Пятидесятница: великий день Церкви

Воззрите на праздник, который является вершиной нашего спасения, на праздник Пятидесятницы. Это пятидесятый день после Воскресения. Он получается, если мы умножим семь на семь, семь недель с семью днями, мы получим 49. Пятидесятый день – как крестовина, выход из этого круга. Даже если семь дней были днями, когда Бог творил и благословлял, и семь на семь – это семикратное благословение и милость Божия, день вне этого круга – это еще большее благословение, это выход в вечность.

1 (51).jpg
Фреска «Сошествие Святаго Духа». Сретенский монастырь

Таким образом, число Пятидесятницы чудесно, это таинственное число благодати, оно переносит нас в вечность. Хорошо и благоприятно кружиться сквозь дни, месяцы и годы, через исторические периоды этого мира, но человек существует для вечности. Бог создал и призвал человека для вечности. Лукавый своей лестью опутал человека, сбил его с толку, обманул. И по сей день он делает только это: обольщает человека, вводит его в заблуждение, отвлекая его, указывая ему на что-то еще, кроме Бога, отрицая Его, отрицая Христа, насаживая в человеке тернии. Помимо лживых трюков у лукавого нет ничего больше, и он предлагает человеку ложь вместо Бога. Он сказал Адаму взять запретный плод, съесть его, и тогда тот станет богом. Когда Адам сделал это, он потерял одеяние света, в которое он был облачен и в котором он находился под благодатью Духа Святого. Подобно тому, как Дух Святой сошел на апостолов и облек их в это одеяние света в виде огненных языков, которые не обжигают.

Бог создал и призвал человека для вечности

Когда я был в Иерусалиме, мне говорили то же самое о Благодатном огне Великой субботы. Когда огонь сходит, он не обжигает, вы можете спокойно дотронуться до него рукой и умыться им, он не жжет. Так же и огонь Святого Духа не попаляет, но очищает. Однако временами это пламя Святого Духа является судом для нас, для наших слабостей, немощей, испорченности и лени, для всего того, что предлагает нам лукавый в этом мире. Дарами Божиими является сама жизнь, здоровье, пища, все блага, богатства, и Бог не скуп, чтобы Он не мог бы дать нам всего этого. Но Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). По этой причине Святой Дух – дар Церкви в сегодняшний день.

Он ведет и направляет нас, мы – лишь Его орудия, исполнители, сослужители. В греческом языке слово «служитель» («διάκονος») переводится как «диакон». Священники тоже служители великой Божией мистерии любви по отношению к нашему спасению и вечной жизни. Святой Дух дан для того, чтобы в Церкви, которой Он руководит, которую вдохновляет, все происходило с Его помощью. Поэтому Церковь – это не организация и не сообщество по типу мирских организаций. Возможно, мирские организации тоже необходимы, но когда они претендуют на исключительность, они следуют путем лукавого, а не Божиим.

Сегодняшний день – великий день, это День рождения Церкви, который произошел на горе Сион в Иерусалиме, на горе Царя Давида, за храмом иудеев. Сначала там располагается Голгофа, потом гора Сион. Это гора, где Господь ниспослал Духа Святого, открыв полноту Святой Троицы. Мы говорим, что Святой Дух – это третье Лицо Святой Троицы. Но это не означает, что оно для нас менее важно, чем другие. Мы просто не можем их иначе осознать, кроме как первое, второе и третье Лицо (Ипостась).

Первое – это Отец, второе – Сын, а третье – Святой Дух. Но они равновелики, равнославны, нераздельны. Они существуют в одной и той же вечности и любят нас одинаковой любовью. Бог-Отец открылся нам через творение всего мира. Бог-Сын – через Свое Воплощение, крестные страдания, Воскресение и Вознесение. Дух Святой открылся всему миру, чтобы вести и направлять нас через Святую Церковь.

2 (44).jpg
Образ Святой Троицы

Церковь – это община, которая собирается в храме, и в особенности на Литургию. По этой причине важно ходить в храм Божий. Тогда мы присутствуем, участвуем в Царстве Небесном и приобщаемся к нему. Поэтому в храм нужно приходить не аналогично тому, как мы приходим в другие места. В нашем народе есть поговорка: постройка храма и постройка моста – не одно и то же. Прийти в храм не одно и то же с тем, чтобы прийти куда-то еще. Со страхом Божиим, с верой и любовью нужно приходить в храм Божий. «Со страхом Божиим и верою приступите!» – слышим мы перед Святым Причащением. Вот так нужно приближаться, подходить и к храму.

Не позволяйте, чтобы Церковь стала каким-то общественным дополнением, как это происходит у американцев, подобно «Красному кресту», армии, полиции, гуманитарной организации. Все это лишь дополнения к общественной жизни, как специи для пищи. Но мы можем питаться и без специй. Церковь – это совершенно другое. Церковь нетоталитарна, в том смысле, что она хочет все для себя, но она приводит людей к Богу.

Мы все – служители Божии, мы все призваны приводить людей к Богу. Фактически, мы приводим их к ним самим, настоящим. Большой секрет состоит в том, что если кто отчуждает себя от Бога, он отчуждает себя от других и от самого себя. Если кто соединяется с Богом, такой человек соединяется с собой настоящим и с ближними. И это объединение и есть Церковь. Святой Дух – тот огонь, тот раствор, тот животворящий кровоток, тот источник благодати, который связывает, соединяет нас всех и возводит нас к триединству Отца, и Сына, и Святого Духа. Святому Духу, полноте богооткровения, жизни и благодати, Оживителю, Просветителю, да будет слава с Отцом и Сыном во веки веков. Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская

Serbian Orthodox Church in America

Журнал The Path of Orthodoxy, 2015г., выпуск 3

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить