«Чтобы Бог подарил тебя нам»

Путь к православию протоиерея Марка Роу

Мое путешествие к православию заняло много времени. Иногда мне кажется, вечность. Мое знакомство с православием произошло очень инверсно – в годы учебы в англиканской семинарии. Мы сидели за столом во время одной из лекций по богословию, и стало очевидно, что студентов в аудитории можно разделить на три группы. Одни были англиканами всю жизнь, другие (к ним примыкал и я) раньше принадлежали к Католической церкви, третьи в своих духовных и богословских взглядах решительно ориентировались на восточные обряды.

1.jpg

Помню, как в семинарии мы спорили о православном и католическом богословии. По причине того, что Англиканская церковь позиционирует себя как так называемый средний курс, некоторые считали, что она мостик между католичеством и протестантизмом, но многие (в том числе я) рассматривали ее как что-то среднее между Востоком и Западом. Между англиканами и православными всегда существовал диалог, и чем больше я слушал своего однокурсника по семинарии во время наших прений, тем больше мне приходилось вникать в его утверждения.

Так как мы оба стали диаконами, а затем – священниками, наши пути разошлись, моя учеба продолжилась. Я поймал себя на том, что пытаюсь выработать отношение к так называемым юридическим и сотериологическим взглядами на Церковь и ее богословие. Чем больше изучал православие, тем больше осознавал, что православное богословие и учение мне по духу ближе, чем когда-либо мог подумать. Я также изучал историю Церкви, и мне пришлось согласиться с Великой схизмой, а также с тем, что четыре древние Церкви по-прежнему поддерживают общение, что они – древняя Церковь и что они православные! Чем больше изучал Церковь Англии, тем больше понимал, что вначале она была православной. Я оказался в настоящем тупике.

Чем больше изучал православие, тем больше осознавал, что оно мне по духу ближе

Однажды, когда служил в церкви города Тампа в штате Флорида, ко мне пришел бывший прихожанин (за несколько месяцев до моего назначения в эту церковь он перешел в православие). Он посещал Никольский православный храм в городе Пинеллас Парк и пригласил меня туда. Он заметил, что Антиохийская архиепископия придерживается западного обряда, что следует изучить возможности обращения в православие, сохранив при этом наше литургическое наследие и традицию. Он также предложил мне встретиться с их священником. Тогда мне показалось, что все это звучит так замечательно, что просто не может быть правдой, так я впервые отправился в храм святителя Николая. Тогда я едва ли мог подумать, что это начало невероятного путешествия.

2.jpg

В храме мы (я, моя жена и члены нашего прихода) встретились с моим новым другом, а также священником, отцом Фомой (Джозефом). Батюшка и его община очень радушно нас встретили. После нескольких поездок и разговоров с отцом Фомой мне в глубине души стало понятно, что я и мой приход должны принадлежать именно Святой Православной Церкви. В течение следующих пары лет мы стремились к осуществлению этой цели. Мы пригласили отца Фому и еще нескольких православных священников на наш приход, они провели беседы о различных аспектах православия, таких как иконы и Иисусова молитва. Когда в Никольском храме организовывались какие-то мероприятия или праздники, мы вместе с членами прихода туда ездили, так как шли к общей цели – переходу нашей общины в православие.

Шли к общей цели – переходу нашей общины в православие

Особенно памятен день, когда мы посетили два монастыря, женский и мужской, неподалеку от города Окала. До сих помню, как меня поразило смирение, радушие и любовь, которые мы ощутили в этих святых местах. Пока мы были там, монахи занимались своими привычными делами, и я заметил, что они, когда идут или что-то делают, читают Иисусову молитву. В какой-то момент у меня завязался разговор с молодым иеромонахом. Он с интересом слушал о моем прошлом. После нескольких минут беседы он задал мне несколько вопросов, которые изменили мою жизни.

Он спросил: «Воспитывает ли Церковь, который ты сейчас принадлежишь, святых?», «Была ли Церковь, которой ты принадлежишь, поистине основана Самим Христом?», «Если бы в гробнице Христа совершалась Литургия и Причастие, то вас бы допустили?», «Почему ты подвергаешь опасности свое спасение, не становясь членом Церкви, в которой можешь заниматься тем, что любишь в литургической традиции, но уже в Святом Православии?»

У меня впервые в жизни не было ответов.

Помню, в мужском монастыре мой взгляд упал на красивую икону Богородицы на одной из стен, она была размером как фреска. Цвета и небольшие детали на иконе казались поразительными, она мне очень понравилась. В монастырском магазине продавались списки этой иконы, но тогда у меня с собой не оказалось денег. Я решил, что закажу икону потом по интернету, и мне ее привезут. День близился к концу, мы все начали подходить к машинам, готовиться к отъезду, вдруг отец Фома и тот молодой иеромонах попросили меня к ним подойти – они стояли неподалеку.

Иеромонах вручил мне ту икону, что мне так полюбилась, и произнес слова, которые я никогда не забуду: «Отче, дарю тебе эту икону, чтобы Бог подарил тебя нам».

3.jpg

Время шло, я был уверен в своем желании перейти в православие, но мой приход еще не был к этому готов. Через некоторое время после нашего посещения монастыря отец Фома был возведен в сан архимандрита, а потом стал епископом. Прослужив в церкви города Тампа шесть лет, я перешел на другой приход, где священника не было пару лет. Я по-прежнему знал и верил, что православие – единственный правильный путь, но казалось, передо мной какие-то трудности. Периодически я посещал местный приход Русской Церкви, меня поразила духовность и чувство единства, которые там царили. Потом у меня появилась другая работа, я переехал и начал служить на приходе в городе Сарасота.

К 2010 году мне стало ясно, что не только могу ответить на те вопросы, которые несколько лет назад мне задал тот молодой иеромонах, но что они также подталкивают меня действовать. Англиканство стало для меня хорошим опытом, и я не сожалению об этом этапе жизни. У меня появилось много друзей, я много узнал о служении. Англиканским священником я прослужил 15 лет.

Тогда для меня пришло время довести начатое до конца. Пришла пора вернуться домой. Я начал диалог с викариатством РПЦЗ, управляющим приходами западного обряда. После многих молитв и размышлений почувствовал, что Бог вел меня именно сюда. Мне было известно, что нескольких священнослужителей тревожили те же мысли, что и меня, поэтому я поделился с ними своими намерениями, они заинтересовались. Затем мы подали заявления в соответствующее викариатство РПЦЗ, их принял и благословил митрополит Иларион, потом были определены даты нашего принятия в православие и рукоположения в священники.

После многих молитв и размышлений почувствовал, что Бог вел меня именно сюда

Мы направили в Коллегию епископов Англиканской церкви письмо, в котором уведомили о нашем намерении перейти в православие. Вот отрывок из этого письма:

«Мы благодарны вам за предоставленные возможности. Переходя в православие, мы не стремимся отречься от нашей англиканской традиции, но на самом деле желаем обрести ее во всей полноте. Исторически древняя церковь в Англии была православной. Современное видение Святой католической церкви (англиканского обряда) как чего-то среднего между католицизмом и протестантизмом – это не историческая традиция, которую мы желаем сохранить. Кризис идентичности и раскалывание Продолжающей церкви не прекратились по сей день. Слава Богу, нам более не придется определять, кто мы, тем, кем мы не являемся.

Мы верим, что Продолжающая церковь [1] поистине была шлюпкой спасения для верующих. По нашему мнению, она исполняла свою цель и шла по своему пути. Настоящий вопрос состоит в том, продолжать ли ей намеченный путь и/или каким он должен быть? С появлением Пастырского положения [2], Личного ординариата [3], а также западного обряда в православии нам стало очевидно, что более нет необходимости оставаться в шлюпке, если есть возможность добраться домой, до большого корабля. Мы непоколебимо верим, что этот большой корабль – Православная Церковь, ковчег спасения.

Продолжающие англикане, англо-католики, как бы мы себя ни определяли, – мы верим, что исторически это всего лишь оттенки западного православия. У нас есть возможность исповедовать свою веру, придерживаться нашей литургической традиции вместе с 300 млн православных по всему миру. Триста миллионов против трехсот человек. У нас есть возможность быть членами Церкви, которая по сей день воспитывает святых. Мы также верим, что Христу угодно, когда верующие в Него стремятся к единству. Полагаем, что у нас нет оснований не искать духовного и органического единства с Древней Церковью».

У нас есть возможность быть членами Церкви, которая по сей день воспитывает святых

Ответы, которые мы получили от двух англиканских епископов, еще больше убедили нас в том, что выбранный нами путь самый правильный для нашей души и спасения. Мы с нетерпением и восторгом ожидали наступления того дня, когда наконец достигнем заветной цели – Святой Православной Церкви.

Одно из величайших Божиих благословений в моей жизни – тот мой друг, благодаря которому началось это мое путешествие, закончившееся рукоположением. Епископ Фома (Джозеф) выкроил время в своем чрезвычайно загруженном расписании, чтобы присутствовать на моей хиротонии, для меня это стало одним из величайших подарков. Пишу свою историю, смотрю на часы и понимаю, что пора заканчивать, уже поздно, а завтра – ланч с епископом Фомой, он приехал во Флориду, чтобы навестить семью. Я благодарен ему за дружбу и ту поддержку, что он оказывал мне на пути к православию.

Милостью Божией, сейчас я православный священник. Я дома, у меня была возможность поделиться личным опытом с другими людьми и привести их с собой. Сейчас я могу точно ответить на те вопросы, что мне много лет назад задали в простом православном монастыре. Никакими словами не передать, насколько восхитительным было мое путешествие и какое удовлетворение оно мне подарило. Единственное, о чем сожалению, – пытаюсь понять, почему так долго ждал. Может быть, чтобы вместе со мной в православие обратились еще несколько священников? Только Бог знает. Подозреваю, мне следует отыскать того иеромонаха и сообщить ему о своем переходе.

4.jpg

Если вы читаете эту статью и размышляете о православии, я бы попросил вас ответить на те вопросы, что когда-то задали мне. Будьте честны. Возвращайтесь домой.


[1] Продолжающие церкви (Continuing churches) – общее название ряда независимых западных христианских деноминаций, принадлежащих к англиканской традиции. Относимые к этому движению деноминации, как правило, считают, что традиционные формы англиканской веры и богослужения были пересмотрены или отвергнуты в некоторых церквах англиканского сообщества в последние десятилетия. Поэтому они заявляют, что «продолжают» или сохраняют англиканскую линию апостольской преемственности, а также историческую англиканскую веру и практику.

[2] Пастырское положение (Pastoral Provision) представляет собой набор практик и норм, согласно которым епископы уполномочены оказывать духовную помощь католикам, происходящим из англиканской традиции, путем создания для них приходов и рукоположения из них священников.

[3] Личный ординариат (Personal Ordinariate) – каноническая структура в Католической церкви, созданная для того, чтобы дать возможность англиканам присоединиться к Католической церкви, сохранив при этом элементы своего литургического и духовного наследия.

Перевела с английского Мария Степанова
Сайт Journey to Orthodoxy

Протоиерей Марк Роу 30 октября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить