлежащих деревень смогли добраться до Кветлука на лодках, что обычно невозможно в это время года. Огромное количество друзей прибыло из таких отдаленных уголков, как озеро Илиамна (на юго-западе Аляски) и река Нушагак (у Бристольского залива), а также из деревень в районе дельты Юкон-Кускоквим. Новопостроенный храм в Кветлуке был переполнен в необыкновенно «весенний» день похорон.

Когда процессия двинулась из храма, к ней присоединилась стая птиц (хотя к этому времени все птицы обычно уже улетают на юг). Птицы кружили над головами людей и провожали гроб праведницы до самой могилы. Могилу матушки (обычно в это время грунт мерзлый) было легко копать из-за небывалой оттепели. В ту ночь, после поминальной трапезы, снова подул ветер, земля вновь замерзла, река покрылась льдом и вернулась зима. Как прокомментировал отец Михаил Олекса: «Как будто сама земля захотела принять эту праведницу. Космос по-прежнему участвует в поклонении, которое настоящие люди воздают Богу».

6.jpg
Могила матушки Ольги

Прославление

Хотя матушка Ольга О’Майкл пока официально не причислена к лику святых, тем не менее очень много людей во всем мире считают ее святой. Они призывают ее в своих молитвах и в ответ получают помощь от Бога в виде исцеления, утешения и укрепления в вере.

Перевел с английского Дмитрий Лапа
Сайт Othodoxcanada

6 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить