Сын утешения, преподобный Варнава Гефсиманский

19 июля по новому стилю в церковном календаре молитвенно чтится память собора Радонежских святых. Среди этих дивных святых мы находим и имя старца Варнавы Гефсиманского (Меркулова). В тропаре, посвященном преподобному, есть такие строки: «Пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси», которые точно описывают суть его земного подвига. Рассмотрим подробнее его житие.

1, превью.jpg

Будущий преподобный родился 24 января 1831 года в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Родители назвали его в честь святителя Василия Великого. Из семи детей в живых осталось лишь двое. Сын был утешением для добрых родителей. Его воспитанием занималась мать, прививавшая чаду христианские добродетели, любовь к храму и богослужению. Набожные родители отдали его в школу псаломщиков, где он изучал псалтирь и Часослов.

Однажды, когда он заболел, ему явился ангел в белом одеянии, и тотчас отрок выздоровел. Становясь старше, он стал избегать шумных игр и празднословия, посерьезнел, полюбил богослужения, стал заучивать на память церковные молитвы, читать слово Божие.

Поскольку семья была крепостная, по указу помещика отрока отдали учиться слесарному мастерству. В свободное время Василий удалялся в близлежащую Зосимову пустынь. Там он обрел духовного отца в лице отшельника Геронтия, став любимым его учеником. Подолгу беседовали старец и юноша, и постепенно в душе Василия созрело желание посвятить свою жизнь Богу. В 1850 году мать взяла сына в паломничество в Троице-Сергиеву лавру. Как он вспоминал о том событии, «по окончании службы в Троицком соборе, подошел я приложиться к мощам преподобного Сергия и, когда прикладывался, почувствовал великую радость на душе. То было тогда для меня необъяснимо, но так сильно охватило меня всего, что тут же, у раки угодника Божия, окончательно решил, если Богу угодно будет, поступить под покров его обители».

Не без скорби отпустили престарелые родители в монастырь своего сына. Вверив их Промыслу Божиему, через год Василий становится трудником в Троице-Сергиевой лавре. Вслед за своим учеником пришел в лавру и его духовный наставник, отец Геронтий, благословивший его впоследствии на подвиг старчества.

Но пока новоначальный трудник становится келейником своего старца. Многолюдство обители его тяготило, и он попросил перевести его в более уединенное место. По благословению он переселяется в Гефсиманский скит, вверив себя под духовное окормление монаха Даниила, уединенника и строгого постника. Как говорил позже старец об этом, «без благословения старца я ничего не мог делать, иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие». Однажды пришел послушник к отцу Даниилу в первый день Пасхи и увидел, что тот разговляется ржаными сухарями, размоченными в воде. На его удивленный взгляд подвижник ответил: «Да воды-то, сынок, выпьешь немного, только по нужде, а чайку-то и лишнего захочешь, пожалуй. А что сегодня день Святой Пасхи, так у меня и каждый день "Христос Воскрес"».

Получив отпускную грамоту от своего помещика, в 1857 году Василий становится послушником лавры, трудясь на различных послушаниях. Однажды в обитель приехала его старушка-мать. Обняв сына, она сказала: «Живи с Богом в обители. За тебя я теперь спокойна, а сама я как-нибудь проживу, хотя бы корочками хлеба питаться буду!» Но ответ сына был таким: «Матушка, я крепко надеюсь на милосердие Божие, и не корочками питаться будешь, а и белого хлебушка вдоволь будет у тебя, и старость твоя успокоена будет». Так и произошло. Последние 15 лет своей жизни мать преподобного жила в обители, основанной ее сыном, приняв от него постриг сперва в мантию, потом и в схиму.

«Матушка, я крепко надеюсь на милосердие Божие, и не корочками питаться будешь, а и белого хлебушка вдоволь будет у тебя, и старость твоя успокоена будет»

В 1854 году Василий становится рясофорным монахом. В 1859 году по послушанию он был переведен в Пещеры Гефсиманского скита (будущий Черниговский скит). Перед своей кончиной первый его духовный наставник открыл волю Божию относительно своего ученика. Предстояло будущему преподобному принять на себя дар старчества и основать женскую обитель в Нижегородской губернии близ села Выкса. Старец сказал ему: «Претерпи все благодушно, чадо. … гонение воздвигнет на тебя ненавистник нашего спасения, враг рода человеческого. Впоследствии же скорбь твоя сменится духовною радостью, и слава об обители вознесется далеко, и потекут со всех концов России золотой струей обильные приношения, и процветет эта обитель "невест Христовых", яко крин сельный. Будут многие приезжать только посмотреть на обитель и будут дивиться ее благолепию…». Отец Даниил, рядом с которым продолжал жить инок Василий, подтвердил эти слова.

В ноябре 1866 года молодой подвижник был пострижен в мантию с именем Варнава, в честь апостола от семидесяти. С древнееврейского это имя переводится как «дитя милости – сын утешения». Милостивым старцем-утешителем вскоре отец Варнава и стал, рукоположившись сначала в иеродиакона, потом и в иеромонаха.

2.jpg

Через год после рукоположения он был избран народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С тех пор начал отец Варнава принимать во множестве народ, стекавшийся отовсюду к нему за духовным советом, утешением и благословением. С любовью он беседовал с людьми с утра и до вечера, наставляя многих и в письмах. От пятисот до тысячи человек со всей России приходили к старцу ежедневно. Всех он называл ласково, обращался ко всем на «ты». Господь наделил старца даром прозорливости и исцелений. Предостерегал он приходяших и о грядуших гонениях за веру. Был у преподобного и страстотерпец Николай II, которому он предсказал мученическую кончину.

Как велели ему старцы-духовники, основал он общежительную женскую обитель близ села Выкса – Выксунский Иверский женский монастырь. Были у старца и скорби, связанные с этим монастырем, которые он претерпевал благодушно.

Среди его духовных чад были будущий преподобный Серафим Вырицкий, философ К. Н. Леонтьев, митрополит Трифон (Туркестанов). Последний оставил такие воспоминания о старце Варнаве: «Седой монах небольшого роста с мягкою, доброю улыбкой на устах, с проницательным взором темных очей… Больше двадцати лет продолжалось мое знакомство с ним, а обстановка кельи не изменилась. Те же несколько простых икон в переднем углу, пред ними на аналое медные крест и Евангелие, рядом деревянный стол с несколькими книжками и брошюрами духовно-нравственного содержания, в углу деревянная кровать, покрытая одним войлоком. Вот и все.

Любовь притягивала к нему, как магнит железо, людей самых разнообразных положений. И он всегда давал им добрый совет, часто носивший пророческий характер. Особенно же он был велик, когда ему приходилось иметь дело со слабыми в вере и малодушными людьми. Здесь своею верой он их настолько ободрял, вдохновлял, что долго после этого они смело и бодро шли житейским путем… Никаких поблажек себе, никакой даже самой невинной прихоти: он вовсе не пил чая, носил самую простую одежду, вкушал самую грубую пищу. Он никогда как следует не спал, а так, "прикурнет", как говорится, во всей одежде на своем деревянном ложе, с подушкой, набитой чуть ли не булыжником, и снова встает на молитву… Надо было видеть, какою трогательною любовью встречали его сестры, каким благоговейным вниманием окружали они своего "кормильчика" (так привыкли они его называть), потому что, поистине, он для них был кормильцем и духовным, и телесным».

3.jpg

Другой посетитель старца, писатель Иван Шмелев, живописно описал свои детские впечатления о нем в рассказе «Богомолье»:

«Батюшка Варнава… говорит ласково:

– Молитвы поешь… пой, пой.

И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку – скуфейку, светлое, доброе лицо, подрясник, закапанный густо воском. Мне хорошо от ласки, глаза мои наливаются слезами, и я, не помня себя, трогаю пальцем воск, царапаю ноготком подрясник. Он кладет мне на голову руку и говорит:

– А это… ишь любопытный какой… пчелки со мной молились, слезки их это светлые… Звать-то тебя как, милый?

Я не могу сказать, все колупаю капельки… Батюшка крестит меня, голову мою, три раза и говорит звонким голосом: «Во имя Отца… и Сына… и Святаго Духа!» Я целую бледную батюшкину ручку, и слезы сжимают горло. Вижу – бледная рука шарит в кармане ряски, и слышу торопливый голос:

– А моему… – ласково называет мое имя, – крестик, крестик…

И дает мне маленький кипарисовый крестик – благословение. Сквозь невольные слезы – что вызвало их? – вижу я светлое, ласковое лицо, целую крестик, который он прикладывает к моим губам, целую бледную руку… Там, где крылечко, ярко сияет солнце, и в нем, как в слепящем свете, – благословляет батюшка Варнава».

Всю жизнь Иван Шмелев не расставался с этим кипарисовым крестиком, даже будучи в эмиграции.

17 февраля 1906 года старец принял Исповедь нескольких сотен человек в Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения. После этого он с крестом в руках вошел в алтарь, где у престола отдал душу Богу.

После этого он с крестом в руках вошел в алтарь, где у престола отдал душу Богу

При большом стечении народа его погребли в Пещерном отделении, в Иверской часовне, о чем он указывал еще при жизни. В 1995 году старец был прославлен в лике святых. Мощи преподобного были обретены и положены в соборе в честь иконы Божией Матери Черниговской-Гефсиманской.

Приобщимся к некоторым духовным наставлениям старца Варнавы.

*

Старайтесь стяжать благодать Святого Духа, потому что без благодати мертв есть человек, а стяжать ее надо молитвой теплой, со слезами горячими и умилением, кротким терпением и смирением и со страхом Божиим. Молитесь за творящих вам напасти и старайтесь всегда читать молитву Иисусову; весь ум ваш да будет в Боге, потому что как птице нельзя лететь без крыльев, так и человек не может приблизиться к Богу без молитвы.

*

«Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26); аще и прилучится на кого разгневаться, сейчас же со смирением испросите взаимно прощения друг у друга, потому что Господь не принимает молитвы и ничего от гневающихся.

*

Каждое утро и вечер поверяйте свою совесть, уделяйте на это благое дело хотя по десять или пятнадцать минут ежедневно, и вы со временем получите от этого большую пользу.

Встав утром, благодарите Господа за прошедшую ночь и просите, чтобы Господь помог и день провести безгрешно.

4.jpg

Постарайся понудить себя на все доброе, будь добра, благочестива, кротка, смиренна и приветлива со всеми; походка чтобы была неспешная, скромная, глаза всегда имей опущенные вниз, представляй себе, что из земли взята, в землю и отидеши; свою совесть каждый вечер поверяй и очищай ее искренним покаянием, отнюдь никого не осуждай, не гневайся и никого не уничижай, на всех смотри одинаковыми глазами, с одинаковым сердечным расположением и в простоте сердца своего принимай всех, как Самого Христа, всегда смотри только на свои недостатки, укоряй и уничижай себя ежедневно и считай себя хуже всех, – и будешь поистине жить с Богом.

*

Знаешь ли, душа моя, что мы грехами превзошли и бесов, а доброго дела никакого не сделали, и горе нам будет, – какой ответ воздадим мы в День Судный?.. Во все течение жизни твоей постарайся всегда содержать в себе молитву сию и с сокрушением сердца повторяй мысленно на всякое время: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!» и «Боже, очисти мя, грешную!» Повторяй в себе и эти слова: «От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14). А посему, чадо, уповай всегда на помощь Божию, а себя всегда считай за безполезный прах – отсюда и последует исправление.

*

Чадо мое! Будь смиренна сердцем, дабы Дух Святый возжелал вселиться в тебя, и Он подаст тебе силу отвергнуть от себя всякое житейское попечение. Знай и то, что без борьбы и принуждения никому ничего не достается, а тем более душевное спасение, чего и должны мы всеми силами стараться достигать.

*

Победа вражескому искушению состоит в молчании, смирении и преданности себя воле Божией; все дела смиренномудрого благоугодны Богу и похвальны пред святыми ангелами Его, грозны же и страшны бесам.

*

При первом ударе в колокол спешите в церковь. Пришедши, встав на своем обычном месте, помолясь, испроси у предстоящих благословения; встав прямо, не переступай с ноги на ногу, глаза и руки имей опущенные вниз, не смотри по сторонам, не разговаривай и отнюдь не смейся, тщательно блюдись, чтобы мысли не рассеивались чем-либо посторонним, помни, что место сие есть свято, храм Божий – рай земной, и устремляй ум свой горе к Богу, из глубины души взывай к Нему: «Боже, очисти мя, грешную!» или «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную». Со вниманием слушай поемое и читаемое, и тогда Господь не оставит вас, согреет Своей благодатью сердца ваши к тщательному исполнению Его святых заповедей.

5.jpg

Помолимся преподобному Варнаве словами тропаря в его честь: «Измлада Христа Бога чисте возлюбив, сын утешения был еси, преподобне отче Варнаво. По имени и житие твое бысть: коемуждо страждущему, и нищу, и царю, пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. Поминай нас, благодатный отче, да молитвами теплыми твоими Жизнодавец Бог дарует нам утешение и велию милость».

Библиография:

Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. Иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021.

Жизнеописание в бозе почившего старца-утешителя, отца Варнавы, основателя и строителя Иверского Выксунского женского монастыря. – Сергиев Посад: 1907.

Старец Гефсиманскаго скита иеромонах Отец Варнава. Строитель Выксунскаго Иверского женского монастыря по случаю его кончины 17-го февраля 1906 года / Сост. И. И. Буланов. – Санкт-Петербург: Типо-литогр. М. П. Прохорова, 1906.

Иван Шмелев: Богомолье. – Москва: Омега, 2023.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить