Прости нас

«И пусть придет весна,
А ты смотри с небес –
Твой нынче, стольный град
Хранит всю тишь словес твоих...»

Святой Царь страстотерпец Николай II родился 19 мая 1868 года в день памяти Иова Многострадального. Сегодня в день его памяти невозможно забыть, а точнее просто необходимо осмыслить и ужаснуться тому, какие великие испытания выпали на долю Царя-мученика и его семьи.

1.JPG
Царь Николай ll

У Бога не бывает ошибки, так святой Царь родился в день праведного Иова, и конечно, не случайно. Вспоминая праведного Иова, можно точно сказать, что страстотерпец Николай II во многом повторил этот подвиг. Святой Царь был предан окружением, генералами (кроме двоих) и всячески оклеветан толпой.

О нем и его семье распространялись сплетни и пасквили, карикатуры. Все это было предпринято чтобы разрушить страну. И если ветхозаветный Иов, после испытаний получил награду еще и на земле, святой Царь получил награду вечную, наслаждается Вечной Пасхой в Царствии Небесном.

Тот, кто претерпел и был верным до конца, до смерти. Не убоялся, ни кривил душой и принял свой жизненный путь от Бога.

Наверно, каждый из нас не всегда понимает для чего происходит то или иное событие в жизни. Но опираясь на подвиг Царя-мученика можно понять, то, что происходит всегда есть для нашего спасения. А вот размышлять над этим всегда можно и полезно.

Подвиг исповедничества царя страстотерпца Николая II – в его отречении от престола

Как известно, сегодняшние хулители государя и слева, и справа постоянно ставят ему в вину его отречение. К великому сожалению, для многих, несмотря ни на какие объяснения, в вопросе канонизации это до сих пор остается камнем преткновения и соблазна, в то время как это явилось величайшим проявлением его святости. Говоря о святости царя Николая Александровича, мы обычно имеем в виду его мученический подвиг, связанный, разумеется, со всей его благочестивой жизнью. Но следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения – подвиг исповедничества.

2.JPG
Царь Николай ll с семьей

Большинство участников революции действовали как бы бессознательно, однако это было сознательное отвержение Богом данного порядка жизни и Богом установленной власти в лице царя, помазанника Божия, как сознательным было отвержение Христа Царя духовными вождями Израиля, как это описано в евангельской притче о злых виноградарях. Они убили Его не потому, что не знали, что Он Мессия, Христос, а именно потому, что знали это. Не потому, что они думали, что это лжемессия, который должен быть устранен, а именно потому, что видели, что это подлинный Мессия: Пойдем, убьем Его, и наследство будет наше (Мк. 12: 7). Тот же тайный синедрион, вдохновляемый диаволом, направляет человечество к тому, чтобы оно имело жизнь, свободную от Бога и от заповедей Его – чтобы ничто не мешало им жить как им хочется. В этом смысл «измены, трусости и обмана», окружавших государя. По этой причине святой Иоанн (Максимóвич) сравнивает страдания государя в Пскове во время отречения со страданиями Самого Христа в Гефсимании. Точно так же сам диавол собственной персоной присутствовал здесь, искушая царя и весь народ вместе с ним (и все человечество, по слову П. Жильяра), как некогда он искушал Самого Христа в пустыне царством мира сего.

Следовало бы внимательнее всмотреться именно в подвиг его отречения – подвиг исповедничества

В течение столетий приближалась Россия к екатеринбургской голгофе. И вот здесь древний соблазн раскрылся в полноте. Как диавол искал уловить Христа через саддукеев и фарисеев, ставя Ему не разрываемые никакими человеческими ухищрениями сети, так через социалистов и кадетов диавол ставит царя Николая перед безысходным выбором: либо отступничество, либо смерть. Социалистам и кадетам нужно было показать, что вся власть принадлежит им вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершаться как бы по прямому благословению Божию. Это был сатанинский замысел – осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та внешняя видимость, в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается тайна беззакония. Если Бог становится внешним, то и православная монархия в конце концов становится только украшением нового мирового порядка, переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг не оставит этого замысла. Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал Божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно потому, что он явился исповедником истины, и это было не что иное, как отвержение Христа в лице помазанника Христова.

3.JPG
Царь Николай ll с солдатами

Смысл отречения государя – спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте – Бог и правда Его, на втором – все остальное, в том числе православная монархия.

Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданий в его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве Миропомазания ради спасения вверенного ему народа.

Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве Миропомазания ради спасения вверенного ему народа

Итак, своим подвигом исповедничества царь посрамил, во-первых, демократию – «великую ложь нашего времени» (по выражению К. П. Победоносцева), когда все определяется большинством голосов, и в конце концов теми, кто громче кричит: «Не Его хотим, но Варавву», – не Христа, но антихриста. И во-вторых, в лице ревнителей конституционной монархии он обличил всякий компромисс с ложью – не менее великую опасность нашего времени.

Главный духовный смысл сегодняшних событий, итог XX века – все более успешные усилия врага, чтобы «соль потеряла силу», чтобы высшие ценности человечества превратились в пустые, красивые слова. Почему с самого начала не было должного противостояния Церкви сатанинскому растлению народа? Что такое экуменизм и где проходят мистические границы Церкви? Почему, несмотря на признание Церковью святости царя, есть православные христиане, которые до сих пор не согласны с его прославлением? Покаяние народа (а не разговор о покаянии) возможно только благодаря той верности Христовой благодати и истине, которую явили все царственные мученики и все новые мученики и исповедники Российские. Тот же свет присутствует в пророческом завещании царя, переданном его дочерью, о том, что зло, которое сейчас в мире (то есть революция 1917 года), будет еще сильнее (то, что происходит сегодня), но не зло победит, а любовь. Этот свет – и в крестной молитве родной сестры царицы, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны, за весь русский народ: «Господи, прости им, не знают, что творят». Только благодаря этой верности, этому свету есть среди беспросветности наших дней надежда, которая не постыжает.

4.JPG
Княгиня Елизавета Фёдоровна

Если мы действительно любим нашего святого царя и молимся ему, если по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе. Есть только два варианта того, что ожидает Россию. Либо чудом заступничества царственных страстотерпцев и всех новых мучеников Российских Господь даст нашему народу возродиться ради спасения многих. Но это произойдет только при нашем участии – вопреки естественной немощи, греховности, бессилию и маловерию. Либо, согласно Апокалипсису, Церковь Христову ждут новые, еще более грозные потрясения, в центре которых всегда будет Крест Христов.

Молитвами царственных страстотерпцев, возглавляющих сонм новых мучеников и исповедников Российских, да будет дано нам выстоять в этих испытаниях и стать причастниками их подвига.

Из книги: Протоиерей Александр Шаргунов. «Царь».
Изд-во Сретенского монастыря, 2018

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить