Почему в православных храмах не звучат музыкальные инструменты?

Меня часто спрашивают, почему на богослужениях в православных храмах не звучат музыкальные инструменты. У католиков и протестантов на службах звучит орган, в более современных евангелистских церквях – еще и фортепиано, в храмах евангелистов часто играют небольшие оркестры – гитары, барабаны, усилители. Мы как белые вороны. Как же православные храмы? Почему Православная Церковь на богослужениях не использует музыкальные инструменты?

На этот вопрос хочется ответить встречным вопросом: «А почему музыкальные инструменты используете вы, католики, протестанты, евангелисты?» В конце концов, на первой Евхаристии, когда Христос собрал Своих учеников на Тайной Вечере, музыкальных инструментов не было, не использовались они ни во время празднования Песаха, ни в синагогах. Когда христиане собирались вместе для совершения Евхаристии, уже после дня Пятидесятницы, традиция оставалось неизменной: на вечерях любви музыкального сопровождения не было. Музыка не зазвучала на христианских службах, и когда христианство стало распространяться на землях, где жили язычники: христиане переходили из дома в дом, совершали Евхаристию, но все свои музыкальные инструменты оставляли дома. Они молились и пели, причем всегда без музыкального сопровождения (взгляните, как в «Письмах Плиния Младшего» наше богослужение описывает язычник: христиане «воспевали, чередуясь, Христа как Бога»).

После подписания Миланского эдикта христиане стали строить свои храмы, получили возможность открыто исповедовать свою веру, но богослужение так и не изменили. Не включили в него музыкальные инструменты, а продолжили петь и читать так же, как когда молились в домах верующих. 

Более того, флейты и кифары обычно звучали во время языческих жертвоприношений, поэтому христиане решительно не желали использовать эти языческие музыкальные инструменты в богослужении. Еще одна причина, по которой христиане считали музыку излишеством, заключается в том, что она обычно пробуждает эмоции и чувства. Поэтому святой Климент Александрийский (скончался ок. 215 г.) писал: «Кто участие принимает в хороводах, плясках, египетском битье в ладили и тому подобном неприличном и легкомысленном препровождении времени, тот скоро доходит и до больших неприличий и разнузданности» (отрывок из «Педагога»).

Итак, с одной стороны, Церковь сохраняла преемственную связь с верой иудеев, с другой – стремилась проводить четкую грань между христианством и язычеством: по этим двум причинам в христианском богослужении музыкальные инструменты решительно не использовались. Так было на протяжении веков. Кто-то, возможно, спросит, почему католики и протестанты отошли от того, чего придерживались сначала апостолы, а потом Церковь сотни лет после апостолов? Не дерзко ли это?

Некоторые полагают, что Псалтирь разрешает и оправдывает звучание музыкальных инструментов на службе, наставляя нас: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами!» (Пс. 150: 3–4). Разве сам Давид, исполняя свои псалмы, не использовал струнные орудия (см. Пс. 4)?

На этот вопрос есть несколько ответов.

Во-первых, объяснять использование музыкальных инструментов на службах приведенными выдержками из Священного Писания – значит ни во что не ставить сначала традиции апостолов, а потом и многовековой опыт Церкви (как восточной, так и западной). Неужели мы готовы ввести в богослужения музыку, отталкиваясь только от этих строк Священного Писания? Неужели апостолы, а потом и Церковь, заблуждались в отношении того, что в богослужении главное? В конце концов, они читали Псалтирь, как и все остальные.

Во-вторых, службы в Церкви и службы в Иерусалимском храме совершенно различались. Храмовые богослужения проходили на улице, на них умерщвляли жертвенных животных, снимали с них кожу, рассекали на части, кровью окропляли жертвенник (алтарь), отдельные части жертвы клали на огонь, дым поднимался вверх (поэтому и нужно было совершать службу под открытым небом). Громкая музыка на улице и громкая музыка в храме – вещи разные.

Как упоминалось выше, музыка звучала во время языческих жертвоприношений, когда в жертву приносили животных, по аналогии с жертвоприношениями в Иерусалимском храме. В древности во время жертвоприношений музыкальные инструменты использовались повсеместно. Это объясняет, почему музыкальные инструменты звучали в Иерусалимском храме, а также почему они не использовались в синагогах и домах иудеев в праздник Песаха и на службах внутри уже христианских церквей: в последних не убивали животных. Итак, слова из Псалтири, призывающие к использованию музыкальных инструментов в храме, имеют мало отношения к богослужениям за пределами храма.

Наконец, струнные инструменты, которые, как предполагал Давид, будут сопровождать исполнение его псалмов, мало похожи на органы, фортепиано, гитары, барабаны, на которых сегодня в некоторых храмах играют небольшие восхваляющие Бога «бэнды». Последние звучат весьма громко. Струнные музыкальные инструменты, которые в древности использовались при исполнении псалмов, звучали иначе: они не заглушали пение, но звучали тихо и мягко, как приятный фон. Очевидно, никаких сходств между древней и современной храмовой музыкой нет. Следовательно, в дискуссии о звучании музыки в современных церквях ссылаться на то, что пророк Давид играл на струнных инструментах, безосновательно.

Никаких сходств между древней и современной храмовой музыкой нет

В завершение спрошу: с какой целью сегодня в некоторых храмах звучит громкая музыка? Ответ: чтобы пробудить эмоции, чувства (об этом говорили Климент Александрийский и другие отцы Церкви). Любой хороший музыкант знает, как музыка может возбуждать и успокаивать, из-за нее сердце может начать биться быстрее или, наоборот, медленнее, иными словами – музыка воздействует на эмоции человека. По этой причине музыкальные инструменты всегда звучали во время сражений: барабаны, трубы, волынки воодушевляли войска, кровь в венах закипала, и они отправлялись в бой. Музыка играет очень большую роль.

Церковь всегда подчиняла музыку слову, мелодию – благовестию

Как раз поэтому Церковь всегда придерживалась мнения, что музыкальным инструментам на богослужении места нет. Нельзя искусственно – при помощи органов, флейт, фортепиано, барабанов и гитар – приводить в движение чувства. Если в человеке и появляются эмоции, то пробуждать их должен действующий в сердце Святой Дух. Таким образом, Церковь всегда подчиняла музыку слову, мелодию – благовестию. Приводить сердце в движение должно Слово Божие и Евангельское благовестие, а не служащая им аккомпанементом музыка.

Перевела с английского Мария Лицман
Ancient Faith

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить