«Виновен в антисоветской агитации»

Священномученик Зосима Крылатский (Пепенин), пресвитер

Кто они – святые? И почему ими становятся обычные люди? У этих вопросов есть множество ответов. А по сути – только один: их жизнь увенчана праведным путем к Богу, с которого нельзя свернуть и который нельзя предать. Священномученик Зосима (Пепенин) прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2 ноября 1937 года он был расстрелян.

1.jpg

Зосима Пепенин из деревни Пепени

Деревня Пепени (Пепенин, Пепенина) находилась в Пиштанской волости Яранского уезда Вятской губернии и, кажется, давно исчезла с ее географической карты. Семья Пепениных была крестьянской и носила фамилию по названию деревни или с точностью наоборот. В России во времена крепостного права и после его отмены это соответствовало традиции записывать бывших крепостных крестьян обычно по фамилии помещика или по названию населенного пункта. При этом крестьянские семьи в северных регионах стали иметь фамилии раньше, чем крестьянские семьи в других частях страны. Причина такого существования без фамилии признается довольно простой: исторически им нечего было передавать по наследству.

Почва и климат Вятской губернии считаются благоприятными для сельского хозяйства, но каждый год случались капризы погоды и стихийные бедствия, которые часто отнимали урожай. Однако у многих крестьян был и отхожий промысел в Сибири, каким занимался и глава семьи Пепениных. Но несмотря на тяжелый труд, многие крестьянские дворы были бедными, семья Алексея Лукича и Матроны Иосифовны Пепениных не исключение.

Их дни проходили в усердном труде и горячей молитве, в радости за своих детей. В 1888 году 25 сентября (7 октября) Бог благословил семью рождением четвертого ребенка – сына, названного Зосима. Это греческое имя имеет несколько значений: «готовый к путешествию, состязанию» и «живой, жизнеспособный». Жизнь Зосимы Алексеевича Пепенина докажет правильность наречения: это будет мужество и стойкость в преодолении жизненного пути человека и священника. И конечно же, того, что отец Зосима и после смерти остается живым, как живы святые Русской Православной Церкви, к лику которых он был причислен в августе 2000 года.

Их дни проходили в усердном труде и горячей молитве, в радости за своих детей

«Этот непременно будет попом или монахом»

Детство Зосимы, его братьев Ивана и Степана, сестры Матроны, как и всех детей, растущих в бедных крестьянских семьях, было нелегкое, трудовое. Но к получению знаний родители относились с уважением и определили сына в церковно-приходскую школу. Согласно архивным документам, починок (деревня) Пепенина приписывалась к приходу в селе Пиштань (Никольское) Яранского уезда. Здесь находился храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святого Николая Чудотворца. Каменную церковь построили вместо двух деревянных, сгоревших в 1822 году. К концу 19-го века она расширилась и была прекрасна своей торжественной архитектурой, ухоженным садом, зеркальным прудом, колокольным звоном и богатой библиотекой.

В 1822 году настоятелем Покровской церкви стал молодой священник А. А. Дернов, который с 1861 года до открытия при храме Никольской земской школы в 1875 году учил детей в своем доме. Очевидно, эту церковно-приходскую школу и посещал Зосима Пепенин.

При этом крестьянский сын Зосима Пепенин многое умел делать по хозяйству: освоил столярное и сапожное дело, шитье шуб, умел валять валенки. Со временем младший сын превращался в хорошего помощника своему отцу и братьям, ведь праздность не приветствовалась в крестьянских семьях. Жители деревни замечали, что добрый и покладистый мальчик Зосима Пепенин очень набожен и в свободное время любит не играть, как другие дети, а уединяться в лесу, чтобы молиться. Хорошо зная житие древних монахов, он словно пытался понять их жизнь и службу Богу. Многие говорили о нем: «Этот непременно будет попом или монахом». И не ошиблись.

Жители деревни замечали, что мальчик очень набожен и любит уединяться в лесу, чтобы молиться

В 1905 году Зосиме исполнилось 17 лет. Немалый возраст для крестьянского сына. В тот год отец и братья взяли его на заработки в город. Время работы закончилось, но Зосима сказал отцу, что не будет возвращаться домой, потому что хотел бы работать в городе. Такое же желание высказал и один из его братьев. На железнодорожной станции Миасс Зосима устроился чернорабочим, а потом перешел в пекарню. Но душа была обращена к Богу, в сердце жила неустанная молитва. И жизненный путь изменил свой вектор.

2.jpg

Жизнь в монастырях

В 1907 году Зосима Пепенин уехал в Челябинск и устроился работать трудником в Одигитриевский женский монастырь. Он был первым монастырем, возникшим в этом городе, и со временем стал крупнейшим центром духовной жизни на Южном Урале. Обитель выросла из общины, основанной крестьянкой Анной Полежаевой (игуменья Агния) и получившей статус монастыря в 1862 году. В обители хранилась привезенная с Афона копия чудотворной иконы Иверская, святые мощи святителя Симеона, мученика Кукши, точная копия иконы «Успение Божьей Матери». Был в монастыре и святой родник, славный историями исцеления. В Одигитриевском монастыре Зосима Пепенин пробыл почти полтора года.

В конце 1908 года он оказался в Томске: его приняли певчим в Богородице-Алексиевский мужской монастырь, где он подвизался более трех лет, но так и не стал семинаристом. Очевидно, это было связано с тем, что только в 1913 году Священный Синод разрешил принимать на учебу в семинарии «иносословных» (то есть не из духовенства) представителей без ограничений. Кроме того, обучение становилось бесплатным.

В 1912 году Зосима покинул монастырь и уехал в Иркутск, в Вознесенско-Иннокентиевский мужской монастырь. И снова Зосима Пепенин – певчий. Вознесенскую пустынь на землях за Ангарой основал старец Герасим в год строительства Иркутского острога – таково первое название города Иркутска. Шло время, и монастырь разрастался, превращаясь в значимый духовный центр Восточной Сибири, привлекая все больше богомольцев. С 1755 года здесь начали замечать чудеса, происходящие по молитвам святому Иннокентию. С 1725 года при монастыре работала школа «мунгальского языка» (после реформирования названная Славяно-русско-монгольской), миссионерское училище, начальная школа грамоты для детей-сирот, а также рисовальная школа для любителей церковной живописи.

Выйдя из стен этого монастыря в 1913 году, Зосима Пепенин стал псаломщиком 2-го штата, для чего пришлось выдержать экзамен. Назначение – уездный город Иркутской губернии Верхоленск, Воскресенский собор. Здесь прошло три года жизни, навсегда определив его путь как священника. Собор Воскресения Христова построили в 1903 году и освятили в 1907-м. Храм стоял в самом центре города, впечатлял красотой и величием и, по мнению его жителей, был символом крепости их веры в Бога.

3.jpg
Источник: hram-shapkino.cerkov.ru

В 1914 году псаломщик Зосима Пепенин был рукоположен в сан диакона в Воскресенском соборе, а также начал преподавать пение в мужском училище и Закон Божий в женском одноклассном училище. В таких трудах прошло два года, вплоть до поступления в Иркутскую семинарию.

1913 год запомнился и другим судьбоносным событием: Зосима Пепенин женился.

Избранница – Александра Михайловна 

Город Иркутск подарил Зосиме встречу с его будущей женой – Александрой Чирцевой (1890–1969). Она родилась в селе Ичора в семье протоиерея Михаила Чирцева, просветителя и миссионера. После окончания церковно-приходской школы Александра Михайловна в течение 6 лет обучалась в Иркутском епархиальном училище. В Иркутске «училище для девиц духовного звания» было открыто в 1854 году и стало четвертым в России. Здесь воспитывались и получали образование дочери представителей духовенства.

Учебный план включал не только Закон Божий и церковное пение, но и целый ряд общеобразовательных предметов, а также педагогику. После окончания училища девушки могли преподавать в начальных школах и в семьях, где дети получили домашнее образование. Александра Михайловна была направлена учительствовать в село Ереть.

Александра Чирцева привлекала не только красивой внешностью и кротостью характера, но и своей образованностью. Она же смогла разглядеть в молодом человеке его доброту и щедрость, а главное – сердечную обращенность к Богу. Семья невесты приняла и полюбила Зосиму. Он же благодарил Бога за то, что Он послал ему такое счастье. Зосима ценил общение с отцом Михаилом, восхищался его активной деятельностью миссионера, умением правильно рассудить и дать мудрый совет.

Она разглядела в молодом человеке главное – сердечную обращенность к Богу

Отец Михаил благословил молодых и обвенчал летом 1913 года в селе Александровском. После венчания Александра Михайловна переехала в Верхоленск. Они прожили вместе почти четверть века и всегда были друг для друга поддержкой и опорой. В любви и заботе вырастили детей. В 1914 году в Верхоленске появилась на свет первая дочь Александра. В селе Борисове в 1919-м родилась дочь Галина, в 1922-м – сын Серафим, который умер в младенчестве, в 1924-м – сын Константин.

Иркутск: семинария и назначение

Иркутская духовная семинария была открыта в 1780 году решением Святейшего Синода и по Указу императрицы Екатерины II. Здание стояло на берегу Ангары недалеко от архиерейского дома. Позднее появилось и новое двухэтажное здание. Учеба в семинарии нравилась Зосиме, ведь здесь готовили священников и миссионеров для Восточной Сибири. Значит, необходимыми становились многие знания, например, иностранные языки – китайский, монгольский, маньчжурский, а главное – языки и диалекты народов, проживающих в Сибири и на севере России, а также классические и древние языки. И это в дополнение к сорока общеобразовательным и специальным предметам. Из стен этой семинарии вышли многие замечательные люди, но не многие стали святыми.

Зосима Пепенин поступил в духовную семинарию в 1916 году. Ему нравилось учиться. Много времени Зосима проводил в богатейшей библиотеке за чтением книг и в размышлениях о Боге, вере, долге. В 1918 году он окончил обучение и был рукоположен в священнический сан. Он не выбирал время, как и другие. Уже прошел 1914 год, за ним 1917. Октябрьская революция, гражданская война.

Наступило время тревожное, непонятное, опасное. 23 января 1918 года вступил в силу Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Началось изъятие церковных ценностей, сначала затронувшее придворные и армейские церкви. Но приход, настоятелем которого назначили отца Зосиму, находился в землях далеких от двух столиц – Петрограда и Москвы. Волна революционных идей, конечно же, давно дошла и до Сибири. Но священник должен служить, несмотря ни на что. И отец Зосима служил Богу и людям, напутствовал, окормлял, оберегал.

Отец Зосима служил Богу и людям, напутствовал, окормлял, оберегал

Назначение: Алтай, Никольский храм 

Молодой священник отец Зосима ехал в Барнаульский уезд Томской губернии, вернее, уже Алтайской губернии, созданной в 1917 году. Здесь в селе Борисове Чумышской волости стоял храм Святителя и Чудотворца Николая, относящийся к Борисовскому приходу 18 Благочиния Томской епархии. Церковь построили в 1906 году, в 1908-м появилась церковная школа грамоты. Прихожанами были жители не только села Борисова, но и других близлежащих сел и деревень.;

В конце 1915 года Чумышская волость на реке Чумыш – это 16 449 человек. Так что забот у батюшки, прибывшего в село Борисово, всегда было достаточно, но для каждого человека находились добрые слова, которые помогали жить и веровать в Бога.  И каждый день его, наполненный святой верой и высокой любовью к Богу и людям, был велик и значим.

Каждый день его, наполненный верой и любовью к Богу и людям, был велик и значим

Жестокие времена, роковые совпадения

Шла Гражданская война, конечно же, отец Зосима Пепенин знал о судьбах монастырей, в которых провел незабываемые годы своей жизни. И это знание приносило огромную боль.

В начале 1920-х годов Одигитриевский монастырь с тремя прекрасными храмами (Одигитриевским, Никольским и Вознесенским), двумя часовнями с колодцами и лучшей в епархии церковно-приходской школой, приютом для детей-сирот, мастерскими, в том числе иконописания, начали разрушать. В 1921 году в тюрьмы и лагеря отправили 240 монахинь. Через несколько лет разобрали храмы – просто на кирпич. В 1930-е на месте монастыря построили жилые дома и гостиницу.

В 1922 году новая власть закрыла Богородице-Алексиевский монастырь. Теперь службы совершались в Казанском храме. Через семь лет разговор был совсем другим: церковь закрыли, настоятеля и монахов расстреляли на холме Каштак, который стал местом казни жертв Гражданской войны и сталинских репрессий. Сегодня на этом месте стоит православный крест.

4.jpg
Источник: hram-shapkino.cerkov.ru

В эти тяжелые времена жизнь священника Зосимы Пепенина подверглась смертельной опасности. Когда шла Гражданская война, он был в плену у белогвардейцев, вместе с жителями села Борисово пережил налет банды анархиста Рогова. Но главные испытания были впереди. В апреле 1922 года отца Зосиму арестовали. Основание: неуплата налога то ли на церковное здание, то ли на землю.

Священник содержался в Барнаульской тюрьме. В заключении он работал – шил сапоги. Так пригодилось умение, полученное еще в детстве. Матушка Александра была рядом: вместе с двумя детьми она переехала в Барнаул и устроилась работать сначала воспитателем, потом паспортисткой. В 1924 году за хорошую работу отца Зосиму освободили досрочно, и он снова служил в храме села Борисово на радость его жителям.

Однако все понимали, что долго так продолжаться не будет. И скоро грянет очередной арест. В 1925 году семья Пепениных уехала в Иркутск. Какое-то время отец Зосима служил в разных приходах, а затем навсегда покинул Сибирь.

Из Сибири в Москву 

Эта дорога стала длинной. В 1925 году отец Зосима приехал в Ярославскую губернию, в деревню Коза Любимского уезда. В церкви в честь Рождества Христова, построенной в 1790 году на средства прихожан, в течение года он был настоятелем и единственным священником. В 1927 году семья Пепениных оказалась в селе Любим. В каком именно храме этого села, бывшего до 1920-х годов городом, батюшка служил – неизвестно.

В 1928 году – новое место службы во Владимирской губернии. Сейчас это Ивановская область. Здесь в селе Шапкино Ковровского уезда находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, первое упоминание о которой относится к 1684 году. История этого храма связана с именами святых новомучеников и исповедников Российских. Это пресвитер Стефан Преображенский, служивший в 1888–1890 годах, и отец Зосима Пепенин, бывший священником этой церкви с 1928 по 1929 год. 1929 год ознаменовался новым назначением – в столицу. Переводя священников из одной губернии в другую, епархия пыталась спасти их жизни.

Переводя священников из одной губернии в другую, епархия пыталась спасти их жизни

Церковь в Крылатском 

Переезд в Москву можно было назвать счастливым событием. Ведь в столице жил брат – Иван Пепенин, а значит, была поддержка. Семья поселилась в съемной комнате в частном доме на Можайском шоссе. Место службы – церковь Пресвятой Богородицы – находилось в Московской губернии, селе Крылатском, в котором уже организовали животноводческий колхоз и продолжали строить жизнь по новым законам. Но храм еще был открыт. Эта древняя церковь была освящена при Иване Грозном, а первое упоминание о ней относится к 1554 году. В церкви особо почиталась чудотворная икона Рудненской Божией Матери. Пред ней молились об исцелении тела и о спасении души. По преданию, в 19-м веке список этой иконы нашли около родника местные крестьяне, идущие на сенокос. В 1917 году на месте ее обретения служил Патриарх Московский и всея Руси Тихон, причисленный к лику святых.

Отцу Зосиме достался большой приход: Крылатское, Верхние и Нижние Мневники, Татарово, Терехово. Матушка Александра была регентом. Жизнь продолжалась в заботах о прихожанах, службе в замечательном храме и дома в окружении любимой семьи. Жена была добрым ангелом, хранившим все, что было дорого его сердцу.

Жена была добрым ангелом, хранившим все, что было дорого его сердцу

Но на смену суровости 20-х годов пришло ожесточение и беспощадность 30-х. 1935 год – последний арест иерея Зосимы Пепенина. Обвинение сфабриковано по доносу местных жителей. И что самое ужасное, по доносу тех, кто еще носил нательные кресты и ходил в церковь на службы. Но в угоду новой власти люди могли сказать все что угодно, к примеру, одну пустую фразу: «Агитирует против советской власти», – и человек был приговорен.

«Я человек верующий и убежден в этом»

Накануне Страстной Пятницы в сумерках уходящего апрельского дня отец Зосима встретил старца, предупредившего его о грядущей беде – аресте. Но как священник мог бросить свой приход, убежать, скрыться? На следующий день чекисты увели его из дома на глазах детей: им было 20, 16, 11 лет. Также арестовали псаломщика Василия Николаевича Шарова и певчего Семена Васильевича Мухина.

5.jpg
Источник: hram-shapkino.cerkov.ru

Сначала была Бутырская тюрьма, свидание с женой, когда можно было встретиться только глазами. Затем – далекий Карлаг: согласно статье 58 10 УК РСФСР от 11 октября 1935 года. Через год храм в Крылатском постигла новая беда: была украдена и сожжена чудотворная икона Рудненской Божией Матери. Чудовищное по своему безумию преступление совершила женщина. В 1941 году храм закрыли, и он утратил колокольню и часовню у родника. Но этого отец Зосима уже не узнал.

Карлаг

В этом каркающем слове столько поруганной чести и человеческой боли, что оно навсегда стало черным. В аду, называемом Карагандинским исправительно-трудовым лагерем, отцу Зосиме предстояло провести три года.

В 1937 году готовился его перевод из ИТЛ в селе Долинском на свободное поселение. Но вместо этого священнику предъявили новое обвинение: антисоветская агитация. 19 сентября – арест, 31 октября – оглашение приговора, 2 ноября – высшая мера: расстрел. Где погребен – неизвестно. Отпевание? Разве могло оно быть в то время и в том месте?

На этом куске казахстанской земли не было православных храмов, и не плыл по небу колокольный звон, даже своим тихим эхом, что можно услышать на месте снесенных церквей в России. Первый легально служащий храм в Карагандинской области построили только после Великой Отечественной войны – в 1946 году. Это был Михаило-Архангельский собор в городе Караганда, в котором поминали и его имя.

6.jpg
Михаило-Архангельский собор. Источник: сайт Карагандинской епархии

Жизнь вечна

30 декабря 1957 года дело в отношении Пепенина З. А. было прекращено за отсутствием состава преступления. 28 апреля 1989 года священник Зосима Пепенин (1888–1937) реабилитирован прокуратурой и Управлением КГБ по Карагандинской области.

В 2000 году Алма-Атинская и Семипалатинская епархия выступили за канонизацию отца Зосимы. В августе того же года решением юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Зосима Пепенин, пресвитер, причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Ольга Сокиркина 1 ноября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить