«Любовь творит чудеса». Монастырь на поле русской славы

7–8 сентября Россия вспоминает одно из самых знаменательных событий своего прошлого – Бородинскую битву. Для Спасо-Бородинского монастыря эти даты особые. Как и в нашей обители, здесь отмечается престольный праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери. К тому же в 2022 году Спасо-Бородинский монастырь празднует сразу три юбилея: 210-ю годовщину Бородинского сражения, 170-ю годовщину со дня блаженной кончины основательницы и первоначальницы обители игумении Марии (Тучковой) и 30-ю годовщину со дня возрождения обители.
Об истории и сегодняшней жизни обители, увековечившей память погибших воинов, рассказывает настоятельница Спасо-Бородинского женского монастыря игумения Серафима (Исаева).

1 (3).JPG
Матушка Серафима, монастырь на Бородинском поле очень известный, многие здесь бывали или хоть краем уха что-то о нем слышали...

Конечно, он известен, потому что Бородинское поле битвы в войне 1812 года было местом начала победы нашего русского воинства над Наполеоном. Здесь состоялось генеральное сражение, поэтому наше поле называется полем русской славы. В Великую Отечественную войну, в 1941 году, здесь тоже были решающие бои. Это историческое, мемориальное место.

Все монашествующие молятся за усопших и за живых. На таком святом месте молитва ощущается по-особому? 

Мы не рассуждаем о своей высокой миссии – молитве о воинах. Просто молимся о них, делаем свое дело, помня их подвиг. Основная особенность нашего монастыря – то, что монастырь стоит на историческом поле сражения. Как только появилась монашеская община во главе с будущей настоятельницей нашего монастыря игуменией Марией (Тучковой), святитель Филарет (Дроздов) – духовный отец Матушки и духовник нашей обители – написал правила жительства для монашествующих нашего монастыря. И одно из правил гласило, что сестры ежедневно должны поминать воинов, которые погибли на этом священном месте. Таким образом, со дня основания обители на Бородинском поле уже началась молитва за воинов в личных молитвах сестер и, самое главное, на Неусыпаемой Псалтири. Эта традиция, слава Богу, сохраняется и по сей день. Читается неусыпаемая Псалтирь, об упокоении поминаются игумения Мария с сестрами нашего монастыря, поименно, и часть воинов, убиенных во время Бородинского сражения. Помимо этого, у каждой сестры есть свои личные помянники, где записана еще часть имен. В нашем монастыре поименно поминается примерно пять тысяч воинов. 

Как же сохранились эти имена? Они вписаны в специальные книги?

– Изначально был список более чем из 300 имен погибших воинов Бородинского сражения. Потом список стали дополнять научные сотрудники Бородинского музея-заповедника, которые уже много лет занимаются этой архивной, исследовательской работой. Там не только имена и фамилии, рядом с некоторыми даже написано, как погиб воин, его воинский чин. Мы же молимся обо всех воинах, имена которых мы знаем. Это не только бородинские воины, но и солдаты Великой Отечественной войны. У нас есть списки, которые нам подали поисковые отряды и наши знакомые военные историки. Эти усопшие воины у нас находятся на личном поминовении, и пока мы живы, будем поминать их каждый раз на службе. У нас есть списки воинов из горячих точек: Афганистана, Чечни, Беслана, Сирии. Сейчас идет оформление в печатном виде имен погибших воинов, участвовавших в спецоперации на Украине. Мы молимся о тех, кто сейчас воюет, защищает Донбасс и Россию, молимся о раненых воинах, которые проходят лечение в госпитале. Это главная наша миссия. Когда вдова легендарного генерала Александра Тучкова Маргарита Михайловна в 1817 году узнала от генерала Коновницына место гибели своего мужа, то первым ее желанием было построить храм на этом месте. Маргарита Михайловна Тучкова написала письмо императору Александру II с просьбой о материальной поддержке в строительстве храма. Раскрывая свое сердечное горе перед императором, она писала в письме: «Я не имела утешения найти останки своего любимого мужа, но имела одну отраду – построить храм на том священном месте, где погиб супруг мой». Отныне главная задача нашего монастыря – молитвенное поминовение и увековечивание памяти героев войны силами сестер нашей обители. 

Главная задача нашего монастыря – молитвенное поминовение и увековечивание памяти героев войны
Я читала, что первые сестры так же, как первая игумения, потеряли близких и начали собираться для молитвы о них. На самом деле первые насельницы были родственницами погибших воинов? 

– Точных сведений об этом нет. Можно предполагать, что вместе с Маргаритой Михайловной Тучковой, которая обосновалась на Бородинском поле после потери своего мужа и смерти сына, здесь собирались женщины-вдовицы. Но, как мы знаем по архивным данным, в обители жили не только вдовы, но и особы дворянского происхождения, высших кругов общества, были и крестьянки. И девицы, и вдовицы. Матушка Мария принимала всех, кто желал посвятить свою жизнь служению на этом месте.

2 (2).JPG
Остались сведения о том, каким человеком была первая настоятельница?

– О ней известно многое. Маргарита Михайловна Тучкова была потомком двух древних русских аристократических родов: Волконских и Нарышкиных. Она владела несколькими европейскими языками, была хорошо образованна, прекрасно рисовала и играла на фортепьяно, была одарена замечательным голосом. Ее муж, генерал Александр Алексеевич Тучков, погиб на Бородинском поле. Двое суток она безуспешно искала его тело среди десятков тысяч павших солдат. Через пять лет Маргарита Михайловна получила письмо с описанием последних минут жизни своего супруга, а также карту, где было отмечено место его геройской гибели – Семеновский редут, эпицентр битвы. На этом месте Маргарита Михайловна решила построить храм. Она обратилась к императору Александру I; на реализацию этого патриотического замысла он пожаловал 10 тысяч рублей. 26 августа (по старому стилю) 1820 года произошло освящение храма-усыпальницы во имя Спаса Нерукотворного. Главной его святыней стала икона Спас Нерукотворный из походной церкви Ревельского пехотного полка. В 1826 году в возрасте 15 лет умер сын Тучковых Николай. Он был похоронен под сводами построенного храма, а Маргарита Михайловна поселилась поблизости, в «сторожке» на Бородинском поле. Так возник монастырь, строительницей и настоятельницей которого она стала, получив в монашестве имя Мария. Но самое главное в описании матушки – то, что это душа, которая была наполнена любовью. Сначала она любила мужа, которого потеряла. Она с большим трудом пережила это горе. Она любила своего единственного сына, которого тоже потеряла. Часто человек в такой ситуации не находит в жизни опоры. Но у нашей матушки, Маргариты Михайловны Тучковой, любовь к мужу и сыну, которая была в ее сердце, переросла в евангельскую любовь. Это не просто слова. Она действительно любила всех, с кем была знакома. Это и сестры, которые были под ее начальством, и любые мирские люди, которые приходили к ней за советом, за материальной и духовной помощью. Она всех держала в своем сердце. А если в сердце есть любовь, то она творит чудеса. Любовь и созидает, и прощает, и спасает. Поэтому самое главное, что она имела, – это любовь ко всем. 

Часто человек в тяжелой ситуации не находит в жизни опоры. Но у нашей матушки любовь к мужу и сыну переросла в евангельскую любовь
Сохранились ли в музее-заповеднике воспоминания о матушке Марии? 

– Да, есть сведения касательно того, как она начальствовала в нашей обители. О том, как она страдала за каждую душу, вверенную ей Богом. Если две сестры имели ссору между собой, она не могла успокоиться, пока не примирит этих сестер своей беседой, своим назиданием. Она очень любила молитву, всегда молилась, а в последние часы перед сном особо молилась о своем убиенном муже и о своем сыне. Мальчик умер в полночь, и она этот час всегда посвящала молитве о своих близких. Она была в полном смысле слова храмоздательницей: основала обитель и построила храм, занималась очень активно и обустройством хозяйственной жизни, и архитектурными проектами, и постройкой различных зданий – все было на ее хрупких плечах. При этом она очень любила музыку, у нее был прекрасный слух, она создала замечательный монашеский хор, который пел на богослужениях. К тому же не забывала и о духовном воспитании сестер. Часто собирала их в своей комнате для назидательной беседы, говорила им душеполезные слова или читала духовные книги, письма святителя Филарета (Дроздова), которого очень почитала. Благодаря ее душевным качествам в обители царила атмосфера любви, взаимопомощи и всепрощения. Здесь была полнота игуменского служения. Она сама шла к Богу и других вела к Нему. И при этом созидала монастырь как архитектурный ансамбль. 

3 (2).JPG
Это удивительно, ведь она не имела специальных навыков. Видимо, Господь давал на духовном уровне такие силы и талант, чтобы и с людьми уметь общаться, и организовывать строительство! 

– Это сложно, но игуменское служение – это явное Божие призвание. Не все могут нести такой крест. А самое интересное, что Маргарита Михайловна Тучкова, еще будучи мирянкой, не собиралась созидать здесь монастырь. У нее не было такого желания и мысли: она хотела построить на Бородинском поле богадельню для ветеранов сражений. Постройка монастыря на поле битвы – это было именно Божие благословение, Божий знак, который она почувствовала своим сердцем и на который отозвалась с полной готовностью на это Божие призвание, став основательницей, первоначальницей этой славной Бородинской обители. Здесь нельзя не сказать о том, что огромную помощь матушке в несении ее креста оказал митрополит Филарет (Дроздов). Матушка Мария до последних дней жизни вела с ним переписку. Ничто не совершалось в нашем монастыре без благословения и чуткого руководства святителя Филарета. Это очень известный пастырь Русской Православной Церкви, святой человек. Матушка Мария советовалась с ним по поводу всех вопросов жизни монастыря: и хозяйственных, и строительных, и духовных. 

Что касается архитектуры монастыря это ведь тоже был его выбор? 

– Да, архитектурный облик складывался под его руководством. Наша трехъярусная колокольня строилась при матушке Марии. Есть письма о том, как она обсуждает вопрос постройки звонницы со святителем Филаретом. Все совершалось с их обоюдного согласия и его благословения. Митрополит Филарет (Дроздов) в одном из писем говорил: «Берегите ваше здоровье для спасения души, беседуйте с родными и знаемыми, помогайте во имя Господа Иисуса Христа бедным, утешайтесь, утешая несчастных. Не грешно думать, что, может быть, Вы избраны орудием для утешения тысячи страждущих».

4.JPG
Монастырь после революции сохранился в том же виде? Он не перестраивался? 

– Все архитектурные особенности монастыря сохранились. Основные постройки XIX века сохранились до сих пор. В те времена, конечно, были и деревянные постройки: келья, игуменский дом для последующих игумений после матушки Марии. Но деревянные сооружения были сожжены во время Великой Отечественной войны. А все остальные здания архитектурного ансамбля монастыря сохранились до сегодняшнего дня.

Матушка Серафима, возрождение монастыря в конце прошлого века и в начале нынешнего связано уже с вами. Расскажите о своем монашеском пути.

– Я родилась в многодетной верующей семье. Закончила Всесоюзный заочный индустриальный техникум, более 10 лет проработала в организации Минтяжстрой СССР. В возрасте, когда другие девушки хотят выйти замуж, у меня никогда не было желания создавать семью. Все время было желание более тесного пути. Когда работала в светской организации, часто ездила в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, где любила молиться. Помню, когда видела идущих по Лавре монахов – восхищалась, что они живут в таком святом месте. Мне казалось, что обитель – это такое райское место и они самые счастливые люди на свете. Мне тоже хотелось быть причастной к этому святому месту. Потом я год работала при Преображенском храме города Москвы певчей, секретарем-машинисткой. Последним моим рабочим местом в миру перед уходом в монастырь был Даниловский монастырь, где я работала секретарем-машинисткой при наместнике этого монастыря архимандрите Евлогии (Смирнове). Позже он был митрополитом Владимирским и потом ушел на покой. Как только открылся первый женский монастырь в Московской епархии – Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, – мой духовник, ныне почивший старец Наум (Байбородин), духовник Троице-Сергиевой лавры, благословил меня на поступление в эту обитель. Через год я приняла монашеский постриг. Это просто удивительно! Меня постригал митрополит Ювеналий. Это был самый первый постриг в монастыре после его открытия... Иногда спрашивают, почему меня в монашестве нарекли в честь преподобного Серафима. Я уже спустя время после пострига узнала, что митрополит Ювеналий перед тем, как его совершить, спросил у игумении Ксении, какого святого почитает будущая монахиня. И матушка Ксения сказала, что мой самый любимый и почитаемый святой – преподобный Серафим Саровский. Вот митрополит и назвал меня в честь этого святого. Это был 1990 год. А уже через два года, в 1992 году, митрополит Ювеналий благословил открыть еще один монастырь в Московской епархии и назначил меня игуменией возрожденного Спасо-Бородинского монастыря.

Интересно, что, когда монастырь еще не был возрожден, здесь был Бородинский музей-заповедник со своими экспозициями, в день Бородинской битвы совершались торжества и игумения Ксения меня вместе с сестрами отправила на праздник из Ново-Голутвинского монастыря. Мы приехали на это историческое место. Сам монастырь стоял, но монашеской жизни еще не было. Помню, как мы ходили на могилку еще не прославленной в лике преподобных матушки Рахили Бородинской. Ее захоронили за оградой монастыря. Около деревьев было ограждение со старинным деревянным голубым крестом, которое свидетельствует о том, что там захоронена монахиня Рахиль. Можно так сказать, что матушка Рахиль призвала сюда меня на служение. При жизни эта удивительная святая говорила: «Никто не приходит сюда, пока я не позову». Так что вот, позвала... 

При жизни эта удивительная святая говорила: «Никто не приходит сюда, пока я не позову»

И еще один интересный эпизод. Мой духовный отец – старец отец Наум из Троице-Сергиевой лавры, – когда еще я была мирянкой, задолго до прихода в монастырь, благословил меня иконой Спаса Нерукотворного. Это была первая икона, которой он меня благословил. А ведь это главная икона нашего монастыря!

5.JPG
Расскажите, пожалуйста, про традиции праздников в вашей обители. Как проходят Бородинские торжества? 

– День Бородинской битвы совпадает с нашим престольным праздником. В этот день празднуется Владимирская икона Божией Матери. День Бородинской битвы и день Владимирской иконы Божией Матери – это совпадение не случайное. Несомненно, Божия Матерь помогала нашим воинам в день Бородинского сражения устоять в этой серьезной схватке. Конечно, наш самый первый и главный храм – это Спасский храм-усыпальница Тучковых. Другая храмовая постройка – величественный Владимирский собор – воздвигнута именно в честь Владимирского образа. В этот день у нас особое торжество. К нам сюда стекается духовенство Москвы и Московской области, все, кто почитает это торжество и хочет с нами его разделить. Это и монашествующие из других монастырей, паломники, прихожане. Каждый год в этот день все собираются на торжественное архиерейское богослужение. После литургии совершается традиционный крестный ход, который идет от монастыря по дороге к главному монументу бородинских воинов – он находится на батарее Раевского. Около двух с половиной километров шествие идет с молитвой к этому монументу. Там совершается благодарственный молебен за избавление России от нашествия Наполеона и заупокойная лития. Это очень торжественный крестный ход! Несколько лет назад благодетелями нам были пожертвованы колокола для передвижной звонницы, так что крестный ход совершается под звон колоколов! Иконы Владимирской Божией Матери и Спас Нерукотворный украшаются большими цветочными венками. Многие знают об этом ежегодном празднестве с крестным ходом и специально к нам приезжают на это торжество. 

В монастыре есть постоянные прихожане? Это в основном жители окрестных сел и деревень или есть приезжие из Москвы и других городов? 

– К нам приезжают отовсюду. Многие – из Москвы, Одинцово, Рузы. Есть и местные жители. В летний сезон здесь еще много жителей соседних дач. Есть постоянные прихожане, которые всегда участвуют в богослужениях и всегда готовы откликнуться, прийти на помощь монастырю. 

А трудники и трудницы?

– Мы не против, чтобы они к нам приезжали, но почему-то в такое известное место, как обитель русской славы, мало кто обращается. К тому же у нас, к сожалению, на данный момент проблема с приемом на ночлег. У нас нет жилищных условий для приема паломников. Большая часть зданий монастырского ансамбля сейчас находится в ведении Бородинского музея. У нас даже часть молодых сестер живет за оградой монастыря на подворье, там большой двухэтажный дом. Нет пока свободного здания, чтобы разместить всех сестер в ограде монастыря. Этот вопрос еще решается совместно с Бородинским музеем-заповедником. 

6.JPG
У монастыря конфликт с музеем по этому поводу? 

– Нет, у нас с Бородинским музеем хорошие отношения. Директор музея – прекрасный, отзывчивый человек, мы хорошо его знаем. Но то, что монастырь был закрыт более 70 лет, наложило свой отпечаток. За это время здесь расположился Бородинский музей с экспозициями, со зданием администрации, с подсобными помещениями. Но уже имеется обоюдное решение Бородинского музея и Министерства культуры, согласованы этапы передачи зданий монастыря от музея к Церкви. Юридически вопрос решен, сейчас идет первый этап передачи. Нужно набраться терпения, чтобы этот процесс завершить. С Божией помощью, я думаю, скоро у нас появятся келейные корпуса, которые после ремонта можно будет приготовить для жительства сестер и приема паломников. 

То есть монастырь еще в процессе возрождения? 

– Если сравнивать то, как сестры начинали жить здесь в 1992 году, с тем, что есть сейчас, – это небо и земля. Тогда новоприбывшим сестрам была выделена всего одна комната, не было совершенно никаких условий, только свет. Не было ни отопления, ни газа, ни воды. Сейчас, конечно, очень многое сделано благодаря тому, что Бородинский музей не мешает нам возрождать монастырь с Божией помощью. Заканчивается реконструкция всех дорог на территории монастыря, которые находились в аварийном состоянии. Мы реставрируем храм, у нас хорошие жилищные условия для сестер. Монастырь живет и, слава Богу, нам не на что жаловаться. 

Мы нуждаемся не только в приеме паломников и трудников, но и в приходе кандидаток в монастырь, молодых сестер. Основной возраст наших сестер уже преклонный. Молодых сестер не очень много, и на них ложится основная нагрузка в монастыре. Поэтому мы нуждаемся в молодых сестрах, которые бы имели желание не только молиться, но и трудиться, имели рвение ко спасению своей души. 

А сколько сейчас всего сестер в монастыре? Когда-то летопись фиксировала 200 монахинь.

– Сейчас у нас двадцать сестер.

В обители есть какие-то особые послушания? Например, золотошвейная мастерская?

– Есть и золотошвейная мастерская. Есть несколько сестер, обученных вышиванию икон, салфеток, пасхальных яиц. У нас есть монастырская пасека, просфорня, пекарня. Особенность нашей обители – это выпечка бородинского хлеба. Однако не хочется на этом заострять внимание: люди обращаются к нам, чтобы его приобрести, но мы его не продаем. У нас пока нет технической базы, чтобы выпекать его в больших количествах. Но мы действительно печем бородинский хлеб по уникальной рецептуре нашего монастыря. У нас нет четких сведений, когда этот хлеб появился. Само название говорит о том, что он отсюда происходил и здесь пекся, но архивно это не подтверждено. Думаю, что это связано с нашей историей. Даже уже, в принципе, не важно, кто его придумал. Пекли его и раньше, но рецептура этого бородинского хлеба не сохранилась. Сегодняшний хлеб бездрожжевой, на натуральной закваске, уникальный по вкусу, но разработан уже в наше время сестрами нашего монастыря. Такого вкусного бородинского хлеба вы больше нигде не попробуете, в магазине продается совсем другой бородинский хлеб! У нас есть архивные сведения о том, что еще при матушке Марии выпекался белый хлеб и большие буханки бесплатно раздавались жителям соседних деревень как помощь и благословение. 

7.JPG
Каковы особенности распорядка жизни по сравнению с другими монастырями? Кроме молитвы за воинов есть еще какие-то традиции?

Как и везде, каждое утро совершается монастырская полунощница. Особенность в том, что во время литургии и во время монастырской полунощницы мы поем акафист Тихвинской иконе Божией Матери. Вы удивляетесь, почему именно Тихвинской? Это чудесная история, связанная одновременно и с другой Отечественной войной Великой Отечественной, и уже с нашим временем, 2018 годом. 

К нам из Московской Патриархии пришло письмо о том, что в Патриархию из Германии обратился немецкий граф Вольфганг Кастель. Он написал, что в его личной семейной коллекции икон (а он сам католик по вероисповеданию) находится образ, который принадлежит Спасо-Бородинскому монастырю, и он хотел бы его вернуть. Это было началом истории. Как потом выяснилось, отец немецкого графа воевал на этой земле под Москвой в 1941 году, когда здесь были бои с фашистами. Монастырь уже был закрыт в это время, с 1929 года; сестры, которые к тому времени остались в живых, жили в разных местах. Когда их выгоняли из монастыря, они, конечно же, пытались сохранить какие-то монастырские святыни. И Тихвинская икона Божией матери была вывезена из монастыря и находилась у двух престарелых монахинь недалеко от закрытой обители в одной из деревень, которой сейчас уже не существует. Икона очень большая – больше метра в высоту, – храмовая икона. В дальнейшем, когда мы подняли документы и начали вникать в подробности истории, поняли, что деревня была сожжена фашистами и у иконы не было никакой возможности уцелеть. Можно сказать, что Господь таким удивительным образом сохранил нашу монастырскую святыню – тем, что немецкий офицер увез эту икону в Германию. Не знаю, как технически это ему удалось сделать во время войны, но факт остается фактом. В этом и состоит первое чудо: как он ее увез через всю Россию и сохранил! А второе – то, что об этом знал его маленький сын... Мы ездили потом на место этой деревни, нашли место, где она была: сейчас там все поросло бурьяном. 

И вот, сын немецкого офицера изъявил желание вернуть икону обратно в монастырь. Эта икона живописная, она прошла экспертизу в Германии и в России. Самым удивительным был тот факт, что на обратной стороне иконы находится герб, рельефный отпечаток с изображением герба семейства Нарышкиных. Это указывает на то, что это не только монастырская святыня, но и личная семейная реликвия нашей основательницы, матушки Марии. И такая святыня к нам возвращается спустя 77 лет! Возвращается из Германии к нам в монастырь. Сам немецкий граф приехал сюда с супругой и привез икону. Это было большое торжество, я их встречала в аэропорту в Москве, сестры с архиереем (тогда был благочинным епископ Роман Серпуховской) ждали икону в обители. Поздно ночью, около 12 часов, икону встретили в воротах монастыря. Сейчас она находится на почетном месте во Владимирском соборе, и мы каждый день поем перед ней акафист, потому что это икона нашей основательницы игумении Марии. Как следует из архивных записей, которые мы нашли, икона находилась в Филаретовской церкви. Это маленькая домовая церковь, историческая ценность, вторая постройка в храмовом ансамбле нашего монастыря. 

– Матушка Серафима, к вам приезжают не только паломники, но и обычные туристы. Это не мешает монашеской жизни?

– Мы смотрим на каждого человека как на образ Божий. Любой человек, который сюда приезжает: прихожанин или турист, воцерковленный или невоцерковленный – все чувствуют благодать, которая действует на этом месте. Все по-разному это ощущают и понимают. Заходят в монастырь, а там тишина. Это особенное место, и это каждый чувствует. Поэтому мы не видим разницы между воцерковленным или невоцерковленным человеком. Туристы нам не мешают. Здесь проходят и экскурсионные группы Бородинского музея. Если они к нам обращаются, мы всегда откликаемся. Нет какой-то суеты. Мы рады, что это место посещают и оно не забыто. Каждый, кто был здесь, чувствует отраду и успокоение, душевную радость.

Любой человек, который сюда приезжает: прихожанин или турист, воцерковленный или невоцерковленный – все чувствуют благодать, которая действует на этом месте

– Есть ли примеры чудесных случаев помощи у святынь? Вы записываете их?

– У нас есть отдельный журнал чудесной помощи нашей основательницы игумении Марии, хоть она и не прославлена в лике святых. Есть сведения о тех, кто ей молится в семейных нуждах, например; все эти люди получают помощь. Конечно, у нас есть записи чудесной помощи нашей местночтимой святой Рахили Бородинской, их очень много. Мы недавно сделали обновленный тираж жития преподобной с современными чудесами. Удивительная святая, кто бы ни обращался к ней за помощью, она всем помогала и помогает.

Мы сами каждый вечер с молитвой обходим с иконами весь монастырский комплекс и обязательно заходим в часовню преподобной Рахили, которая находится за оградой монастыря, там поем тропарь и кондак нашей святой. Матушка Рахиль помогает и в серьезных проблемах, и в житейских случаях, мелочах. Из-за послушаний в монастыре мы даже не всегда можем лишний раз сходить на ее могилку, просто молимся ей на послушаниях, просим помощи – и ее получаем.

8.JPG
– А как вы думаете, будет ли прославлена первая игумения Мария? 

– У нас собраны документы для ее канонизации. Но пока этот вопрос не решился положительно. Однако у нас нет сомнений, что матушка Мария наследовала Царствие Небесное за свою жизнь, за свои труды, что она прославлена у Господа. Она всегда отличалась большим смирением, и ее канонизация случится, когда Господу будет угодно. Мы верим, что она в Царствии Небесном молится за Отечество наше, Церковь Православную и обитель Бородинскую.

– Ее могила сохранилась?

– Да. Игумения Мария покоится вместе со своим сыном Николаем в склепе Спасского храма. В Спасском храме-усыпальнице матушка поставила белый мраморный крест своему мужу на его символической могиле, а с правой стороны в храме был устроен под полом склеп. Есть монастырское предание, связанное с именем третьей настоятельницы обители игумении Алексии, подтверждающее, что своим любящим сердцем Маргарита Тучкова верно определила место захоронения мужа и что Спасская церковь действительно стоит над его прахом. Игумения Алексия, еще при жизни выбрав себе место упокоения за алтарем Спасского храма, увидела во сне молодого генерала, который сказал ей: «Не тебе здесь лежать, а мне!» Когда стали рыть могилу для усопшей, нашли в земле генеральскую шпагу и эполеты – без сомнения, останки Александра Тучкова.

Когда стали рыть могилу для усопшей, нашли в земле генеральскую шпагу и эполеты – без сомнения, останки Александра Тучкова
В нашем монастыре сохранилось еще одно устное предание, оно связано с усопшими воинами. Однажды во время службы во Владимирском соборе прозорливые старицы нашего монастыря увидели полк воинов, которые в начале всенощного бдения входили в алтарь, а в конце так же стройной колонной выходили, и на вопрос, кто они, воины ответили: «Мы те, за кого вы молитесь».

Беседовала Наталья Крушевская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить