Пастырские встречи. Об иконах

Что делать с иконами, которые остались в доме бабушки, почему к иконам нельзя прикладываться рукой, а нужно лобзать? На такие сложные иногда вопросы отвечает на Пастырских встречах, которые проходят по воскресеньям после Божественной литургии в кафе «Несвятые святые», игумен Павел (Полуков).

1.jpg

– Когда на Руси появились иконы? С Крещением или до того? 

– Безусловно, до Крещения были иконы, были христиане в Киеве, и не только в Киеве, и, соответственно, если они были, были и священники, и я думаю, что, конечно, были иконы. 

– Греческие или сами писали? 

– Первоначально греческие, все иконописцы копировали греческий и римский стили, но встречались достаточно вольные изображения, почему частично от них отказывались. Некоторые их святителей возмущались таким написанием Христа, потому что не было канона. Но постепенно иконопись приобретала черты символизма и аскетизма. И в высшем своем развитии, а это XV–XVI века, если говорить о Руси, икона писалась, основываясь на символизме и аскетизме. Так что поначалу иконы привозили из Греции, потому что и священники были греческие, и книги, а потом уже писали лики Спасителя, Богоматери и святых наши иконописцы. 

– Знаю случаи, когда люди умирают, остаются иконы, причем много. Немногие хотят забирать домой чужие иконы, их в итоге приносят в храмы. А как правильно с ними поступать? 

– Вы знаете, мы, к сожалению, иконы не ценим, у нас их много, от родственников ушедших остаются. Если раньше после бабушек иконы старались взять, потому что они были, как правило, старинные, и ценилось, что икона хорошая. Когда иконы, условно говоря, теряли вид, осыпались, на них сверху писали по новой. Можно заметить иногда, что на старинных иконах иногда 6–8 слоев есть. А сейчас иконы чаще остаются бумажные или вырезанные из календарей. Отсюда и вопрос возникает. Если у бабушки хорошая икона, даже XIX века, проблемы и нет. 

Да, в некоторых церквях иконы забирают, а потом священники ходят в больницы, интернаты, социальные заведения, которые окормляют, и знают, где иконы нужны. Но по большому счету надо хранить и ценить икону. Но если она в доме больше не нужна, отдайте в храм. 

– Очень много храмов, построенных иноверцами, это всем известно. Сейчас таджики строят, и расписывают художники абсолютно светские. 

– Да, это так. Попытки возвращения к канону в России начались в начале XX века, к архитектуре псковско-новгородской, яркий пример тому храм в Марфо-Мариинской обители, Троицкий собор Почаевской лавры и многие другие храмы. А вот у греков эта традиция не нарушалась, они в каноне. В 2004 году в Пантелеимоновом монастыре на Афоне построили новый храм в честь родителей святого Пантелеимона и расписали его в каноне русские монахи. И греки, когда храм увидели, они даже не поверили, что русские смогли так сделать. 

1.jpg

– А иконы в «рафаэлевском» стиле?

– Это пошло в России, наверное, с XVII века. Симон Ушаков, парсуна, портреты, такое подражание западным образцам… Знаете, можно много спорить, но мне кажется, что по-настоящему верующее сердце найдет в любом образе Богородицы Богородицу. В этом смысле хорошо сказал покойный Патриарх Алексий II, когда ему задавали вопрос насчет пения так называемого западного образца, мы его называем партесным. Он сказал так: «Вы знаете, в истории нашей Церкви это имеет место быть, и это нужно принимать. Но когда строят новые храмы, стараются быть ближе к канонам, ближе к аскетике». 

По-настоящему верующее сердце найдет в любом образе Богородицы Богородицу

– Неоднократно видела, как люди к чудотворным иконам относятся странно. Они прикасаются ладонью к Лику Богородицы. Особенно меня это поразило, когда это происходило в Храме Христа Спасителя, а охрана никак не реагировала.

– Я не думаю, что это какое-то неблагоговейное отношение, когда человек прикасается рукой, хотя в православии так не принято. В православии принято, и в постановлении соборов это зафиксировано, – лобызать икону. Но бывает, что человек не сильно воцерковленный, иногда он брезгует прикладываться и делает это рукой. 

Есть определенные правила относительно того, как прикладываться к иконе Спасителя: нужно прикладываться к Пречистой руке или, если это Спас Нерукотворный, к волосам. То же самое в отношении икон Божией Матери. Не принято в Лик целовать, тем более дотрагиваться рукой. 

Я думаю, если человек что-то сделал по незнанию, он не хотел как-то оскорбить святыню. Тем более вы говорите про Храм Христа Спасителя, вы сами представляете, какой там поток людей и сколько там невоцерковленных. Отнеситесь снисходительно. Я думаю, что Божия Матерь не оскорбится.

– Что делать, если дома осталась просфора, Крещенская вода, масло после соборования? 

– Первое, что надо сказать, – не стоит допускать порчи просфор. Второе – нужно пить святую воду, а не думать, что с ней делать, когда принесли новую, так же и с маслом после соборования поступать. Нужно быть разумным. 

Помню, на заре моего студенчества одна женщина, которая раньше была продавцом в центральном городском универмаге, пришла в храм… И пригласила она батюшку на дом совершить соборование, позвала и своих церковных друзей. Сказала им: «Масло не меньше трех литров приносить, риса – не меньше килограмма. Пригодится». Конечно, в таких случаях возникнет вопрос: «А что делать? Может, в салат добавлять?»

Есть молитва на освящение воды, на освящение жилища, в том числе на освящение масла в Таинстве Елеосвящения, и там не говорится: «Господи, благослови в случае неиспользования использовать так-то…»

1.jpg

Одна пожилая женщина, которая 40 лет на клиросе пропела, посвятила свою жизнь Церкви, а после смерти оказалось, что она монахиня, и действительно, она была очень мудрой женщиной, молитвенницей, говорила: «Ты же священник, ты же воду освящаешь, ты же молитву читаешь. А чего ты водой не пользуешься?» И вопрос не в том, пить или не пить воду. А ты умойся. Тебе тяжело – возьми и используй, помажь маслом. Это святыня, к которой не надо цепляться, как к какому-то оберегу. Это вещество, которое через молитву освящается, и надо его использовать.

К святыне не надо цепляться, как к какому-то оберегу. Это вещество, которое через молитву освящается, и надо его использовать

– Была в Киеве, видела храм Андрея Первозванного. Местные сказали, что апостол Андрей дошел туда. Правда ли это?

– Да, есть предание, что Андрей Первозванный во время своего апостольского путешествия посетил и место будущего Киева, то есть был на горах Днепровских. Кстати, что интересно, есть такое исследование, посвященное древним документам, сопоставлению предания разных народов, которые особо почитают Андрея Первозванного. Какие это страны? Греция, Россия, Шотландия. На основании этого серьезного исследовательского труда можно сделать вывод, что Андрей Первозванный действительно там был. 

– Что должны делать прихожане во время Причастия священнослужителей в алтаре? 

– Во-первых, готовиться к своему Причастию. Во-вторых, между Причастием священнослужителей и прихожан разве пауза какая-то или тишина? Нет. Читается правило ко Святому Причащению, какое-то песнопение клирос исполняет, проповедь бывает. Там времени расслабляться нет. Если человек не причащается, есть обычай, что после возгласа «Святая святым» в некоторых храмах, не знаю, по благословению или нет, люди уходят. Они же не причащаются, и вроде не имеет смысла стоять дальше. Но во всякой службе есть отпуст – когда читается эта молитовка в конце вечерней службы или Литургии, дается Крест, и тогда можно расходиться. 

А что делать? Стоять молиться, потому что после «Святая святым» начинаются хождения, разговоры: «О, здравствуй, Дарья! Здравствуй, Марья! Давно не виделись…», обнялись. Всё, как будто служба кончилась. Нет! Поэтому, я считаю, так положено, что до отпуста, до Креста молимся. 

– А как с этим бороться?

– Не надо ни с кем и ни с чем бороться. Можно, если вас действительно смущают какие-то такие вещи, подойти к священнику, к настоятелю и просто сказать, а может и на исповеди: «Батюшка, меня немножко это смущает», – и батюшка вам, может быть, объяснит что-то. А может быть, он подумает и что-то учтет.

1.jpg

– Отец Павел, известно, что у Господа много жатвы, по слову Божию, но делателей мало (см.: Мф. 9: 36). По слову Спасителя можно молиться о том, чтобы делателей стало больше. А как понять в частном случае, как лучше? Самому стать делателем, став монахом, или же создавать семьи и воспитывать делателей?

– Как говорил преподобный Серафим Саровский, спасись сам, стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся. Монашество – путь все-таки сложный. Гораздо естественнее создавать малую Церковь, семью, спасаться, детей воспитывать. Но вместе с тем монахи, которые спасаются по-настоящему, молятся, они тоже способны вести за собой людей и так увеличивать число делателей.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить