Новомученики октября. Часть 1

1 октября. Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский (1885–1937)

Пастырская деятельность среди уголовников

В 20-х годах, чтобы избежать преследований со стороны обновленцев, отец Амфилохий уехал вместе с несколькими монахами и монахинями в тайгу, где они основали скит. В октябре 1923 года все чернецы были арестованы ОГПУ, но поскольку никаких обвинительных материалов против них не оказалось, вскоре были освобождены. В начале 1925 года отец Амфилохий был вызван в Москву, и 8 марта Патриарх Тихон рукоположил его во епископа Красноярского.

1 (71).jpg
Священномученик Амфилохий (Скворцов)

Епископа Амфилохия неоднократно арестовывали, он провел годы в лагерях, где продолжал пастырское служение. Во время отбывания очередного срока епископа поместили среди заключенных по бытовым статьям и уголовников. В лагере процветало повальное воровство. Но владыка, несмотря на тяжелые условия заключения, не унывал, часто беседовал с заключенными, и в конце концов его беседы привели к тому, что в их бараке воровство прекратилось, некоторые из заключенных обратились к Богу и стали усердно молиться. Когда один из заключенных обратил внимание архиерея на благие плоды, к которым привела его пастырская деятельность в лагере, владыка ответил, что, как бы ни был тяжел крест нынешней жизни, он в первую очередь должен исполнить свой пастырский долг. В 1937 году епископ Амфилохий был приговорен к расстрелу по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян 1 октября 1937 года.

1 октября. Священномученик Иоанн Васильев, пресвитер (1876–1937)

Прихожане отстояли свой храм

С 1928 года отец Иоанн нес свое пастырское служение в селе Таложня (Тверская область), где активно возрождал духовную жизнь. Во время служб батюшки храм стал наполняться молящимися, в дом Божий потянулись люди, чуть было не отошедшие от веры, в прихожанах стала воскресать любовь к храму и богослужению как орудию их собственного спасения, службы стали восприниматься как нечто живительное и необходимое, подобно воздуху, без чего может наступить духовная смерть. Безбожные власти, видя оживление духовной жизни в приходе, стали принимать свои меры.

Сначала в 1930 году власти пытались закрыть храм, установив непосильный налог за пользование церковным зданием, но прихожане во главе со священником, полные решимости отстоять храм, быстро собрали нужную сумму. В следующем году отца Иоанна арестовали за сопротивление закрытию церкви и осудили на пять лет ссылки в Казахстан. После возвращения в 1936 году он получил благословение на служение в храме села Яконово, где прослужил около года. В 1937 году отец Иоанн был вновь арестован по ложному обвинению в антисоветской агитации и расстрелян 1 октября 1937 года. 

1 октября. Священномученик Михаил Скобелев, пресвитер (1887–1937)

Мученический путь отца Михаила

В самом начале очередного этапа гонений, в 1929 году, отец Михаил был арестован, обвинен в неуплате налогов и приговорен к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере и к пяти годам ссылки. Жестокие условия лагеря и ссылки не сломили волю священника, и в 1935 году он вернулся служить в свой храм в село Рамешки (Тверская область).

Желая противостоять безудержной пропаганде безбожия, отец Михаил в проповеди на Рождество Христово 1937 года призвал прихожан не верить богохульникам, которые говорят, что нет Бога, а между тем сами летосчисление ведут от Рождества Христова. Эти слова впоследствии были представлены как доказательство тяжелейшего преступления священника против властей. Арестованного священника жестоко допрашивали, отец Михаил виновным себя не признал. Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Казнь состоялась 1 октября 1937 года. После ареста отца Михаила, под предлогом отсутствия священника, власти закрыли храм, где он служил.

2 октября. Священномученик Константин Голубев, пресвитер (1852–1918)

Без суда приговорен к смертной казни

Будучи мирянином, Константин Алексеевич вел активную миссионерскую деятельность среди раскольников в Саратовской, Воронежской и Московской губерниях. 12 марта 1895 года был рукоположен в сан священника. Был женат, имел детей.

В начале 1918 года отец Константин был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. Из тюрьмы от передал детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов. Отец Константин прослужил в Богородске 23 года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: «Не ведают, что творят». Во время расстрела красноармейцы ранили священника в ноги и плечо и засыпали его, еще живого, землей.

2 (82).jpg4
Протоиерей Константин Голубев с супругой

Существует предание, что вместе с отцом Константином были расстреляны еще два человека: солдат, отказавшийся выполнить приказ о расстреле (по некоторым данным, крещеный в детстве отцом Константином), и женщина, попытавшаяся защитить пастыря.

3 октября. Священномученик Александр Тетюев, пресвитер (1879–1937)

«Верю, что православие не будет уничтожено»

В первый раз отец Александр был арестован в 1920 году за отказ сотрудничать с ЧК, он просидел в тюрьме около года. Во второй раз его арестовали в 1929 году за сопротивление обновленчеству. В тот год обновленцы употребляли значительные усилия, чтобы захватить православные храмы. Они силой захватили Воскресенский собор, надеясь, что отец Александр продолжит свое служение в нем и тем самым присоединится к обновленцам. Но священник категорически отказался служить с обновленцами и перешел в храм Успения, остававшийся православным, а за ним перешли и все прихожане.

3 (72).jpg
Священномученик Александр Тетюев

В 1936 году близкие стали уговаривать отца Александра оставить священство и перейти на гражданскую службу, домашние даже и костюм ему купили, но он категорически от этих предложений отказался. «Я верю, – говорил он, – что, несмотря на все гонения, православие, которое исповедует русский народ, не будет уничтожено».

5 августа 1937 года отец Александр был арестован и 3 октября расстрелян в подвалах Свердловского НКВД. 

4 октября. Священномученик Василий Носов, пресвитер (1886–1937)

Аресты и заключения отца Василия

В 1922 году вспыхнул обновленческий раскол. Священник Василий не принял обновленчество и был направлен на принудительные работы валить лес в пяти верстах от города Миасса. Верующие продолжали тайно приходить к отцу Василию на лесоповал. Общаясь с ними, он запрещал ходить на богослужения к обновленцам и просил приложить все силы для того, чтобы освободить от них храм. Уполномоченный ВЦУ приезжал к отцу Василию на лесоповал и предлагал принять обновленчество в обмен на возвращение к служению, но получил категорический отказ. В начале 1923 года отец Василий был освобожден и вернулся в Миасс, где продолжил свое пастырское служение. 

В начале 1930 года отец Василий был вновь арестован и заключен в концлагерь сроком на восемь лет. Через пять лет священник Василий был досрочно освобожден. В конце 30-х годов, во время очередного усиления гонений, близкие советовали отцу Василию уехать, опасаясь, что его снова арестуют. На эти уговоры священник отвечал: «Господь не прятался от Своих врагов, и я не буду этого делать, и своих духовных чад волкам не отдам, а там как Бог даст, на все святая воля Его».

В феврале 1937 года священник вновь был арестован и заключен в Челябинскую тюрьму, а в сентябре того же года был приговорен к расстрелу. На допросах он отрицал свою вину, никого не оклеветал и имен не назвал. 4 октября 1937 года священник Василий Носов был расстрелян и погребен в общей могиле.

6 октября. Священномученик Иоанн Панкратович, пресвитер (1870–1937)

Церковь закрыли, иконостас сожгли, священника расстреляли

Отец Иоанн стал последним настоятелем храма в Чижевичах до его закрытия в 1934 году советскими властями. Иконостас XIX века был сожжен на центральной площади перед храмом. Священник продолжал втайне совершать требы: освящал дома, крестил новорожденных, отпевал усопших, а также призывал своих прихожан высказать твердое несогласие с действиями властей и подписаться за возобновление богослужений. В 1937 году, во время Всесоюзной переписи населения, говорил прихожанам, чтобы они не скрывали своей веры и в анкете указывали принадлежность к Православной Церкви.

4 (55).jpg
Священномученик Иоанн Панкратович

23 августа 1937 года протоиерей Иоанн Панкратович был арестован. Обвинялся в том, что «ходил по селам и призывал крестьян подписываться за возобновление ранее закрытой церкви. В период Всесоюзной переписи населения наставлял многих прихожан записываться верующими». Был приговорен к расстрелу. На допросах отцу Иоанну предлагали отречься от сана, но он категорически отказался. Виновным в противозаконных действиях себя не признал.

8 октября. Обретение мощей священномучеников Александра Смирнова (1875–1918) и Феодора Лебедева (?–1918), пресвитеров

Мученическая кончина двух пастырей

Священномученики Александр Смирнов и Феодор Лебедев были священниками двух расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Эти пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе. 14 ноября 1918 года они были арестованы карательным отрядом латышей. Отказавшись отречься от веры, священники были зверски казнены: отец Александр зарублен шашкой и заколот штыками, отец Феодор был застрелен. На следующий день после казни рано утром один из местных жителей при въезде в село услышал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он объявил об этом крестьянам, но, когда они пришли, отец Феодор уже скончался. 

На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников. 

Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1985 года, и с тех пор все, прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников, получали ее от сих скорых ходатаев и заступников. 20 сентября 2003 года мощи священномучеников были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове, где находятся и поныне.

10 октября. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862–1937)

Заключение в одиночной камере

В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра. Предвидя свой скорый арест, владыка составил завещание о своих заместителях и передал настоятелю Даниловского монастыря деньги для пересылки ссыльным священнослужителям.

В ноябре 1925 года митрополит Петр был арестован – для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. После заключения в Суздальском политизоляторе владыку привезли на Лубянку, где ему предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он ответил, что ни при каких обстоятельствах не оставит своего служения.

В 1926 году владыка был отправлен этапом в ссылку на три года в Тобольскую область, а затем на Крайний Север, в тундру, в зимовье. Ссылка вскоре была продлена на два года. Владыка Петр знал, что на его имя поступают посылки, но не получал их. В той же ссылке владыка вновь был арестован в 1930 году и заключен в Екатеринбургскую тюрьму в одиночную камеру, где был лишен даже возможности видеть солнце. Здесь он пробыл пять лет, а затем был переведен в Верхнеуральский политизолятор. Ему предложили отказаться от Местоблюстительства, взамен обещая свободу, но святитель категорически отказался от этого предложения.

5, превью (4).jpg
Священномученик Петр (Полянский),
митрополит Крутицкий

Ни продление срока ссылки, ни переводы во все более отдаленные от центра места, ни ужесточение условий заключения не смогли сломить его волю, хотя и сокрушили могучее здоровье. Владыка страдал от сильных приступов астмы, болел цингой, а в 1931 году его частично парализовало. Все годы тяжелого одиночного заключения он даже словом не проявил ни к кому неприязни или нерасположения. Владыка Петр страдал от того, что, чувствуя себя в ответе перед Богом за церковную жизнь, был лишен всякой связи с внешним миром, не знал церковных новостей, не получал писем. Когда его перевели с ужесточением режима в Верхнеуральскую тюрьму особого назначения, то снова поместили в одиночной камере, а вместо имени дали номер 114. Это был режим строгой изоляции. Надзирателям было запрещено выводить его в такие места, где бы он мог встретить других узников.

Дождавшись дня своего освобождения – 23 июля 1936 года – в Верхнеуральской тюрьме, владыка Петр вместо свободы получил новый срок заключения еще на три года. К этому моменту ему было уже 74 года, и власти решили объявить святителя умершим.

В июле 1937 года по распоряжению Сталина был издан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находившихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Митрополит Петр был расстрелян 10 октября, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа и Церковь. Место погребения священномученика Петра остается неизвестным.

10 октября. Священномученик Димитрий Шишокин, пресвитер (1880–1918)

Расстрел за отказ разглашать тайну исповеди

Отец Димитрий служил в тюремной церкви города Казани. Был арестован в 1918 году по ложному доносу. Несмотря на заступничество работников тюрьмы и прихожан, подтверждавших его аполитичность и верность пастырскому долгу, был приговорен ЧК к расстрелу. По свидетельству его внучки, Елены Константиновны Варфоломеевой, от отца Димитрия ЧК требовала разглашения тайны исповеди. Священника хотели использовать для выявления «антиреволюционных настроений». Однако от такого сотрудничества батюшка отказался.

По слухам, группу заключенных, среди которых находился и отец Димитрий, увезли куда-то по Волге на барже. Сохранилось свидетельство о том, что в Свияжске в 1917–1920 годах действовала скотобойня, куда в 1918 году привозили на расстрел заключенных из Казанской тюрьмы, приговоренных ЧК к казни. После расстрелов монашествующие окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство возле стен своих обителей. Как знать, быть может, и отец Димитрий Шишокин был среди тех, кто нашел свой последний приют подле монастырской стены. Впрочем, точно известно только одно: что 10 октября 1918 года приговор был приведен в исполнение. 

13 октября. Священномученик Прокопий Попов, пресвитер (1864–1918)

Мученическая кончина отца Прокопия

Священномученик Прокопий был настоятелем Троицкого храма в селе Шолга Вологодской губернии. 13 октября 1918 года организованный большевиками карательный отряд явился в Шолгу и арестовал отца Прокопия по подозрению в контрреволюции. Посреди поля была вырыта яма, из села согнали много народа. По некоторым данным, могилу было приказано вырыть самому отцу Прокопию. Уверенные в своей безнаказанности, большевики совершали свое преступление открыто перед всеми жителями Шолги. 

6 (26).jpg
Священномученик Прокопий Попов

Перед расстрелом отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал: «Простите меня, грешного». Прихожане заплакали. Священник снял рясу, подал ее сыновьям, которые все это время стояли рядом, и остался в подряснике. Затем повернулся лицом к востоку, снова помолился и сказал: «Я готов». Раздался выстрел. Отец Прокопий упал. Вторым выстрелом он был убит.

13 октября. Священномученик Петр Соловьев, пресвитер (1871–1937)

Мужественный пастырь Божий

Во второй половине 1937 года усилились гонения на Русскую Православную Церковь. На основании беседы с председателем колхоза в селе Астанкино, где служил отец Петр, сотрудники НКВД составили протокол. «В январе 1937 года я шел мимо дома попа, – показал председатель, – и, повстречавшись с ним, сказал: "Пора бы отказаться от богослужения". Но он на это заявил: "Этого никогда не будет. Я же пастырь Божий; наши деды и прадеды так жили, и мы будем так доживать. А что сейчас время такое тяжелое и смутное, оно, поверь мне, изменится"».

8 сентября 1937 года НКВД выписал ордер на арест отца Петра. На следствии протоиерей Петр держался мужественно и с большим достоинством, и, как почти всегда бывало в таких случаях, представители безбожной власти, натолкнувшись на непоколебимую веру священника и готовность отстаивать свои убеждения до конца, ограничились всего лишь одним допросом. Отец Петр был расстрелян 13 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

14 октября. Мученик Иоанн Артемов (1887–1937)

Благочестивый мирянин-мученик

Получив техническое образование, Иван Иванович многие годы работал строителем, специалистом по сметам. Переехав на работу в Москву, он продолжал поддерживать отношения с жителями родного села, где его знали как глубоко верующего и благочестивого человека.

В Москве в квартире Ивана Ивановича зачастую жили священники из закрытых храмов, оказавшиеся без места, монахи и верующие, а также в его доме в селе жил священник. На это обратили внимание сотрудники НКВД, которые скоро выяснили, что Иван Иванович ведет среди рабочих религиозные беседы, а также собирает деньги для храма. Этого было по тем временам вполне достаточно для ареста, и 22 августа 1937 года Иван Иванович был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

7 (13).jpg
Мученик Иоанн Артемов

В начале сентября следователь, чтобы собрать материал, допросил его соседей по квартире, а после этого допросил и самого обвиняемого. Иван Иванович виновным себя не признал. Иоанн Артемов был расстрелян 14 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Источники:

Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6». Тверь, 2002.

Игумен Дамаскин. «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия». Тверь: Булат. Т. 1, 1992. Т. 2, 1996. Т. 3, 1999. Т. 4, 2000. Т. 5, 2001.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь–октябрь». Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2003.

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Ноябрь». Сост. игумен Дамаскин (Орловский). Тверь, 2003.

Составитель священник Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август». Тверь, 2003.

Составитель игумен Дамаскин (Орловский). «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 3». Тверь, 2005.

Подготовила Розамария Мендес

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить