«Повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести»

3 июня в Сретенском монастыре празднуют память Владимирской иконы Божией Матери. Этот образ Небесной Владычицы тесно связан с историей Русского государства. Неоднократно Богородица через эту икону являла Свою милость к нашему народу. Существует множество гимнов, прославляющих Божию Матерь. Сегодня поговорим о некоторых из них.

1.jpg

Среди хвалебных песен, сочиненных во славу Богородицы, особое место занимает акафист Пресвятой Владычице Богородице, составленный преподобным Романом Сладкопевцем. Хвалебная песнь во славу Богородицы полна словом «радуйся» – так выражает свое чувство благодарный человек. Его радость становится больше него самого и выливается в творческий призыв. Акафист Романа Сладкопевца по праву называется Великим за свою красоту и богословскую наполненность. Эту песнь поют перед различными иконами Божией Матери. Верующие прибегают к Владычице со словом «радуйся» и ждут, что Она, как и всегда, услышит и придет на помощь. Поют акафист и перед Владимирской иконой – самой главной святыней Сретенской обители.

630 лет назад, в 1395 году, митрополит Киприан с крестным ходом вышел из Москвы, к которой приближался со своим войском хан Тамерлан. Это время перелома в отношениях с татаро-монгольскими захватчиками. За 15 лет до этого события, на Куликовом поле в 1380 году, решалась судьба Русского государства.

Память митрополита Киприана совершается Русской Церковью шесть раз в год – в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, в день памяти перенесения мощей святителя, в Соборе Афонских святых, в день его святой кончины, в Соборе Московских святых и в Соборе Волынских святых. Митрополит Киприан – человек с очень сложной судьбой.

2.jpg
Святитель Киприан,
основатель Сретенской обители

Как известно, после кончины митрополита Алексия великий князь Димитрий Донской захотел видеть митрополитом священника Митяя, своего духовника, священника в Коломне. Великий князь распорядился о пострижении его в монахи и возведении в сан архимандрита, а после всех приготовлений отправил в Константинополь к Патриарху для утверждения на кафедре и возведения в епископский сан.

Но в это время Киприан уже давно был митрополитом в Литве у князя Ольгерда и по договоренности должен был наследовать русский митрополичий престол после митрополита Алексия. Князь Димитрий пренебрег этим и решил сам вершить дела Церкви на своей земле. По пути в Константинополь Митяй внезапно умер на корабле, и до сих пор нет внятного ответа на вопрос, как это случилось. Посланцы князя утверждали, что нареченный митрополит «Великой Руси» Митяй разболелся, но уж очень внезапной видится его смерть, когда его поставление столь нужно было князю.

Митрополит Киприан стремится в Москву, на свое законное место, но его встречают заставы князя Димитрия, которым дан приказ не пускать владыку в Москву. Посланники великого князя жестоко грабят свиту святителя, задерживают его самого и в итоге отправляют восвояси. Князь Димитрий подозревал митрополита Киприана в служении интересам Литовского князя Ольгерда и ни при каких обстоятельствах не хотел рисковать, пригревая змею на своей груди. Для него митрополит Киприан был опасной фигурой, человеком с враждебными интересами, который не способствует укреплению власти русского князя на его земле. Литва на Западе и татары на Востоке сдавливали Русь, и для князя такой риск был абсолютно недопустим.

В то же время планам Димитрия Ивановича относительно Русской кафедры не суждено было сбыться. После смерти князя в 1389 году, на следующий год, митрополит Киприан водворяется в Москве. А через пять лет сын Димитрия Ивановича Василий Дмитриевич перестает платить дань Орде, потерпевшей сокрушительное поражение от Тамерлана, который, в свою очередь, отправил отряды громить Русские земли. Перспектива стать следующими на пути хана была очень реалистичной, и в такой ситуации сильные вынуждены признать свою беззащитность и явно просить Божиего заступничества.

3.jpg
Сретение чудотворной Владимирской иконы
Пресвятой Богородицы на Кучковом Поле

По указу митрополита Корнилия из Владимира в Москву с крестным ходом была отправлена Владимирская икона Божией Матери, одна из наиболее почитаемых русских святынь, привезенная еще князем Андреем Боголюбским, по преданию написанная евангелистом Лукой. Об этом событии пишет в своем акафисте митрополит Сергий (Страгородский): «Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести. И во сретение ея усердно изшедше князь и святитель московский Киприан со освященным собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую…»

На поле боярина Кучки свита святителя Киприана встретила крестный ход с почитаемой иконой. Через несколько лет князь Василий заложил на этом месте монастырь, который ведет свою историю до сего дня. Об этом также говорится в гимнографии акафиста Сретения Владимирской иконы: «Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет, сретение иконы Твоея Владимирския празднующи и вся верная чада Своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати…» Войска Тамерлана ушли – так заступничеством Божией Матери Москва и Русь были спасены от нашествия не победимых тогда врагов.

Войска Тамерлана ушли – так заступничеством Божией Матери Москва и Русь были спасены от нашествия не победимых тогда врагов

На этом особая роль Владимирской иконы в жизни Московского государства не заканчивается – она всегда в гуще событий тогда, когда решается судьба Отечества. Икона была помещена в иконостас Успенского собора Московского Кремля, где перед ней молились многие владыки Русской земли, кормчие русской паствы и все, кто нуждался в помощи и заступничестве Пресвятой Владычицы.

Снова в час испытаний сильные мира сего, люди, чья воля решает судьбы тысяч людей, склонились перед волей Божией, явленной через Его Пречистую Матерь, и эта воля указала на человека, который в страшный час удержал Русскую Церковь от падения в бездну. Хвала Богородице выражает благодарную радость за теплое материнское заступничество в дни страшной нужды, страшной опасности. Воля людей развязывает войны, разжигает восстания, воля Божия бережет от падения, от катастрофы. Человеческая воля – единственный предел Божиему всемогуществу, и когда она склоняется, Бог вступает в Свои права и раздает милость щедрой рукой.

4.jpg

Революция вступила в свои права, и волны ужасающих репрессий в советскую эпоху прокатились по Русской Церкви. На Поместном Соборе 1917–1918 годов был избран Патриарх Тихон. Вот как об этом говорится в акафисте митрополита Сергия: «Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и священный собор граду Москве Патриарха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди. Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет».

Святейший Патриарх подвергался заключению и допросам, а его преемники пережили тяжелейшие испытания. Каждый служитель Церкви, от прихожанина до Патриарха, был гоним. Митрополит Сергий (Страгородский) советскими властями был заключен под стражу по подозрению в организации выборов Патриарха. В этом заключении митрополит Сергий и составил свою хвалебную песнь Богородице – «Акафист Пресвятой Богородице пред иконой Владимирская». Человек, на чьих плечах лежала огромная ответственность, в заключении славил Пресвятую Богородицу и не остался посрамлен в своей надежде. В последнем, 13-м кондаке, митрополит Сергий обращает к Богородице такие слова: «О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуйя».

Заступничество Пресвятой Богородицы незримо хранит всех, кто к Ней прибегает, независимо от того, один ли это человек, монашеская община или целый народ. В Сретенской обители братия монастыря поет Великий акафист Богородице каждую пятницу, сохраняя таким образом традицию восхваления Заступницы обители и всей Русской земли.

5.jpg

Сегодня, когда наша земля снова в опасности, и неизвестно чья воля окажется сильнее, мы можем вспомнить уроки наших предков – смирим свою волю и предадим ее в милостивые руки Господа. В нашей власти попросить о помощи Ту, Которая нам ближе матери. Когда человек смиряет свою волю и дает Богу действовать в его судьбе, тогда происходят настоящие чудеса. Для стяжания милости нужно доверие к Богу. Кому же проще довериться, как не любящей Матери, Кроткой и Смиренной, любящей каждого, как единственного. В день празднования Владимирской иконы Божией Матери вместе скажем: «Радуйся, Невесто Неневестная».

Сергей Кагирин 1 июня 2025
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить