Почему мир ненавидит Христа и Его учеников +АУДИО

Проповедь в день памяти святого великомученика Артемия

Почему мир ненавидит Христа и Его учеников: свидетельство святого великомученика Артемия. Проповедь Иеромонаха Иринея (Пиковского). (Продолжительность 00:09:48 мин, размер 13,48 Мб)

1 (83).jpg

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня Церковь вспоминает святого великомученика Артемия – одного из тех, на ком исполнились слова Христовы: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15: 18). Эти слова не просто предсказание будущих гонений, но откровение о внутреннем противостоянии света и тьмы. Мир, о котором говорит Господь, – это не творение Божие, а образ падшего состояния человечества, в котором любовь обращена на себя, а стремление к истине подменено поиском покоя без Бога. Христос обличает самодовольство падшего человека, называющего покоем свое отчуждение от Бога, и потому мир отвечает Ему ненавистью.

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя Евангелие от Иоанна (Беседа 77 на Евангелие от Иоанна), замечает, что гонители учеников Христовых будут считать себя ревнителями истины, и потому их вражда окажется особенно жестокой: ложь, прикрытая видом благочестия, рождает ненависть к истине. Христос не скрывает от учеников, что путь их будет труден. Он предупреждает, чтобы, встретив вражду, они не смутились, но помнили: страдание за истину – это участие в кресте Господнем.

Эта истина была открыта и в жизни святого Артемия. Он был воеводой при императоре Констанции, сыне святого Константина Великого. Артемий был свидетелем перенесения Честного Креста Господня из Иерусалима в Константинополь и сопровождал святыню по повелению императора. Он участвовал в восстановлении храмов и укреплении христианской веры в Александрии.

Когда к власти пришел Юлиан Отступник, начавший разрушать дело Константина, Артемий открыто выступил против него. В житии Симеона Метафраста сказано, что Артемий, «муж храбрый и верный Царю Небесному», дерзновенно обличил императора за мучения христиан. За это он был заключен в темницу, подвергнут пыткам и, наконец, обезглавлен в Антиохии около 362 года.

В житии и страдании святого великомученика Артемия повествуется, что, когда мучитель угрожал ему смертью, святой ответил: «Ты можешь лишить меня временной жизни, но от любви Христовой отлучить не можешь» (PG 116, col. 137A–B). Так исполнилось слово апостола Павла: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12).

Апостол обращается к Тимофею: «Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом… Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2: 1, 3). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя эти слова, пишет, что апостол требует мужества и постоянства: переносить страдания не с ропотом, а с честью воина, который знает, ради чего стоит на страже. Святой Артемий, привыкший к дисциплине, понял, что истинная верность – это стойкость перед Богом, даже если придется претерпеть гонения от Юлиана Отступника.

2, превью (6).jpg

Почему же мир ненавидит христиан? Потому что свет Христов разоблачает ложь. Тьма не может спокойно существовать рядом с тем, что обнажает ее бессилие. Преподобный Максим Исповедник говорит, что тот, кто возлюбил Бога, уже вышел за пределы мира, потому мир и не может вместить его любви (Ambigua 7). Любовь становится причиной ненависти, но сама ненависти не рождает.

Святой Артемий понял, что истинная верность – это стойкость перед Богом, даже если придется претерпеть гонения

Мученик Артемий не боролся против людей, а против идолопоклонства. Когда обличал Юлиана, говорил не с гневом, а с болью: «Я не могу молчать, видя, как оскорбляют Господа моего». Церковная память не украшает его жизнь чудесами, но хранит главное – его верность истине.

Сегодня открытые гонения на христиан редки, но дух вражды к вере не исчез. Он принимает иные формы – тонкие, почти незаметные. Вместо меча – насмешка, вместо пыток – равнодушие, вместо запрета на имя Христово – равнение на всеобщее удобство. Современный человек часто не борется с Богом открыто, но старается обойтись без Него, устроить жизнь так, чтобы о Нем не вспоминать. Так мир продолжает ненавидеть свет не потому, что не узнает его, а потому, что этот свет тревожит совесть и лишает человека привычной уверенности в себе.

Но Христос сказал: «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14). Эти слова не похвала, а поручение. Христианин не может раствориться в серости, не может сделать веру «удобной», не может спрятать свет, доверенный ему Богом. Смысл его присутствия в мире не в том, чтобы отвечать злом на зло или доказывать силу «нашей веры» силой, а в том, чтобы сохранять Божий свет в сердце, не дать ему угаснуть ни под давлением страха, ни в холоде равнодушия.

Свет Христов не спорит и не осуждает, но просто светит и именно этим преображает всё вокруг. Так и каждый верующий призван свидетельствовать о Боге не столько словами, сколько самой жизнью, в которой любовь оказывается сильнее ненависти, а верность – выше расчета.

Апостол Павел говорит: «Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2: 8–9). Павел, подобно мученику Артемию, знал, что узами можно сковать тело, но не дух. Мир способен лишить человека административного положения, свободы, даже жизни, но не может лишить его благодати Божией и верности Христу. То, что для внешнего глаза кажется поражением, в очах Божиих становится победой, потому что любовь не прекращается, даже когда все земное рушится.

Так великомученик Артемий, претерпев страдания, победил не людей, а страх перед ними; не императора, а саму власть тьмы, господствующую над человеческим сердцем. Его внешнее поражение стало внутренним торжеством – победой духа над плотью, любви к Богу над страхом человеческим. Когда его тело было предано смерти, его душа явила ту свободу, о которой говорит апостол: «Для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2: 9). С этого мгновения подвиг Артемия перестал принадлежать только его эпохе: слово, ради которого он умер, продолжило действовать в Церкви, вдохновляя новых исповедников и мучеников.

3 (77).jpg

Так всегда бывает в истории Церкви: кровь мучеников не гасит слово Божие, а делает его еще яснее. Каждое свидетельство любви вплоть до Креста – как бы новое прочтение Евангелия на языке человеческой жизни. Христос сказал ученикам: «Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16: 2). Это не только пророчество о древних гонениях, но и напоминание о том, как легко подмена ревности о Боге превращается в насилие и ненависть. Святой Артемий явил обратное – силу кротости, смирение мужественного сердца. Его верность Христу не была борьбой против людей, но следованием за Господом до конца, без колебаний и без злобы.

Святитель Григорий Богослов в «Слове о любви к бедным» говорит, что христианин ежедневно приносит себя в жертву любви не для того, чтобы умереть, а чтобы жить иначе (Oratio 14). Эти слова точно выражают суть мученичества: не страсть к страданию, а готовность жить правдой Божией, даже когда она несовместима с духом мира. Таков и святой великомученик Артемий. Умерев для мира, он живет в Церкви как свидетель того, что любовь к Богу сильнее страха перед людьми, а верность Христу – единственная настоящая свобода.

Пусть память великомученика Артемия укрепит нас в терпении и в мужестве, чтобы, живя в мире, не принадлежать его духу; чтобы, встречая ненависть, не отвечать ей злом на зло, но согревающим и умиротворяющим светом; чтобы в каждом из нас продолжал гореть тот же тихий, но непреодолимый свет Христов, за который пострадал святой мученик Артемий. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить