Иконография икон «Тайная Вечеря» и «Причащение апостолов»

1 (1).jpg
«Тайная вечеря». 1405 г.
Троицкий собор
Свято-Троицкой Сергиевой лавры

О смысле Тайной Вечери рассуждали многие богословы – это Вечеря Господня для самих учеников, в особом месте, горнице Сионской, и в то же время – Божественное промышление обо всей Церкви через установление таинства Евхаристии. Несмотря на значение этого события, композиция икон «Тайная Вечеря» проста: ее никогда не насыщали излишним символизмом сверх того, что на Вечери установлено таинство Причащения. В праздничном ряду иконостаса Троице-Сергиевой лавры образ «Тайной Вечери», изготовленный артелью преподобного Андрея Рублева, представляет Христа, сидящего за столом слева. Несмотря на то, что стол овальной формы, есть впечатление, что Иисус Христос сидит во главе его: Он протягивает руку к ученикам, и за счет этого жеста создается впечатление кругового движения – апостолы поворачиваются, жестикулируют, откликаются на Его прощальную беседу.

В композиции «Тайной Вечери» посреди апостолов – Иисус Христос в хитоне, красный цвет которого символизирует Христову Жертву. Спаситель и Его ученики праздновали ветхозаветную пасху, в жертву приносился агнец без всякой скверны и отметин, что стало символом, являющим совершенство Богочеловека. Христос приносит в Жертву Самого Себя, и поэтому на иконах иногда агнец изображается в Чаше. В росписях римских катакомб сохранились изображения с этим сюжетом, датирующиеся II–IV веками. На русских иконах на столе, где произошла Вечеря, можно увидеть треугольные кусочки хлеба, напоминающие частицы, лежащие на дискосе во время совершения Литургии. На поздних иконах композиция нередко строится вокруг Спасителя, восседающего в середине стола и Чаши перед Ним. Например, на мозаике в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Христос указует на Чашу рукой: ее вертикаль, напоминающая свечу, привлекает внимание. Перед столом иногда стоят длинные светильники, как на иконе «Успение Богоматери»: свечи – с одной стороны обстановочная деталь горницы, с другой стороны – указание на богослужение.

2 (1).jpg
«Тайная вечеря». Исаакиевский собор Санкт-Петербурга

Сюжет «Причащение апостолов», известный с VI столетия, также связан с событием Тайной Вечери. В нем показано жертвенное служение Иисуса Христа. Эта композиция состоит из двух частей: «Преподание хлеба» и «Преподание вина», иногда разделяемых на две отдельные иконы. В руках Христа и на престоле – евхаристические сосуды, и здесь Ему сослужат Небесные Силы – ангелы одеты в диаконские одежды. Древнее мозаичное изображение XII века находится в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве: фигуры ангелов расположены возле престола, а Христос изображен дважды – преподающим ученикам Свое Тело (под видом хлеба) и Свою Кровь (под видом вина). Число учеников Иисусовых то же, что и в сюжете «Тайная Вечеря» – их 12. Однако в композиции «Причащение апостолов» изображается апостол Павел, чем отмечается вневременный характер события, ведь святого Павла не было в горнице в тот момент, когда Христос «вечерял» в ней со Своими учениками. Смысл сюжета «Причащение апостолов» в том, что Тайная Вечеря перестала быть уделом горницы и сподобилась быть достоянием всего человечества. Апостолы подходят к Спасителю, Который стоит возле престола, находящегося теперь в каждом храме.

Смысл сюжета «Причащение апостолов» в том, что Тайная Вечеря перестала быть уделом горницы и сподобилась быть достоянием всего человечества

Место изображения обоих иконографических тем: и «Тайной Вечери», и «Причащения апостолов» – над царскими вратами, на так называемой сени, или на самих вратах над изображением четырех евангелистов. Кроме того, сюжет «Тайной Вечери» помещается иногда в алтарной конхе (полукруглой части) апсиды, а «Причащение апостолов» – на алтарной стене прямо за престолом.

Сюжет «Тайной Вечери» может входить также в состав Страстного цикла, будь то в церковных росписях или на алтарной преграде. В храме Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенской обители над царскими вратами – изображение композиции «Причащение апостолов» в двух отдельных медальонах. Этот же сюжет нередко встречается в циклах миниатюр рукописных Евангелий.

3.jpg
«Причащение апостолов». Храм Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Характерно включение темы «Тайной Вечери» в структуру настенных росписей: сохранились многочисленные изображения начала XX века в соборных и небольших храмах, особенность которых – большой размер и живописная рама, выделяющие тему как значительную и самостоятельную. Так, в росписи собора Рождества Богородицы г. Солигалич Христос показан в середине стола с большим хлебом в руках.

Несмотря на устойчивую традицию отображения сюжета «Причащение апостолов» и его размещения в храме, встречаются его усложненные варианты. В храме святителя Игнатия (Брянчанинова) и Собора Оптинских старцев в г. Ржев в середине между причащающимися апостолами изображен огненный серафим.

Другой иконографический и смысловой аспект показан на полукруглой иконе «Евхаристия», изготовленной художественными мастерскими Свято-Тихоновского университета для праздничного ряда иконостаса храма благоверного князя Александра Невского в г. Зеленоград: Спаситель представлен в архиерейских одеждах, не причащающим, а благословляющим апостолов; апостолы стоят по обе стороны от Него, при этом евхаристические сосуды находятся на престоле в центре композиции.

В Троицком соборе г. Щелково Московской области в трех приделах храма представлено соответственно три варианта этого сюжета: «Тайная Вечеря», «Причащение апостолов» и «Евхаристия».

Тайна Вечери Господней состоит в том, что Христос показал ученикам пример той любви, о которой говорил: «…кто положит душу свою…» (см.: Ин. 15: 13). Перед Вечерей Учитель умыл ноги Своим ученикам, и это полное любви действие Спасителя также нашло место в иконографии. В развернутом праздничном ряду иконостаса изображается композиция «Омовение ног», и иногда она размещается как раз над «Тайной Вечерей».

Русские художники, проходившие свое становление в Императорской Академии художеств, неоднократно выбирали именно этот сюжет, позволявший показать и движение, и чувства персонажей: любовь, удивление и даже замешательство. В русской живописи в композиции «Тайная Вечеря» есть постоянное указание на эту часть прощальной встречи: перед столом, за которым вечеряет Христос с учениками, стоит кувшин с водой и красиво развернутая ткань рядом. Еще раньше эта сцена появляется в картинах европейских художников и служит декорацией первого плана, привлекая внимание к сцене.

4.jpg
Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»

И иконописцы, и живописцы уделяли особое внимание изображению отдельных апостолов: Иоанну Богослову, Петру и Иуде. Петр вопрошает Иоанна про слова Спасителя о предателе: «Ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13: 18). Голова Иоанна покоилась на груди Спасителя, когда он спросил: «Кто есть предаяй Тя?» (Ин. 21: 20). Христос отвечает: «Омочивый со Мною в солило руку, той Мя предаст» (Мф. 26: 23). Иуда тянет руку к «солилу», чаше с соленой водой.

На известной иконе из Кирилло-Белозерского монастыря XV века, хранящейся в Государственном Русском музее, противопоставлены фигуры апостолов Иоанна Богослова и Иуды: один возлежит на груди Спасителя, а другой жадно тянется к чаше, привстав с сиденья. Встречается и другое противопоставление – на внешней стороне стола показаны два апостола: один из них смотрит на Христа, другой отвращается (Иуда). Фигура Иуды неустойчива – скоро он встанет и уйдет с тем, чтобы совершить предательство. Богословы и современные проповедники говорят о том, чего недоставало Иуде: позже он раскаялся и плакал, и даже делом принес покаяние, вернув сребреники, но он не пытался вернуться ко Христу. В Евангелии трижды говорится о «внешней тьме» – это образ места или, лучше сказать, состояния без Бога: на работе художника Семена Живаго Иуда накидывает на себя плащ таким образом, что его лицо оказывается в темноте.

5, превью.jpg
С. Живаго.«Тайная вечеря». 1845–1846 гг. Государственная Третьяковская галерея

На иконе «Тайная Вечеря» апостолы вместе со Христом располагаются за столом. Для ранневизантийской эпохи было характерно изображать апостолов вокруг Учителя, возлежащими и опирающимися на край D-образного стола. В храме Тихвинской иконы Божией Матери на Гражданке в Санкт-Петербурге передан промежуточный вариант: апостолы, которые ближе к переднему краю изображения, – возлежат, а прочие восседают по правую и левую руку от Христа Спасителя. Для средневековых и поздних произведений, в том числе икон, характерна прямоугольная форма стола, такая, какая представлена на полотне художника Леонардо да Винчи. Современной мастерской Перовых изготовлена икона из фарфора для храма Успения в г. Цхинвал в Южной Осетии: сам образ над сенью прямоугольный, и, видимо, материал продиктовал выбор и простой формы для стола – это вытянутая доска с закруглениями по бокам.

Трапеза Господня стала прообразом таинства Евхаристии

Трапеза Господня стала прообразом таинства Евхаристии. Западноевропейские художники подчас усложняли композицию «Тайной Вечери» второстепенными деталями, но и они сосредотачивались на важнейшем. Фронтальная сторона стола, который порой имеет вид мраморного, покрыта завесой, представленной реалистично и наглядно: в Византии иногда было принято украшать престол с внешней стороны тканью, различными покровами. На полотне Эль Греко «Тайная Вечеря» серебряные сосуды, написанные единообразно, не отвлекают от происходящего. Европейские художники, которые были мастера натуры, писали сюжет без натуралистичности в изображении снеди, пользуясь иной раз интересной находкой: они показывали столовые приборы, нарисованные графически, как бы в негативе. Мы видим многообразие и красоту предметов, при этом понимая, что не это главное в произведении, потому что существует и единое на потребу – то, ради чего собрал Христос учеников.

Жанна Курбатова 16 апреля 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить