Храм Троицы Живоначальной в Серебряниках, что у Яузского моста

Старые Серебряники на правом берегу реки Яузы – место в Москве особенное. Здесь еще сохранился дух и колорит ушедших в историю времен, которые могут исчезнуть в равнодушии нынешних и будущих лет. Но неизменно одно: в веках останется главная святыня – храм Троицы Живоначальной в Серебряниках.

1 - 2023-06-05T003501.227.jpg

Серебряная слобода

У каждой московской слободы есть своя уникальная история. Серебряники – не исключение. В Серебряной слободе, у подножия Гостевой горы, на берегу Яузы, жили уважаемые государевы люди – те, кто чеканил монеты и занимался изготовлением утвари для храмов и царского двора. Сегодня об этом напоминает Серебряническая набережная и узкий Серебрянический переулок, который сохраняет свое плавное течение с XV века, повторяя очертания горы и устья реки.

В Москве первые монеты появились в 1381 году. Чеканили их на специальных предприятиях – Монетных или Денежных дворах, а также в мастерских удельных князей. Очевидно, первый Монетный двор возник в период правления великого князя Дмитрия Донского – в 1362–1389 годах. В разное время и при меняющихся правителях существовали Старый Московский денежный двор на Варварке, Новый Московский Английский денежный двор, Дворцовый монетный двор, Красный монетный двор (Китайгородский), Кадашевский монетный двор (Адмиралтейский, Хамовный), Набережный монетный двор в Кремле (Медный), Набережный Серебряный монетный двор, Новый монетный двор в Москве на Красной площади, Плащильная мельница в Москве, Варварский монетный двор.

Серебряный монетный двор на Яузе был основан в 1701 году и чеканил из серебра проволочные копейки без обозначения места выпуска, имевшие каплеобразную форму и неровный край. Проработал он до 1718 года, так как считался временным и заменял Набережный двор после его закрытия. Хотя встречается и другая информация: Серебряный двор возник в 1727 году как отделение Нового Кадашевского двора, основанного в 1701 году.

Как бы то ни было, еще в XVII веке мастера серебряных дел, набиравшиеся в разных городах на вечную службу, относились к золотому и серебряному приказу и занимались изготовлением утвари для церквей и царского двора. Драгоценные металлы поступали к ним из приказа Большой казны. В начале XVIII века приказ золотого и серебряного дела вошел в состав Оружейной палаты.

Работники Серебряного монетного двора (серебряники) были вольнонаемными или на государевом жалованье, имели в государстве большую известность. Жили они в Серебряной слободе, появившейся в XV веке и существовавшей еще и в XVIII столетии до слияния ее с Москвой. По традиции в каждой слободе стоял храм. Отстроили его и здесь. Это была Троицкая церковь, прихожанами которой стали, прежде всего, чеканщики монет, златокузнецы, ювелиры, филигранщики. После того как слобода стала частью города, церковь упоминалась как та, что в «Старых Серебряниках» и «что в денежных мастерах».

Первыми прихожанами храма стали чеканщики монет, златокузнецы, ювелиры, филигранщики

Но жизнь менялась, и менялись обитатели этих мест. В XVI–XVII веках и первой половине XVIII столетия здесь, в частности на Яузской улице, между Серебряническим переулком и бульваром, уже селилась знать. Фамилии домовладельцев вошли в историю. Одни из них громкие: Потемкин-Таврический, Волконский, Мещерский, Безбородько. Другие – менее известные: купцов-промышленников, ставших дворянами. В начале XIX века они начали обживать другие районы Москвы, но и сейчас о Гончаровых, Суровщиковых, Филипповых напоминает нам Троицкий храм.

Церковь Живоначальной Троицы

Первое упоминание о храме, выстроенном из дерева, относится к 1620 году. Через 37 лет Троицкая церковь уже стала каменной. И это все, что известно о ней из тех далеких времен. Имя архитектора так и остается неизвестным.

В 1764–1768 годах рядом с Троицкой церковью выросла стройная колокольня, которая стояла ближе к Яузской улице. Автором проекта считается московский архитектор и инженер-строитель Карл Иванович Бланк. Этого замечательного архитектора называют одним из последних мастеров барокко и одним из первых в период раннего русского классицизма. Любопытно, что в это время Карл Иванович работал над своим самым большим проектом – Московским воспитательным домом, западный и центральный корпуса которого были построены в 1764–1781 годах.

2 (46).jpg
Церковь Живоначальной Троицы в 1882 г.

Считается, что колокольня московского Троицкого храма напоминает колокольню Санкт-Петербургского Николо-Богоявленского морского собора, которую возвели в 1756–1758 годах по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии Саввы Ивановича Чевакинского. Он был представителем елизаветинского барокко и с наступлением эпохи классицизма в 1767 году ушел в отставку и поселился в своем имении в Тверской губернии.

Интересен и вопрос о том, кто же пожертвовал средства на строительство колокольни. Рядом с Троицкой церковью располагалась усадьба Афанасия Абрамовича Гончарова, бывшего калужского купца, которому в 1742 году за строительство парусных и полотняных фабрик был пожалован чин коллежского асессора, что давало право на потомственное дворянство. Заметим, что полотняное производство он начал осваивать в 1718 году по указу Петра I. В середине XVIII века почетный калужский дворянин А. А. Гончаров – один из богатейших людей России, он вошел в историю Отечества и как прапрадед Натальи Николаевны Гончаровой, жены русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В начале XVIII столетия он приобрел усадьбу в Москве, рядом с Троицким храмом. Барский дом строился тремя поколениями этой семьи и сохранился до наших дней (ул. Яузская, д. 1/15). Сегодня он отреставрирован и предстает в том виде, в каком был до пожара 1812 года. Сохранилась и часть полотняной фабрики, почти примыкающей к зданию храма. Именно Афанасий Абрамович Гончаров выделил средства на возведение колокольни и приблизил ее расположение к своей усадьбе, которая с севера граничила с церковной землей. В первом ярусе колокольни он обустроил свою домовую церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи для «всегдашнего поминовения родителей».

В XVIII веке храм несколько раз расширялся. Так, в 1722 году у него уже существовал придел во имя Казанской иконы Божией Матери.

3 (56).jpg
Колокольня при церкви Живоначальной Троицы, 1882 г.

Какова была причина полной перестройки церкви, не совсем ясно. Возможно, старое здание сильно обветшало. Но в 1781 году новый храм строился на подклете старого, частично сохранились и стены. Деньги на такое возобновление дает «из дворян купчиха» Татьяна Ильинична Суровщикова, урожденная Соколовская. Татьяна Ильинична являлась женой «именитого гражданина», московского купца 1-й гильдии, владельца главной Московской суконной фабрики, поставщика сукна в казну Василия Васильевича Суровщикова. Он не только был очень богат, но и считался «именитым гражданином» Москвы, каких в то время насчитывалось всего 11 человек. Василий Васильевич имел торг в Сурожском ряду, стал первым в торговых вопросах с заграницей и был приписан к Кошельной слободе. Семья жила недалеко от Серебряникова переулка – на Швивой горке, юго-западном склоне Таганского холма, что поднимался от Яузы к Таганской площади. Очевидно, что Суровщиковы были прихожанами Троицкого храма и жертвовали на его нужды большие деньги.

Так после перестройки в церкви вновь появились приделы со старыми посвящениями: во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Василия Великого. Придел в честь Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, церковного писателя и богослова, создан на средства Василия Васильевича Суровщикова, как его небесного покровителя.

После перестройки Троицкая церковь предстала трехпрестольной и сегодня является образцом барочной архитектуры, который в период ее перестройки уже выходил из моды. Восьмерик в основании, один купол, при этом в виде куба с усеченными углами, с маленькой главкой на граненой трибуне, портик с колоннами. Храм гармонично сочетается с величественной трехъярусной колокольней, колоннами, прекрасными арочными проемами, острыми карнизами. Церковь и колокольня не соединяются, но вместе со скромной трапезной образуют ансамбль, выразительность которого трогает душу.

Лазоревый цвет

В какие бы тона ни был окрашен город, и в солнечную погоду, и в хмурую храм Троицы Живоначальной в Серебряниках сияет своим чистым лазоревым цветом. Этот удивительный по своей красоте цвет символизирует святость, набожность и верность. В XIX столетии у Троицкого храма сначала появилось крыльцо, потом ограда, выполненная в русском стиле, с киотом для иконы. Церковь подновлялась в 1830-х, в 1890–1894 годах, когда по проекту архитектора В. Ф. Жигардловича расширили трапезную. Последнее обновление произошло в 1910 году.

До Октябрьского переворота оставалось еще семь лет. В это время купец Иван Николаевич Филиппов, торговец «колониальным товаром»: чаем, сахаром, кофе, какао, гвоздикой и другими редкостями – выделил средства на создание росписей внутри храма и облицовку стен мрамором, приобретение новой утвари.

4 (29).jpg
Церковь Живоначальной Троицы в 1925 г.

Дело в том, что Иван Николаевич стал новым хозяином усадьбы, некогда принадлежавшей Гончаровым и проданной ими примерно в 1801–1803 годах. Она отошла сначала графу И. В. Гудовичу, затем купцу А. Смирному и, наконец, вологодскому купцу Филиппову (Яузская улица, 1/15). До 1917 года Филипповы владели уже кварталом вдоль Яузской улицы. В 1900 году Иван Николаевич отстроил на Яузском бульваре роскошный дом и открыл в нем магазин, а потом и Торговый дом.

После революции Троицкий храм закрыли. Церковные здания приспособили под жилье, потом – конторы и, наконец, отдали под производственные цеха и склад студии «Диафильм». Сама студия размещалась в лютеранской церкви Петра и Павла.

После революции храм отдали под производственные цеха и склад студии «Диафильм»

Четвертое десятилетие ХХ века внесло свои изменения в жизнь Серебряников. Это было связано с реализацией Генерального плана реконструкции Москвы, принятого в 1935 году. Полному его воплощению помешала Великая Отечественная война.

В 1930-х – начале 1940-х была проведена реконструкция Большого Устьинского моста, ставшего широким, и был построен Астаховский мост. Яузскую улицу, что когда-то отделяла Серебряники от Кошельной слободы и как продолжение Солянки связывала Кремль с Заяузьем, расширили и искусственно подняли перед Астаховским мостом. Дома оказались словно утопленными. Стала ниже и колокольня Троицкой церкви. Именно в эти годы с храма сняли кресты и купола. К Серебряническому переулку, который словно сжался, теперь ведет лестница, по которой надо спускаться. Исторический вид улицы и храма, сохраняемый в веках, стал иным.

Новое время

В 1993 году церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках вернули верующим. Однако службы совершались в колокольне до 2001 года. И уже тогда, после реставрационных работ, была отслужена первая литургия в храме. Это любимый храм многих москвичей, место историческое, истинно московское. В церкви хранятся особо почитаемые святыни: икона святителя Иоанна Сан-Францисского с его мощами и икона мученицы Людмилы с ее мощами.

В 2019 году в Серебряническом переулке начали появляться современные строения, как всегда зачеркивающие целые страницы нашей исторической памяти и отвергающие любовь к прекрасному городу, духовные и архитектурные ценности которого так не хочется терять. Этот переулок запечатлен художниками на множестве полотен. И не потому, что здесь еще сохраняются их мастерские. А потому, что плывет над Яузой звон колоколов Троицкой церкви. И от солнечных лучей, играющих на куполах и крестах, золотится небо, воздух, речная вода…

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить