Пророк Илия: ветхозаветный прообраз Христа

Сегодня, 20 июля/2 августа, день памяти святого пророка Илии, горячо любимого многими и многими христианами по всему миру, поэтому колокола сегодня звонят во всю силу и сердца верующих наполняются великой радостью. Когда наш Спаситель Господь жил во плоти, очень многие люди думали, что Он пророк Илия. Почему? По целому ряду причин. Именно об этом – о тех аспектах служения пророка Илии, по которым мы можем судить, что он был ярким прообразом Господа Иисуса Христа, я и хотел бы сегодня поразмышлять.

1 (1).jpg
Пророк Илия. Фреска монастыря Студеница, Сербия, 1314 г.

Для начала давайте обратимся к жизнеописанию пророка Илии. Его жизнь и пророческое служение пришлись на времена великого отступления израильского народа от веры, на те времена, когда народ Божий поклонялся Ваалу и прочим ложным богам, отвернулся от Бога и стал неверным Ему, Творцу Неба и земли. Пророк Илия был потрясающим чудотворцем, и это, несомненно, один из тех аспектов, в которых он предызображал Христа. Никто не сравнится с Господом нашим Иисусом Христом в Его учении, в Его делах, в Его великих чудесах. Но если и был в Ветхом Завете человек, который наиболее точно прообразовал Господа Христа в изобилии совершенных им чудес, то это пророк Илия, который, подобно Христу, являл чудеса даже над природой: мы знаем, как он затворил своей молитвой небеса, так что три с половиной года в Израиле была страшная засуха, он не раз сводил огонь с небес. Илия совершал одно чудо за другим, он даже воскрешал мертвых.

Пророк Илия был удивительным чудотворцем, и этим он предызобразил нашего Господа, Который по Своей великой любви к людям в изобилии совершал чудеса исцелений от телесных и душевных недугов. Пророк Илия был также великим предстателем за людей, особенно за нищих и обездоленных. Вспомним хотя бы его служение сарептской вдовице, которая буквально умирала от голода, но была спасена благодаря молитве пророка Илии.

Пророк Илия был также великим предстателем за людей, особенно за нищих и обездоленных

Он был камнем преткновения, ужасного преткновения для иудейских лидеров. Нечестивый израильский царь Ахав хотел вовсе избавиться от пророка Илии, но не мог найти его. А когда, наконец, Илия явился к Ахаву, тот посмотрел на пророка и сказал: «Ты ли это, смущающий Израиля?» (3 Цар. 18: 17). Это очень ясный прообраз того, что происходило впоследствии, когда Сын Божий воплотился и вышел на общественное служение в Израиле. Несмотря на то, что Он пророчествовал о жизни, вечной жизни, носителями власти Он воспринимался как возмутитель общественного спокойствия. И в этом пророк Илия, безусловно, предызобразил Самого Христа.

Пророк Илия не был просто кем-то, кого иудейские лидеры считали источником своих неприятностей, он шел дальше и отвечал на их обвинения тем, что указывал на самих этих лидеров как на истинный источник всех проблем Израиля. Когда Ахав обвинил пророка Илию, тот ответил ему: «Нет, это ты смущаешь Израиля – своей неверностью Богу, идолослужением и компромиссами с язычеством. Ты взял в жены Иезавель, эту падшую женщину, и позволил ей привести на Святую Землю языческих жрецов» (см.: 3 Цар. 18: 18).

В этом пророк Илия также предызобразил Христа, потому что и Христос так же строго обращался к высокопоставленным иудеям. Вспомним о невероятной речи Христа, приведенной в 23-й главе Евангелия от Матфея, в которой Он не только отвергает лживые обвинения иудейских лидеров, но и обращает эти обвинения на них самих, многократно увеличивая степень вины: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!..» (см.: Мф. 23: 13–39).

2 (1).jpg
Христос и фарисеи

Также предызображение Господа выразилось в потрясающем аскетизме пророка Илии. Он постился по 40 дней и жил в священном девстве, что было немыслимо для Ветхого Завета. Подобный уровень аскезы, священное девство и истинно монашеская жизнь, были установлены Господом Иисусом Христом, это нечто исключительно новозаветное. Но, судя по Книгам Царств, пророк Илия еще задолго до Христа жил именно так. Он был человеком пустыни, оставившим все утешения цивилизованной жизни, чтобы пребывать в непрестанной молитве, с Богом. Подобный мощный аскетизм пророка Илии является одной из причин, по которым он так любим всеми нашими монахами и монахинями.

В разговоре Христа с учениками они вспоминают известный случай из жизни пророка Илии, когда тот на вершине горы Кармил встретился со всеми лжепророками, во множестве жившими тогда в Израиле: 450 пророками Ваала и 400 пророками Ашеры. Он противостал им в одиночку и сказал: «Устроим соревнование: заколем жертвенных тельцов, и вы призовете своих богов, а я призову Единого Истинного Бога, и Тот, Кто ответит огнем, тот и есть Бог» (см.: 3 Цар. 18: 23–24).

Тогда эти жрецы закололи тельца, танцевали рядом с ним, резали себя и призывали своих лжебогов, которые на самом деле являются обычными демонами. Но ничего не происходило. А потом пророк Илия принес свою жертву и, трижды наполнив ров вокруг жертвенника водой, преклонил колени и обратился ко Господу Богу неба и земли. В тот же миг с неба сошел огонь, который пожрал всесожжение, поглотил всю воду и даже подплавил камни жертвенника. Это просто невероятный акт милосердия, засвидетельствовавший как милость Божию, так и могущественную молитву пророка Илии, которая привела к покаянию народа Божия, ведь благодаря этому чуду люди поняли, что, принося жертвы Ваалу, они служат ничего не значащим демонам. Народ покаялся именно благодаря великому пророку Илии, благодаря сошествию огня, поглотившего жертву всесожжения (см.: 3 Цар. 18: 20–40).

Это чудо стало прообразом того, что совершается каждый раз во время Божественной литургии. В таинстве Евхаристии мы приносим Богу освященные хлеб и вино, полагаем их на престол, а потом призываем Господа Бога, и Он сводит пламя на эти Дары, пламя Святого Духа, Который прелагает хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы для нашего спасения. И ничто иное, как чудо Евхаристии, раз за разом укрепляет нашу любовь и преданность Христу.

Обратите внимание, что святой Предтеча и Креститель Иоанн, который сам был очень похож на пророка Илию, называл Христа Тем, Кто будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11). Можно сказать, что «крещение огнем» тоже было прообразовано пророком Илией – и не только на вершине горы Кармил, но также и в тех двух случаях, когда он свел огонь на воинов, на два пятидесятка, которые поочередно приходили, чтобы арестовать его, думая, что они могут человеческими силами схватить пророка, но вынуждены были признать, что ошибались в этом. Начальник третьего отряда и его пятьдесят воинов оказались умнее первых двух. Найдя пророка Илию, они пали перед ним на колени и умоляли сохранить им жизнь. Тогда Бог обратился к Илии и сказал: «Пойди с ними». И он пошел (см.: 4 Цар. 1: 9–15).

Другим удивительным прообразованием Христа послужило чудо, явленное пророком Илией в самом конце его жизни. Илия находился вместе со своим духовным сыном пророком Елисеем, когда ему было открыто, что его пророческое служение подходит к концу и что Господь вскоре заберет его. Елисей попросил двойную благодать своего учителя. На это пророк Илия сказал: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет» (4 Цар. 2: 10). Колесницы огненные спустились с неба и в вихре унесли пророка Илию на небо. Возносясь, Илия обронил свою мантию – ту самую, ударом которой он разделил воды Иордана, чтобы посуху пройти к месту, указанному ему Богом. Его духовный сын пророк Елисей поднял эту мантию, воспринял служение Илии и получил двойную силу, благодаря тому, что пребывал в молитвенном бдении во время вознесения своего учителя на небо.

3.jpg
Пророк Илия и пророк Елисей

То, что пророк Илия вознесся на небо и даровал Елисею благодать через оброненную мантию, является ветхозаветным прообразом того, что Сам Христос совершил через сорок дней после Своего Воскресения. После того, как Господь наставлял и укреплял Церковь в течение сорока дней по Пасхе, Он вознесся на небо с вершины Елеонской горы и посадил наше искупленное человеческое естество одесную Отца. Там Христос пребывает доныне и будет пребывать до конца времен, управляя миром как «Царь царей и Господь господствующих» (Откр. 19: 16), сделав всех «врагов подножием ног Своих» (см.: Пс. 109: 1). Он вознесся на небеса и через десять дней послал Святого Духа Утешителя, чтобы даровать апостолам и всей Церкви Свое живое присутствие, чтобы наделить нас силами жить с Ним, как жили Его апостолы, и чтобы дать нам силы для воплощения в жизнь Его заповеди о научении и Крещении всех народов (см.: Мф. 28: 19–20). Вознесение Господне и Пятидесятница были предсказаны и прообразованы вознесением пророка Илии и дарованием им мантии пророку Елисею.

4, превью.jpg
Огненное восхождение пророка Илии

Илия вселял великую надежду в сердца людей Божиих. Всеми своими чудесами, и особенно чудом исцеления мертвого, он давал им великую надежду на воскресение и вечную жизнь. И в этом вдохновенном даровании надежды на воскресение и вечную жизнь пророк Илия также явился прообразом Христа. Потому что Господь наш Иисус Христос впоследствии вселил в нас ту же самую надежду, только многократно увеличенную Его Собственным Воскресением из мертвых и Его обетованием воскресить всех верующих в Него и даровать им вечную жизнь. Это то, что лишь призрачно мерцало в вознесении пророка Илии на огненной колеснице, но воистину озарило Церковь ярким светом после Воскресения Христова.

Итак, мои дорогие, несомненно, что славный пророк Илия явился прообразом Христа. Какой невероятный человек! Преклонимся вместе с ним и мы пред Богом и засвидетельствуем нашу безграничную преданность Пресвятой Троице: Небесному Отцу, Его Сыну, нашему Господу Иисусу Христу, и Всесвятому Духу.

Да благословит вас Господь!

Перевела с английского инокиня Иоанна (Голик)
Сайт Father Josiah Trenham // Patristic Nectar

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить