Никитский храм во Владимире: устоявший в веках

Центр Владимира. От Золотых ворот идут лучи старинных улиц. Каждая из них неповторима своей историей и обликом. Если пойти севернее по уютной и величавой улице со старой застройкой, то получится настоящее путешествие во времени. Мы попадем на бывшую окраину города, где в давние времена находился Никитский оборонительный вал, Никитская площадь, на которой с середины XIX века по 1914 год шумела Владимирская Царе-Константиновская ярмарка. Все это стало историей и исчезло. Но все так же поют птицы в кронах деревьев Никитского бульвара, благоустроенного в 1883 году напротив удивительной по красоте церкви, давшей название улице и многим ее достопримечательностям. Это Никитский храм – радость взору и умиление сердцу. По легендам, когда-то церковь была видна практически со всех точек Владимира, что не удивительно, ведь ее построили на гребне вала.

Как и у многих церквей нашей страны, судьба Никитского храма была и трагической, и счастливой. В храме служили до 1938 года, потом его закрыли, но советская власть признала его памятником истории и архитектуры. В 2015 году Никитский храм был передан Владимирской епархии. 27 сентября 2016 года, в канун дня святого великомученика Никиты, ныне покойный митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий совершил первое богослужение в храме – всенощное бдение.

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Ярослав Огурек, руководитель Епархиальных богословских курсов для мирян, преподаватель кафедры богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. Мы беседуем с отцом Ярославом об истории Никитской церкви, о дне нынешнем, наполненном молитвою и трудом, о нашем пути к Богу и о чуде, которого стоит ждать и в которое надо обязательно верить.

1.jpg

– Отец Ярослав, храм святого великомученика Никиты стоит на месте монастыря святых Космы и Дамиана, между двух валов. Чем славился этот монастырь и как был утрачен?

– Точно неизвестно, кем был основан Косьмо-Дамиановский монастырь, как долго существовал и почему прекратил свое существование. Каких-либо исторических документов о нем я не видел. Однако монастырь прославился тем, что его игумен Арсений осмелился совершить отпевание и похоронить тело князя Андрея Боголюбского, лежавшее три дня без погребения после его убийства в 1174 году в Боголюбове. Эта информация пришла из Ипатьевского списка XII века. В 70-х годах XVII века обитель просто исчезла из упоминаний. Но в исторических документах того времени есть упоминания о церкви великомученика Никиты.

– В XVIII веке в топографическом описании города храм значится как церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом великомученика Никиты.

– Первое строение каменного Никитского храма относится к 1762–1765 годам. На его месте, очевидно, стоял деревянный храм, о котором ничего не известно. Наверное, это была церковь великомученика Никиты, так как исторически эта улица называлась Никитской. Несмотря на то, что главный придел нашего храма – Усекновения главы Иоанна Предтечи, в обиходе он носит название Никитского, так как в нем был освящен придел во имя великомученика Никиты. Через сто лет храм был перестроен.

– Историю перестройки Никитского храма связывают с именами его прихожан: трех людей, купцов и уважаемых граждан Владимира, известных своей благотворительностью. А его освящение – с именем епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в течение многих лет личного духовника императрицы Екатерины II.

– Строительство каменного храма начал купец С. А. Лазарев, который являлся членом Владимирского городового магистрата, гласным городской Думы, городским головой. На личные средства он построил церковь в стиле провинциального елизаветинского барокко: трехэтажный узкий, высокий, очень светлый храм.

Через 100 лет храм изменился. Его перестройкой занимался купец 1-й гильдии П. В. Козлов, владелец мыловаренного завода, с 1849 по 1855 год бывший старостой Никитского храма. После пристройки боковых приделов храм стал очень темным и сырым. Маленькие окошки в стенах для боковых приделов не давали достаточного освещения.

Может быть, в связи с этим или по каким-то иным причинам Никитский храм вновь перестраивался: был разделен на уровни, были пробиты окна в нижнем этаже, появились большие арки в верхнем этаже. Внизу остался зимний храм, состоящий из трех пределов: в центре – Космы и Дамиана, слева – великомученика Никиты Готфского, справа – Рождества Пресвятой Богородицы. На втором этаже был устроен центральный придел Усекновения главы Иоанна Предтечи и слева – придел апостолов Петра и Павла. Справа располагались служебные помещения.

Никитский храм. Фото 19 век.

Этой перестройкой занимался почетный гражданин города Владимира Н. Л. Философов, купец 2-й гильдии, член Владимирского городового магистрата, член городской управы, председатель Сиротского суда, почетный мировой судья при Владимирском окружном суде. В 1867 году он вступил на должность старосты Никитского храма. Кроме перестройки храма и его украшения, Философов сделал много добрых дел для прихода. На личные средства он поставил вокруг церкви ограду, приобрел в собственность храма два участка земли. На этой земле были построены каменные дома: один дом, двухэтажный, – для причта, второй, трехэтажный, – для церковно-приходской школы. В этом же здании находился и дом призрения для престарелых прихожан. 

К сожалению, созданное трудами этих людей внутреннее пространство храма было перестроено в советские времена.

– По своей красоте внутреннее убранство Никитской церкви сравнивали с убранством владимирского Успенского собора.

– Думаю, что в данном случае речь идет о знаменитом иконостасе, который был установлен на втором этаже храма в конце XVIII века. В храме был открытый свод, не было потолков, и иконостас возвышался на высоту 14,5 метров. Иконостас с резными Царскими вратами был создан по образу и подобию иконостаса владимирского Успенского собора и в то же время. Судя по фотографиям, эти иконостасы действительно очень похожи. Но иконостас Никитской церкви был разобран, и где он сейчас, сказать нельзя; возможно, в Музее деревянного зодчества. В 1938 году после закрытия храма иконостас был разобран и отправлен в Москву. Та же участь была у всех иконостасов нашего храма.

– Расскажите, пожалуйста, о звоннице Никитского храма. Известно, что его колокола были сняты в 1933 году. 

– Сегодня у нас не такой полный ряд колоколов, какой хотелось бы иметь. Однако есть восемь колоколов, которые поставлены три года назад. Никаких данных о старых колоколах не сохранилось.

– Почти небывалый случай: после революции 1917 года Никитская церковь в самом центре города действовала до 1938 года. В интернете можно увидеть фотографии внутреннего богатого убранства храма, датированные именно этим годом.

– В этом смысле Никитский храм действительно уникальный. Успенский собор закрыли в 1926 году. И Никитская церковь исполняла роль кафедрального собора в течение 10 лет с 1926 до начала 1936 года. С 1936 по 1944 год кафедральным собором являлась Князь-Владимирская церковь. В тот период это был единственный действующий храм города.

– Как сложилась судьба Никитского храма после его закрытия в 1938 году? Как известно, очень долго, примерно с конца 1960-х до 2015 год, здесь находилась Владреставрация. В 1983 году благодаря художественному фильму «Полеты во сне и наяву» вся страна увидела, что стало с некогда прекрасным интерьером этой церкви. И еще один интересный факт: в 1930 году на помещения в Никитской церкви претендовали многие организации, в том числе швейная артель «Красный швейкуст», в 1936 – аэроклуб. Среди желающих была и Главнаука. Только эта организация сделала оговорку, что надо сохранить архитектурный облик церкви и иконостас как памятники. 

– Действительно, долгие годы в Никитском храме работала Владимирская научно-реставрационная мастерская, затем – проектные отделы Владимирской экспериментальной научно-технической реставрационной производственной мастерской. Внутри храма все было перестроено, помещения поделены на кабинеты. А до этого храм использовался как хозяйственное помещение. Какое-то время в нем размещалась артель «Электрик» с электротехническими курсами и мастерскими для ремонта сельхозмашин. У нас есть две фотографии, на которых мы видим сидящих людей в шинелях, а на стенах – электрические схемы. Говорят, что здесь был склад инвентаря Владимирского театра, впрочем, подтверждающих документов нет.

Иконостас придела Рождества Богородицы. 1938 г.

– Какие трудности появились после передачи Никитского храма епархии?

– Специфика проблемы такая же, как и у всех, – недостаток средств для восстановления церкви. Никитский храм является памятником архитектуры федерального значения. Поэтому при получении государственной дотации мы зависим от Министерства культуры РФ, а там идет распределение средств по своим программам. Мы в них, видимо, пока не входим. С момента передачи храма епархии мы начали составлять проектную документацию для реставрации. Она практически составлена и оплачена. Мы даже прошли историко-археологическую экспертизу. Теперь будем подавать заявку на утверждение в городской комитет по архитектуре, чтобы нам разрешили проводить восстановительные работы. Но кроме этого разрешения было бы неплохо получить еще какую-то финансовую поддержку, поскольку храм действует недавно и силами немногочисленных прихожан произвести реставрацию нереально. Тем не менее нами проведен косметический ремонт трапезной на третьем этаже. Залиты черновые полы на первом этаже. Постепенно мы приводим в порядок лестницу. Красивая кованая лестница сохранилась от прежнего убранства церкви. Есть еще встроенный стенной шкаф в том помещении, где размещалась церковная лавка. Он остался еще от первой каменной церкви.

Храм действует недавно, и силами немногочисленных прихожан произвести реставрацию нереально

– Известно, что после революции 1917 года церковное имущество изымалось и делилось на категории: драгметаллы шли в финорганы, историко-художественные ценности – в музеи, прочее продавалось. Хранятся ли сегодня в Никитском храме его настоящие реликвии, оставшиеся после изъятия церковных ценностей и 85 лет, которые церковь не действовала? Как Вы думаете, можно ли установить, что стало со знаменитым иконостасом храма?

– У нас собраны различные материалы по истории Никитского храма, в том числе фотоматериал, который был доступен в архиве. Есть опубликованная работа, рассказывающая о его истории. Но к великому сожалению, прояснить какие-то факты об утраченном иконостасе невозможно. Во времена, когда церкви разорялись, а утварь увозилась в Москву, она просто не ценились. Трудно сказать, велся ли вообще какой-то учет таких ценностей. Сегодня у нас хранится настоящая икона Никитского храма –Казанская икона Божией Матери начала XIX века. Очевидно, она была помещена в храм после его перестройки. Мы нашли икону на чердаке, в пыли, и привели в порядок. Есть и еще одна реликвия. Это икона – подарок покойного митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия (1937–2020). Когда-то посещая наш храм, он передал ее нам. Чуть больше года назад во время праздника иконы «Всех скорбящих Радость» во время молебна перед подаренной митрополитом иконой на ней были замечены следы мироточения. Это можно видеть и сейчас. Стоит упомянуть и еще об одной реликвии. Сегодня в постоянной экспозиции Исторического музея Владимира находится престольный крест с мощевиками из Никитского храма.

1.jpg

Но главное в другом. Приход живет общиной, то есть людьми, которые в него приходят. Нам важнее всего привлечь людей к поиску Бога, к молитве, к тому, чтобы они учились регулярно посещать храм и воспитывали в этом же духе своих детей. А мы должны стараться и просить помощи Божией в деле восстановления храма, в обеспечении его сакральными предметами культа.

Нам важнее всего привлечь людей к поиску Бога, к молитве, к тому, чтобы они учились регулярно посещать храм и воспитывали в этом же духе своих детей

– Как можно осознать то, что на иконе появляется миро?

– Это чудо Божие, которое происходит. Господь его как-то творит. Мы не знаем его механики. А как происходит любое чудо? Просто то, что невозможно людям, возможно Богу, и происходит это по вере людей.

– Говорят, что чудеса происходят с теми, кто в них верит.

– Это сказал наш Бог Иисус Христос, потому что перед совершением чуда Он требовал от человека веры и спрашивал: веришь ли? И потом говорил: иди, вера твоя спасет тя. Иди, да будет тебе по вере твоей. Без веры чудеса невозможны. Это основа нашего спасения. И основа вмешательства Бога в нашу жизнь.

– А у Вас есть примеры произошедшего с кем-то чуда?

– Вы знаете, по моему глубокому убеждению, мы, собственно, живем в чуде. Однако очень часто не обращаем внимания на повседневные события нашей жизни, которые в принципе являются чудесами, потому что они противоречат нашей материальной логике восприятия мира. К примеру, самое элементарное: заболела голова, человек помолился, боль прошла. Что это? Разве не чудо? Что-то попросил у Бога и получил. Не важно что. Ведь в любом житейском обстоятельстве оказывается помощь. Просто мы это воспринимаем со своей приземленной точки зрения и расцениваем как везение или удачно складывающиеся обстоятельства. А чудо Божие надо уметь видеть. Это умение приходит к человеку вместе с духовным взрослением. Когда он ищет Бога и пытается организовать встречу с Ним, тогда Бог тоже идет навстречу человеку и случаются какие-то чудеса.

Чудо Божие надо уметь видеть. Это умение приходит вместе с духовным взрослением

– Если человек действительно ищет встречи с Богом, что он должен делать?

– Что он должен делать? Первое: иметь твердое непоколебимое желание. Человек должен направлять свою жизнь на то, чтобы встретиться с Богом, желать этой встречи, верить в ее возможность. И не забывать, что христианство – это все-таки религия опытного познания Бога, не только книжного познания, хотя мы и пользуемся Священным Писанием. Христианство – наука деятельного познания, то есть познания через совершение каких-то поступков. Есть постулат: «вера без дел мертва» (Иак. 2: 26). Мы должны не просто декларировать свою веру, а оставлять какие-то действенные свидетельства. Значит, что-то делать для того, чтобы внутренне изменить себя, очиститься от грехов и приблизиться к Богу.

– Отец Ярослав, Вы руководите богословскими курсами для мирян при Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии. Расскажите, пожалуйста, об этом.

– С благословения митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в 2020 году были созданы Епархиальные богословские курсы для мирян на базе Владимирской духовной семинарии. Люди приходят, чтобы получить знания в области богословия. Ими движет интерес и желание какого-то духовного совершенствования, расширения своего духовного кругозора, получения новых знаний или систематизации имеющихся. Среди учащихся есть люди невоцерковленные, которые тоже ищут Бога. Поэтому контингент очень разный. Возраст 35–70 лет. В большинстве своем это уже состоявшиеся люди, желающие привести в порядок свое внутреннее духовное состояние и свои знания.

1.jpg

Обучение на курсах предполагает два семестра и изучение шести предметов. По завершении сдается экзамен в виде теста и выдается епархиальное свидетельство о приобретении базовых богословских знаний на базе семинарии.

– Какие отличительные черты есть у воцерковленного человека?

– Это человек, старающийся выполнять требования церковного устава. Тот, кто живет верой, трудится в молитве, старается идти по пути в Царствие Божие. Кто может считаться воцерковленным человеком? Как я уже сказал, тот, кто исполняет определенные требования, молится. Не читает молитвы, а именно молится, так как молитва – не чтение, а состояние души. Это человек, который постится, кается и старается приносить плоды своего покаяния. Это значит – пытается духовно изменить себя. Он внутренне старается заставить себя перейти на некую более высокую ступень в своем духовном состоянии, нежели та, на какой он находился до этого. Данное духовное делание, однако, невозможно, если человек не находится в регулярном общении с Церковью, не приступает регулярно к ее Таинствам.

– Очевидно, что это серьезный и нелегкий путь.

– Вообще, наше спасение – это путь, постоянное движение, ведь в духовном смысле мы вряд ли можем обрести какую-то статику. Господь говорит: «кто не собирает со Мной, тот расточает» (Лк. 11: 23). Если мы не идем в Царствие Божие, то мы скатываемся вниз. Если мы не развиваемся в хорошую сторону, то мы деградируем в плохую. 

Надо задуматься: какова глобальная цель жизни каждого человека? Она в возвращении в свое Небесное отечество, которое мы потеряли в связи с грехопадением наших прародителей. Но потеряли мы его коллективно, а возвращаемся туда индивидуально. Этот путь и является теми делами, без которых наша вера мертва, благодаря которым мы и стараемся вернуться туда, где человек, по замыслу Божию, был предназначен для существования.

– При Никитском храме с 1876 года и до его закрытия работала Предчетенская церковно-приходская школа. А в 1893 году была открыта женская воскресная школа. Возобновляется ли сейчас работа воскресной школы при Никитском храме? И много ли молодых людей среди прихожан?

– Если говорить о храмах Владимира, то в каждом приходе всё индивидуально. Конечно, есть приходы, где много молодежи. Что касается нашего храма, здесь нет большой городской застройки, а значит, людей, живущих окрест, поэтому к нам приезжают из других районов города. К сожалению, мы не можем сказать, что к нам приходит много молодежи. Но с этого года при Никитском храме действует воскресная школа для детей, достаточно большая для центра Владимира. В ней 15 детей из семей, которые появились в приходе в течение последнего года. До этого приход состоял только из взрослых прихожан.

– В конце 1980-х годов Владреставрация, располагавшаяся в Никитском храме, застеклила площадку звонницы, сделав ее смотровой. В то же время появилась деревянная винтовая лестница, которая вела на новый мансардный этаж, где было устроено хранилище. Можно ли сейчас подняться на смотровую площадку, чтобы увидеть город? И где находятся колокола относительно этой площадки?

– Не знаю, с какими целями была устроена эта смотровая площадка, но интерес к ее посещению есть. Многие приходят специально, потому что с нее виден практически весь город, кроме Заклязьминского района. Мы разрешаем подняться на площадку всем желающим, но, конечно же, следуя правилам – детям от 14 лет или с родителями. Колокола нашего храма находятся на уровень выше от смотровой площадки.

1.jpg

Когда стоишь на смотровой площадке Никитского храма, то с нее открывается дивный вид на старый город. Плывут облака, в солнечных лучах горят золотые купола церквей, разливается благословенное лето, тихо переходящее в осень. А душу наполняет радость жизни, оберегаемая молитвой и верой в Бога. 

Если у вас есть желание, то вы можете оказать посильную помощь в деле восстановления храма.

Банковские реквизиты храма:
Номер счета: 40703810701720000010
Валюта: RUR
Название: Местная религиозная организация Православный приход Никитского Храма города Владимира Владимирской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат)
ИНН: 3329085250
КПП: 332901001
Банк: АО «Альфа-Банк»
БИК: 044525593
Кор. Счет: 30101810200000000593
Адрес получателя:
Ул. Княгининская, д. 8,
Владимирская область, г. Владимир.


Ольга Сокиркина 29 августа 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить