Он служил Богу, как людям, а людям – как Богу

В мае 2025 года зрители телеканала «Спас» увидели трилогию документального фильма «Врач от Бога», посвященную жизни удивительного человека – святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Автор идеи и ведущий Павел Астахов вместе со съемочной группой проделали огромную работу: собрали редкие документы и свидетельства и совершили путешествие по местам жизни архиепископа – от операционных до храмов. Такое путешествие сквозь время позволяет понять, через какие испытания прошел святитель: доносы, ссылки, борьбу с завистью. Жизнь святителя Луки – это подвиг и человеческий, и священнический. Об этом подвиге и о фильме мы поговорим сегодня с Павлом Астаховым.

1 (26).jpg

– Павел Алексеевич, поменялось ли Ваше отношение к святителю Луке Крымскому после работы над фильмом? Вы узнали много новых историй, фактов, благодаря которым он, быть может, раскрылся для Вас по-новому?

– Я не могу сказать, что поменялось отношение. Другой вопрос, что больше узнал о нем, отношение, впечатление стало глубже. Мы со съемочной группой решили проехать по всем местам, где бывал святитель, где хранится память о нем, где до сих пор есть люди, которые из поколения в поколение передают свидетельства тех духовных и профессиональных подвигов и дел, которые он там совершил. Когда беседуешь с людьми, видишь эти места, то по-другому начинаешь воспринимать жизнь человека.

Я до конца не понимал, насколько человек масштабен и насколько много вобрал в себя в этих двух ипостасях: священника и врача… Это даже не профессионализм, это такое человеческое служение без остатка. Ведь у него вообще не было свободного времени.

Представьте: 1910 год, тысяча хирургических операций в год, которые святитель проводил в Переславле-Залесском, где мы тоже снимали. В этой больнице нет электричества, канализации, воды – ничего нет. Есть только керосиновые лампы, один хирург – тогда еще Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович. Эта же самая больница в 1972 году: советская власть, СССР, там уже 10 хирургов, есть электричество, канализация, вода. И они тоже делают тысячу операций, то есть он за десятерых в тех условиях делал, можно сказать, план. Но у хирурга Войно-Ясенецкого не было плана. У него план был Божественный, потому что Господь давал ему. Святитель говорил: «Это только мои руки. Господь моими руками руководит. Я просто проводник».

Вся жизнь архиепископа Луки – это подвиг как человеческий, так и священнослужительский

Вся жизнь архиепископа Луки – это подвиг как человеческий, так и священнослужительский. Я могу сказать, что я просто преклоняюсь перед ним как перед человеком, как перед священником.

– Фильм открыл для меня святителя Луку с новой стороны – я даже не догадывалась, через какие испытания ему пришлось пройти, не представляла масштаба трагичной судьбы. Вы считаете, что вся его жизнь – подвиг?

– 20-е годы – безбожная пятилетка, объявленная большевиками, уничтожаются храмы, священники истязаются, убиваются. Валентин Феликсович вместо того, чтобы, как часто это бывает у людей, ожесточиться на мир, на людей и даже на Бога, потому что у него умирает любимая жена, в этой ситуации принимает единственное правильное решение – решает пойти к Богу, стать священником. В самое сложное время. Естественно, он всего одну службу в 1923 году отслужил как архиерей, и тут же его арестовали. Но само по себе принятие этого решения какого требует мужества! А дальше еще более сложное решение – у него же осталось четверо детей на руках. Валентин Феликсович принимает решение передать их своей овдовевшей медсестре под опекунство, то есть становится монахом. И проходят буквально два с половиной года, как его арестовывают. А что было бы, если бы он не отдал детей? Неизвестна была бы их судьба. А так они все остались вчетвером вместе в одной семье у любящей их опекунши. Святитель, видимо, предчувствовал, что это может произойти. Он взял на себя подвиг, стал священником в тяжелейшее время гонений на Церковь, но обезопасил детей от того, чтобы их преследовали. Дети тоже потом страдали, их так же ущемляли в правах, но тем не менее все стали людьми, все тоже имеют отношение к медицине в разных профессиях, поэтому, узнавая все это, проникаешься невероятным уважением к нему.

Как он сам сказал: «Нельзя разделять облик священника от лица хирурга в нем самом». Вот у него органично сочетаются эти две ипостаси. Сами профессии очень похожи: священник и врач. Один лечит тело – спасает человека, другой лечит душу и тоже спасает человека.

2 (34).jpg

– Павел Алексеевич, продолжая развивать эту мысль, что у него органично сочетались две профессии, хочу заметить, что даже у такого талантливого человека был период сомнений – чем бы ему хотелось больше заниматься. В фильме есть даже эпизод, посвященный этому времени неопределенности, его метаний.

– Он много раз об этом вспоминает в своих записях, в автобиографии и переживает за то, что у него были эти сомнения. Он то хотел углубиться в хирургию, глубже заниматься этой наукой, потому что был одарен и талантлив, и талант этот был от Бога, то ему больше хотелось служить – служить Богу и людям. Очень здорово сказано в фильме, я повторяю теперь эти слова: «Он служил Богу, как людям, а людям – как Богу». Ровно в этих двух ипостасях он и служил. У каждого человека бывают метания... Тут, наверное, было его какое-то отсроченное размышление, потому что, когда у Валентина Феликсовича был самый тяжелый период, он, не задумываясь, стал священнослужителем. Пошел к Богу, а не ожесточился. Он понимает, что его гонят за то, что он священнослужитель, но он не может снять рясу, поэтому говорит: «Другой одежды у монаха нет, я не могу рясу снять». Святитель не может снять крест, поэтому говорит: «Свой крест я никогда не сниму». Но при этом он мечтал быть полезным людям с точки зрения развития отечественной медицины. Ведь не случайно он первым применяет практически и пенициллин, и местную анестезию, которая тогда не была развита.

«Другой одежды у монаха нет, я не могу рясу снять»

В общем, каждый человек имеет право сомневаться, метаться, но тем не менее важен же результат. И святитель Лука приходил, возвращался к тому, с чего и начиналось всё, кем он и был, и остался до конца верен и профессии, и своему служению Богу и людям.

– Можете поделиться, как Вы впервые узнали о владыке Луке?

– Я узнал о нем в 2014 году, когда впервые приехал в Крым. Приехал с проверкой детских учреждений, тогда Крым только вернулся в Россию, и мы принимали детские дома. Там немного детских домов, но они есть. Я везде ездил, ревизировал, инспектировал эти учреждения. И мне все говорили: «Вот у нас в соборе в Симферополе находятся мощи святителя Луки». Я говорю: «Да-да, я знаю, слышал». И вы представляете, я даже не помню, когда приехал туда, прикладывался ли я к мощам или нет. Мне немножко стыдно за это. А потом я начал больше узнавать о нем. И последние восемь лет мы с женой каждый год ездим в Крым и обязательно приезжаем поклониться святителю.

Два года назад мы узнали, что туда надо приезжать в пятницу. Именно в этот день полностью открывают раку, служат, и весь храм наполняется ароматом и благоуханием. Знаете, очень интересно, что каждый раз все по-разному. Сколько раз я прикладывался, слава Богу, каждый раз абсолютно по-разному. Я стал оттуда привозить ковчежки с частичками гроба и одеяния. У меня несколько человек, кому я привозил, исцелились от болезней.

3 (24).jpg
Фото: yablor.ru

– Павел Алексеевич, было ли у Вас чувство незримого участия святителя? Когда работаешь над книгой, фильмом, посвященной святому угоднику, больше узнаешь его житие, то чувствуешь, как святой направляет, помогает. У Вас такое было?

– Сама идея снять фильм про святителя Луку возникла несколько лет назад. Но я от этой идеи одновременно и насторожился, потому что подумал: «Я еще не готов про такого великого человека, великого святого снимать так, как надо снять, чтобы показать зрителям всю мощь, всю глубину, силу характера и его духа». Не случайно одно из его главных произведений – «Дух, душа и тело», потому что три составляющие определяет человека: тело, душа и дух, который живет в нем. Святитель Лука – пример очень сильного, могучего духа, поэтому, когда я только задумался о том, чтобы снять фильм, я начал изучать ситуацию, посмотрел фильмы, которые уже сняты.

Конечно, для того, чтобы снять фильм правильно, надо было узнать святителя Луку поближе. Так всегда со святым, с которым ты соприкоснулся: ты как бы начинаешь с ним сначала знакомиться, узнавать его, молиться ему, обращаться к нему, говорить с ним. Я никак не мог найти правильный тон, как обращаться к святителю Луке. Читал молитвы по молитвослову. А теперь, в очень сложные минуты, я просто разговариваю с ним, потому что понимаю, что он слышит. Важно, что наш фильм начинается и заканчивается молебном святителю Луке Крымскому.

В одну из наших поездок в Крым, как раз в пятницу, мы приехали поклониться мощам. Я взял акафист и читал вместе со всеми. Когда читаешь вместе, по-другому всё звучит, выглядит, чувствуется. И вот тогда начинаешь ощущать присутствие святого. На самом-то деле это присутствие и так есть, потому что ты находишься перед мощами этого человека. Он, будучи на небе, всегда присутствует с нами, ведь «у Бога все живы» (Лк. 20: 38), у Него нет мертвых. И здесь, на земле – его мощи, которые благоухают и исцеляют, люди прикладываются к ним. Стараешься очень аккуратно обращаться, разговаривать, а уже когда получаешь первые ответы по молитвам, ты понимаешь, что святитель Лука тебя слышит.

4 (21).jpg

– Павел Алексеевич, Вы сказали, что перед съемками фильма о святителе Луке изучали другие работы. Каким Вы хотели видеть свой фильм? Чем хотели выделить его среди других работ?

– Документальный фильм должен быть максимально подтвержден фактами, биографией, событиями, местами, людьми, которые присутствовали, поэтому мы с Борисом Корчевниковым стали обсуждать идею поехать в те места, где бывал святитель, а это около 40 городов, из которых мы посетили только 14.

Например, в Керчи нет ни улицы, ни дома, где он родился, ничего нет, поэтому приехать туда, просто постоять и сказать: «Вот тут так» мы посчитали, что нет смысла в этом, поэтому рассказали в фильме только как о факте. Есть маленькие города, Ардатов, например, в Мордовской Республике под Саранском, Фатеж в Курской области, Котлас, куда его сперва сослали, там он находился буквально пару месяцев. Но есть места, где сохранились дома, в которых святитель жил, туда мы и ездили со съемочной группой.

Сохранились больницы, места, где он оперировал: в Большой Мурте, в Енисейске, а в Чите чудом сохранился один из бараков, где хирург Войно-Ясенецкий оперировал в 1906 году, все остальные сгорели или разобраны. Из этого барака сделали храм Иоанна Предтечи. Очень интересно, что лечебница телесная превратилась в лечебницу духовную.

Интересно, что святитель Лука для операционной всегда выбирал угловые комнаты. Знаете, почему? Все просто: самое большое количество света. Окна и с одной стороны, и с другой, потому что электричество было не везде.

5 (10).jpg

Конечно, хотелось показать все эти места, артефакты, вещи, к которым он прикасался. Самое большое количество вещей сегодня находится в Тамбове, в домике, где он жил. Когда сказали, что там будет музей, люди стали со всего Тамбова приносить вещи святителя. Он же дал обет нестяжания. У него как главного хирурга не было даже инструментов. Только дежурные – дома, чтобы срочно что-то сделать, а так он всегда приходил и пользовался теми инструментами, что были. Настолько был бескорыстный, нестяжательный человек. Всё раздавал. А фотографии… Его фотографировали, приносили ему снимки: «Владыка, вот фотография Ваша». Он отвечал: «Хорошо», подписывал и тут же ее отдавал. Поэтому, когда стали создавать музей, много людей принесли фотографии, и все с подписями святителя. В музее много автографов и писем, так как он всегда отвечал на письма. В фильме 197 оригинальных фотографий. 197! Ни в одной книге нет такого количества, хотя книг издано много. Мы собирали фотографии в разных местах.

Там же, в Тамбове, есть два его посоха, к которым можно прикоснуться. И мы всё это показываем. В фильме хотелось передать ощущение, что «он совсем недавно был здесь, с нами, во второй половине XX века он умер».

– Вы можете поделиться интересными историями, фактами, которые не вошли в окончательную версию фильма?

– Если не ошибаюсь, это произошло в новогодние праздники. Мать семимесячной девочки, у которой случился легочный круп, бежала через Садовое кольцо к Склифосовскому. Ребенок уже задыхался. В больнице – суета, врачей мало, только дежурные, пациентов много, травмы тяжелые. Вдруг к ним выбегает женщина 80 лет и говорит: «Иди сюда». Хватает девочку, ее быстро везут в операционную, делают какие-то манипуляции, подключают к искусственной вентиляции легких. В общем, девочку спасли. При выписке мать девочки в качестве благодарности решила подарить книгу про святителя Луку Крымского. Ведь когда она бежала в больницу, она молилась этому святому. Пожилая женщина увидела книгу, и в ее глазах появились слезы. Она говорит: «Ты что, знала? Это же мой учитель». Оказалось, бывшая ученица Валентина Феликсовича уже не работала в больнице, но подменяла коллег в выходные и в праздники. В тот день она задремала на посту и увидела во сне святителя Луку: «Аня, чего спишь? Там ребенок умирает». Проснулась и успела спасти девочку.

В тот день она задремала на посту и увидела во сне святителя Луку: «Аня, чего спишь? Там ребенок умирает»

Не так давно произошло другое большое чудо, о котором я рассказывал на премьере фильма. Когда мы заканчивали съемки, выяснилось, что другу моего сына в трех разных больницах поставили диагноз «четвертая стадия рака лимфомы». Он растерялся и отчаялся. Я ему привез ковчежец с частицами от гроба и одеяния святителя Луки. Мы как раз в Симферополе были. Заказал молебны, сорокоусты о нем. И когда состоялась премьера, он поехал еще раз провериться в клинику. Звонит мне: «Павел Алексеевич! Чудо! У меня не подтверждается! Диагноз снимают». Я говорю: «Подожди, давай в других клиниках проверься». Он сдал все анализы. Всё. Ничего не подтвердилось. Исцелился человек. Представляете? Сейчас он строит часовню у себя в деревне, где родился, в Алапаевском районе Свердловской области. И хочет в Пенджикенте построить часовню, ту, которую не могут построить уже очень давно. Мы сейчас уже переговорили с владыкой Душанбинским и Таджикистанским Феодосием. Это то место, где рукополагали святителя Луку в епископы, – Пенджикент. В фильме есть это место. Но там нет храма. Оба храма, которые раньше стояли, были разрушены в 20-е годы. И друг моего сына в благодарность за свое исцеление обещал построить часовню.

6 (12).jpg

– Молодой человек, про которого Вы рассказываете, был верующим или пришел к вере после своего исцеления?

– Нет, он причащался только при Крещении, то есть очень давно. Его святитель Лука привел к вере. Я для себя понял интересный момент в жизни святого и в его действии сегодня. Он является проводником для людей, которые ищут веру, но пока ее не обрели, потому что он много раз встречал безбожников, язычников. Когда его сослали в Плахино, за Полярный круг из Туруханска, там были тунгусы и эвены – это язычники, неграмотные племена, которые живут в тайге вдоль реки Енисей. И они к нему все приходили лечиться. Он всех благословлял, не важно, крещеный, некрещеный, благословлял всех, кто приходил. Позже они у него крестились.

Похожая ситуация была в Ташкенте, в Средней Азии. Особенно, когда он второй раз туда вернулся. Владыка Викентий говорит, что он считается главным проводником православия в Средней Азии. Понимаете? Нам это не видно отсюда, а там это очень ценят все.

Когда он вернулся в Крым, ему очень нравилось, что рядом было несколько разных храмов: католический или протестантский, какой-то молебный дом, православная церковь, Троицкий собор, и синагога была. И он всех приветствовал, все к нему приходили: евреи, иудеи, татары.

Святитель призывает к вере и приводит людей к вере тоже. Ему надо молиться за людей, еще не обретших веру, или за людей, которые отпали от веры. Получается, святителю Луке можно молиться в болезнях, в исцелении, в профессиональных вопросах, в обучении, в избавлении от уз, как плененных, так и тех, кто находится в местах заключения. Избавление от клеветы, несправедливости, которую он и на себе испытал в полной мере. О возвращении к вере людей. На все случаи жизни практически можно молиться. Многие знают: врач-епископ, молимся, как целителю, как мы целителю Пантелеимону молимся. Святитель Лука – святой, который дает возможность по любым житейским вопросам обратиться к нему за помощью.

Об обретении счастливой любви тоже можно молиться. Да, так случилось, что у него рано умерла жена. Но какая любовь была? Чистая, большая любовь, поэтому об этом тоже можно молиться. А отдав детей под опеку другому человеку, он всегда их поддерживал, всю жизнь – и о детях можно молиться. И о врагах своих молиться, как молился святитель. Ведь он поддерживал священника, который предал его и писал на него доносы, и его семью до конца своей жизни, посылал им деньги. Мы читаем «возлюби врагов своих» (см.: Мф. 5: 44) и думаем: «Ну, как это можно?» А он так возлюбил, что деньги перечислял, понимая, что человека заставили написать на него донос. Поэтому святитель Лука на все наши потребы, на все наши просьбы отвечает всегда.

Он поддерживал священника, который предал его и писал на него доносы, и его семью до конца своей жизни, посылал им деньги

– Павел Алексеевич, как Вы считаете: когда человек полностью отдает себя служению Богу и людям, возможно ли избежать зависти окружающих? Или это неизбежная плата за праведность и народную любовь? Ведь завистников у святителя было много.

– Невозможно по одной простой причине. Главный пример, который мы видим в истории, – это предательство Иуды. Самые близкие ученики, самые близкие люди к Богу, к Иисусу Христу – и среди них находится предатель. Это пример того, что иудин грех, к сожалению, существует и повторяется.

В Енисейске мы тоже по документам увидели, что фельдшеры писали на него доносы. Казалось бы, человек должен радоваться, что такое светило рядом с ним работает. Даже приехав в первую ссылку в 1923 году, он уже был светилом мирового уровня, великим хирургом. Его уже во всем мире признавали. Он состоял в переписке с немецкими врачами, которые занимались регионарной анестезией. И, казалось бы, все должны были радоваться возможности у него поучиться. А они пишут на него доносы. Как это можно объяснить? Зависть. А кто зависть сеет? Понятно, враг рода человеческого. Абсолютная истина, честность и справедливость только у Бога. Люди, к сожалению, подвержены всем этим земным страстям. Только стоит посмотреть на грех, и всё – тебя уже затянет туда. Только стоит помыслить, промелькнула какая-то завистливая мыслишка, не отогнал ее вовремя, всё. Дальше тебе лукавый нарисует вот такую картину, допишет за тебя всё. И ты сам не заметишь, как поставишь подпись, а потом будешь говорить: «Как же так я сделал?»

7 (5).jpg

Работники Красноярского госпиталя N 1515, в центре профессор Валентин Войно-Ясенецкий, 1942 г.

Так же и в этом случае. Священник, который его предал, потом раскаивался всю жизнь. А почему? Да потому что святитель за него молился и помогал деньгами, потому что у него этот обет нестяжания был настолько возведен в правило, что дома, где бы он ни жил, везде все это подтверждают...

– Павел Алексеевич, есть у меня вопрос, который сопровождал на протяжении всего фильма. У меня складывалось впечатление, что существует связь между его хирургическим даром и духовным. В фильме подробно описываются медицинские таланты, но почти ничего не говорится о его духовных дарах. И только в конце фильма упоминается, что у него было духовное видение. Он, даже будучи слепым, мог прочитывать записки в алтаре, каждое имя. Как Вы думаете, может быть, он на протяжении всей своей жизни скрывал эти дары?

– Думаю, что у него даров от Бога было достаточно много, духовных даров. Начнем с того, что он был очень скромный человек. Понимаете, он нигде не вешал объявление: «Здесь вам помогут физически и духовно». Все это знали. Он как бы шел по наитию. Он настолько был глубокий человек, настолько умный, в смысле – образованный, профессионально опытный. Он как хирург хорошо знал структуру человека. Много оперировал, изучал анатомию, у него даже была такая скорбь, что он вскрывает трупы, переживал из-за этого, и однажды он услышал голос: «В этом не кайся». Он это делал для того, чтобы лучше помочь людям. Он уже изучил человека и душу, то есть то невидимое, что есть в человеке, – понятие «дух». Много над этим работал для того, чтобы написать свой труд «Дух, душа и тело». А когда ты врачуешь не только тело, но душу и дух, естественно, Господь тебе дает такую возможность и открывает тайны духовные. Неслучайно он благословлял всех, даже тунгусов. Тунгусы приходили к нему сперва за излечением, потом – за благословением, а потом – за Крещением. Вот он, какой путь. Получается, у него это складывалось очень гармонично, логично. Я думаю, Господь так постепенно открывал ему все эти необходимые действия для того, чтобы как можно больше людей вокруг него спаслись. «Стяжи дух мирен – и тысячи спасутся вокруг тебя» – это его пример. Когда его унижали, оскорбляли, пытали, допрашивали, ссылали, он все равно был очень смиренным.

***

Фильм «Врач от Бога» можно посмотреть тут:

1 серия;

2 серия;

3 серия.

Беседовала Наталия Сибирцева

Павел Астахов 10 июня 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить