Торжествовать вместе и вместе скорбеть (+ВИДЕО)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Входа Господня в Иерусалим и только что слышали евангельское повествование об этом событии. Мы слышали о том, как Господь воскресил умершего Лазаря, слышали о Марии, которая приготовила тело Христа к погребению, умастив его драгоценным миром. Слышали о том, как Господь сел на молодого осла и вошел на нем в Иерусалим. Слышали, как встречал народ Господа своего, восклицая Осанну и устилая путь ветвями в знак триумфа. И вот мы оказываемся посреди этого действия, торжественного, яркого, радостного.

Мы видим, что торжество Входа в город - единственное торжество и явное признание людьми Христа Спасителя. Всю свою жизнь Он провел как Странник, не имея где приклонить голову (Мф. 8:20). И перед страшными страданиями, перед одинокой и мучительной смертью - единственное Его земное торжество. Торжество грядущих страданий. 

Великий пост - это время по большей части внутренней сосредоточенности, погруженности в себя. Время, когда всё внешнее затихает. Когда богослужения скромны и строги. Когда слова для общения друг с другом мы стараемся подбирать аккуратно. Предстоящая Страстная седмица представляется временем еще большего самоотречения, даже самоумаления человека перед величием драмы, которая совершилась в сердцевине мировой истории. Но между ними стоит сегодняшний праздник - торжество Входа в Иерусалим. Сколь же глубокий контраст заложен в таком течении событий!

И это неслучайно. Ведь и в Евангелии присутствует этот поражающий контраст. Сегодня Иерусалим радостно встречает Христа, встречает Его как своего Мессию и Спасителя, встречает так, как подобает встречать царя. Практически весь город вышел Ему навстречу, все ликуют, возможно, поют псалмы, радостно восклицают: «Осанна», только лишь небольшая группа фарисеев тихо возмущалась между собой: «Видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19).

Всё изменится буквально через несколько дней. Толпа будет восклицать, но уже не радостно, а опьяненная злобой. Теперь уже небольшой группой будут ученики Господа во главе с Его Пречистой Матерью, да и то не все. Они будут не в силах противостоять толпе. И великая трагедия достигнет своей кульминации. И всё, что должно будет, совершится (см. Ин. 19:28, 30).

И вот кажется, что вся эта богослужебная последовательность нужна лишь для исторической точности, для того, чтобы картина тех дней ярко предстала перед нашим взором. Но есть в этом и другая составляющая, некое предупреждение и нам, живущим здесь и сейчас, год за годом литургически проживающим эти дни давней, но всегда актуальной для нас истории.

Ведь Христа встречают как Мессию, а потом предают на распятие по той причине, что Его Мессианство оказалось не тем, которого ожидали. В нем не было ничего земного. Оно не было ни политическим переворотом, ни социальной революцией, в нем не было никаких прагматических, земных целей. Христос принес спасение всему миру, а точнее - каждому лично. А человечество хотело всеобщего триумфа и общественных побед, торжествующих толп и ликования масс. Он предложил преображение души, подлинную чистоту и переворот сознания, не требуя взамен ничего материального. Он не предложил решить наши земные, социальные проблемы. И если в основе нашего христианства будут стоять те же принципы, что были причиной радостной Иерусалимской встречи около двух тысяч лет назад, то не случится ли с нами того же разворота, который случился тогда, с теми верующими, с народом избранным?

Сегодняшнее торжество - не только великая радость перед великой трагедией, и предвосхищение крестовоскресной победы Христа. Это еще и предупреждение Его ученикам, а значит и нам. Предупреждение о том, что внешний блеск и слава очень часто бывают обманчивы, если в нас нет внутреннего света. Даже если этот блеск и триумф обращены к Богу, это не означает, что мы стали ближе к Нему. Это не означает, что если мы умеем торжествовать вместе, то сможем и вместе скорбеть. Стоит погаснуть внешнему, как затухнет и пламя нашей души. Стоит нам ограничиться от торжественности храмовой богослужебной жизни и попытаться то же самое пережить самостоятельно в келейной молитве - и это оказывается уже не так просто. 

Мы сейчас не просто собрались на праздник. Мы стоим у ворот Града, на брусчатке, которая ведет к Страстной Пятнице и Пасхе. К дням, когда самые могущественные деяния Бога в истории совершились. Мы стоим на пути к Суду. Мы стоим, ожидая благодати. Суд будет совершаться над Богом от людей. Суд будет совершаться над человечеством Богом на кресте. Суд этот будет упреком всему человеческому. Благодать же совершилась в тот миг, когда смерть была поглощена победой. И благодать эта будет великим даром человечеству. 

Человечеству, которое отныне и навсегда освящено и пронизано тем, что Бог был Одним из нас. 

Лучшим из нас.

Аминь.



//проповедь наместника Сретенского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная им после чтения Евангелия за Божественной литургией в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Вербное воскресенье, 12 апреля 2020 года.
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить