Иконография Праздника Воздвижения Креста Господня

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение и Воскресение Христовы, – Святой Крест, предназначенный для казни Спасителя, был утерян. Кем и когда был скрыт Крест Христов после Распятия, неизвестно. В начале IV века, согласно сообщениям церковных историков, равноапостольная царица Елена по просьбе царственного сына Константина Великого отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Иисуса Христа. Святой Крест, как знамение победы во время войны Константина с Максенцием, царица Елена обрела не без трудностей, и это стало значительной темой Церковного Предания. 

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Изображения этого события известны с IX века. Об обретении Креста Господня до нас дошло два разных предания, связанных с эпохой царицы Елены. Согласно одной версии, которая приведена у церковных историков V века: Сократа, Созомена и других, – Крест Христов находился под языческим святилищем Афродиты. Для того чтобы убедиться, какой из крестов и есть истинный, иерусалимский предстоятель Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольному человеку. Когда тот исцелился и все с радостью убедились в том, что эта святыня – Древо Креста Господня, – Крест был воздвигнут Макарием для всеобщего обозрения. 

Епископ Макарий чаще всего и изображается на иконах Воздвижения Креста. Он стоит в центре, на полукруглом амвоне, с поднятым над головой Крестом, держа его за рукоять или за боковые перекладины, а дьяконы поддерживают его под руки. Порой крест показан совсем небольшим, и тогда жесты клириков выглядят символически. В ранний период основой иконописных композиций являлось изображение самого церковного чина воздвижения Креста, который происходил в соборе Святой Софии в Константинополе. В эту раннюю эпоху в церковных росписях и в миниатюрах, как предполагают, изображался святитель Иоанн Златоуст, совершающий богослужение праздника Воздвижения Господня: он возносит Крест перед многочисленным народом. Его изображение связано с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции. Иногда на иконах изображается и иной епископ, над его главой надписание – Сильвестр. Это тот Папа, от руки которого в Риме Константин принял Крещение. На позднейших иконах два первосвятителя – Макарий и Сильвестр – изображены по двум сторонам от Креста. 

Согласно второй версии предания, святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев: один престарелый еврей по имени Иуда против воли указал место Голгофы, на котором стоял храм Венеры. После чуда, которое сотворил истинный Крест, Иуда уверовал и крестился с именем Кириак. Уже к середине IV столетия, по свидетельству святителя Кирилла Иерусалимского, частицы истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В одной из обителей Московской епархии, Давидовой пустыни, хранится Гвоздь от Креста Господня. В XVI веке, одновременно с тем, как «Слово об обретении Пречестного Креста» было включено митрополитом Московским Макарием в Четьи-Минеи, появляются на иконах сцены, связанные с обретением Креста. Царица стоит у пещеры в сопровождении свиты; Иуда, будущий епископ Иерусалимский Кириак, раскапывает кресты; клирики держат три вынутых из земли креста. Эти изображения и в станковой живописи, и на шитых иконах помещаются, как правило, в нижнем регистре образа. 

После чуда, которое сотворил истинный Крест, Иуда уверовал и крестился с именем Кириак

В иконах особый акцент делается на изображении царя и царицы, стоящих по сторонам от Патриарха с молитвенно воздетыми руками. Этот исторический вариант иконографии развился под влиянием парных изображений святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века и получивших широкое распространение в росписях. В XVII столетии такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, стала популярна в русском искусстве. На иконах могли помещаться русские князья Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита и другие. Их изображения дополнены фигурами бояр в богатых кафтанах и шубах. 

2.jpg

Образы Воздвижения нечасто встречаются в произведениях церковного декоративного искусства, ведь каждый напрестольный, наперсный или нательный крест показывал ту самую иерусалимскую Святыню. Среди всего собрания ранних памятников мелкой пластики одного из крупнейших музеев страны – Московского Кремля – не находится изображения Воздвижения на металлических крестах. Зато на таких реликвиях есть изображения Константина и Елены, указывающих на всемирную Святыню – Крест Господень. Таков крест-энколпион в ковчеге, созданный в мастерских Кремля с отливки Киевского креста XI века. С одной стороны Креста изображено Распятие с предстоящими по обычаю Богородицей и Иоанном Богословом. А на другой стороне в центре изображен святитель Николай, а по сторонам от него – святые Константин и Елена, причем Царица держит крест.

В русских иконах XV–XVI веков образ Воздвижения получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого или пятиглавого храма. Нередко воспроизводится архитектура храма Святой Софии Константинопольской с характерным куполом. А рядом с ним изображается знаменитая колонна Юстиниана, разрушенная в 1515 году, со всадником, императором Юстинианом, на ее вершине. Русским иконописцам не всегда был известен архитектурный образец этой колонны, и они воспроизводили ее без статуи императора.

На поздних иконах конца XIX – начала XX веков надписания имен нередко не приводятся. Возможно, иконописцы не имели точного знания о том, какие святители изображаются. По аналогии не подписывалось имя и над главой царицы Елены. При этом композиция образа всегда ясна и без подписей над фигурами святых: перед нами икона Воздвижения Креста, Который обрела Елена и Который был воздвигнут епископом Иерусалима для всеобщего поклонения. Причем поздние иконы часто имели сокращенный иконографический извод, на котором рядом с Крестом изображались епископ, царица Елена и пара клириков. А внизу – пара преклоненных людей, причем иногда поклонялся Кресту и сам император Константин. И даже такой краткий извод был торжественным и ясным.


Жанна Курбатова 26 сентября 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить