След детства

Что определяет облик человека? Наша личность формируется из множества деталей: семьи, Родины, образования, окружения и многого другого. С самого рождения человек впитывает всё, что происходит вокруг него, и эти впечатления преломляются в нем самым неожиданным образом. Наши детские воспоминания на всю жизнь остаются для нас самыми яркими и драгоценными картинами, которые ищут отклик во всем, что мы встречаем в дальнейшем. В первый год жизни ребенок узнаёт больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Наше детство – это время самых ярких и ценных впечатлений, формирующих нашу личность.

1.JPG
А. Ростел. «Игрушка Барроу»

Как много в этом отношении значит место, в котором рождается и растет человек? Безусловно, малая родина имеет огромное значение. Вот почему многие родители пытаются дать возможность своим детям как можно дольше быть на свежем воздухе, стараются отправить детей летом на дачу или в деревню, чтобы восприимчивый и впечатлительный разум напитался красками надолго вперед. Как много для ребенка значит возможность самостоятельно отправиться в лес? Лес – это место, где все дышит тайной: солнце освещает зеленые мхи на поваленных ветром стволах старых деревьев, муравьи тащат иголки в свои муравейники, буреломные тропинки, петляющие между елей и берез, и глубокий, сладкий воздух.

А речка? Какое чарующее действие оказывает на человека стремительный бег воды. Вода огибает камни и ветки, без остановки переливается изгибами волн, на солнце блестят брызги, и водоросли извиваются в темной глубине. Пытливый детский ум хочет испытать это чудо и пытается обнять природу во всей ее красоте и разнообразии. Таким образом свежему, восприимчивому уму открывается гармония сотворенного Богом мира. Яркое солнце, душистый воздух и простор знакомят ребенка с чудом творения. Мир открывается как прекрасное единое целое, мир повествует своей красотой о своем Создателе. Внимательный детский ум видит эту связь и ищет ее причину.

Мир открывается как прекрасное единое целое, мир повествует своей красотой о своем Создателе

Вся эта гармония раскрывается особенным образом тогда, когда детское наивное сознание знакомится с Богом в храме. Тогда чудо становится объективным – верующее чистое сердце видит, как Бог, Который живет в храме, выходит вместе с батюшкой и прихожанами на улицу, в село и дальше – в поле и лес. Богослужение не заканчивается в храме – им живет и дышит весь сельский уклад.

2.JPG
Н. Богданов-Бельский. «В церкви»

Как писал поэт Иосиф Бродский:

«В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам».

Эта взаимосвязь находит свое отражение в быту сельской общины: люди приносят плоды своих трудов в храм. На Троицу церковь украшают деревьями и соломой, на Преображение освящают выращенные своим трудом плоды, строят вертеп из снега на Рождество и идут на ближайшую речку освящать воду на Крещение. Дух Церкви выходит из здания храма и живет в людях, которые его окружают, также люди несут свои лучшие труды в храм и таким образом делятся с Богом и ближними своим вниманием и трудом.

3.JPG
Б. Кустодиев «Ярмарка»

Храм венчает прекрасную картину природы. Это выражается в том, на каком месте поставлено здание храма, его архитектурный стиль, материал, из которого построена церковь. Церковь в художественном плане – это лучшее проявление творческого потенциала человеческого ума. Человек стремится показать через архитектуру храма, через его убранство, через пение и служение, что храм – это особенное возвышенное место, где сердце устремляется горѐ. Поэтому храм стоит на вершине берега реки или на холме – там, где его крест будет виден из-за леса и далеко на дороге. Человек будет идти среди полей и видеть солнечные блики над живописной картиной окружающей природы.

Такой богатый опыт богообщения в церкви и на природе оставляет глубокий след в искреннем детском сердце, след, который напоминает о себе в течение всей жизни.

4.JPG
Архиепископ Верейский Иларион

Маленький Володя – будущий архиепископ Верейский Иларион – рос в семье священника и с детства впитывал в себя всю красоту этой гармоничной жизни. Вот как он сам об этом вспоминает: «С детства привык я видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Выйдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину Оки, – верст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божиих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни… Приедешь, бывало, домой на Пасху. Выйдешь к реке… И слышишь по воде со всех сторон радостный пасхальный трезвон во славу Христа Воскресшего: и с нашего тульского берега, и с московского несется звон, будто две церкви, две епархии сливаются в одном торжественном гимне. Ярко и ласково светит весеннее солнышко, шумно бегут по канавам мутные потоки, важно расхаживают по земле грачи, вся земля будто проснулась и начала дышать, зеленеет уже травка. Оживает природа, и смиренный народ справляет праздник Воскресения. Слышишь, бывало, как несется над рекой пасхальный звон, – будто волны новой жизни вливаются в душу, слезы навертываются на глазах. Долго и молча стоишь зачарованный».

5, превью.JPG
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Липицах

Родное село священномученика Илариона – Липицы – расположено на высоком берегу Оки. Тогда это был Каширский уезд Тульской губернии. Над этим берегом сейчас возвышается многоярусная колокольня, которая появилась там совсем недавно, не больше тридцати лет назад. С этой колокольни открывается потрясающий вид: на противоположном – московском – берегу реки до горизонта тянется дремучий заповедный лес, в котором живут зубры, прямо под холмом тянется, сколько хватает глаз, река Ока, в которую на западе садится солнце, вдалеке, в дымке, видны колокольни и монастыри Серпухова, с одной стороны на том же берегу – небольшой наукоград Пущино вырастает из деревьев, а реку пересекает большим мостом дорога на Москву. Эта панорама завораживает. Глядя на нее, невольно приходится задуматься о том, как маленький мальчик, будущий богослов и борец за веру, рос в такой обстановке. Как его, маленького, мама приводила в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором его папа служил литургию и причащал. Как прихожане узнавали и улыбались ему, как он улыбался в ответ.

Эта панорама завораживает. Глядя на нее, невольно приходится задуматься о том, как маленький мальчик, будущий богослов и борец за веру, рос в такой обстановке

Маленький Володя очень быстро научился читать на церковнославянском – в пять лет. И с тех пор он мог принимать деятельное участие в службе. Что он чувствовал, когда видел свою семью в храме? Его папа стоял в алтаре и с воздетыми руками разговаривал с Богом. Его мама в красивым платье вела его на службу и следила за тем, как он выговаривает слова на шестопсалмии. Его младшие братья и сестры тоже стоят в храме и слушают службу или помогают папе и маме. Дети этого семейства пошли по стопам своих родителей и до конца своих дней служили Богу. Братья священномученика Илариона так же стали исповедниками веры: второй брат, архиепископ Даниил, вместе с будущим настоятелем храма, младшим братом Алексием, были репрессированы. Какое значение для них имели эти милые картины детства, когда храм и служба – это чудо, когда запах ладана смешивается с травяным духом полей? Эти впечатления навсегда закладывают дорогой сердцу образ живого чуда – не абстрактной силы, существующей где-то далеко, а веры как жизни.

6.JPG

Один монах, наш современник, сказал, что христианин должен всегда помнить образ своей первой любви. Человек должен бережно нести в глубине своего сердца тот трепетный момент знакомства с Богом, который известен только им двоим. Глядя на место, в котором вырос священномученик Иларион со своей семьей, задумываешься о том, что порой Господь дает людям возможность с первых дней жизни вступить в жизнь чуда – чистым сердцем и открытой душой впитать драгоценные лучи благодати, посылаемой Господом в таинствах Церкви. Тогда детские игры становятся сотворчеством, ребенок, оживленный Божьей милостью, бежит на улицу узнавать Господа своими чувствами в лесу, поле и реке. Это сокровище греет сердце мужчине в тяжелых испытаниях веры и гонениях. Этот милый сердцу след глубоко в сердце тихо дает о себе знать в трудные, одинокие минуты испытаний.

***

В иллюстрированной книге Ирины Судаковой «Житие священномученика Илариона (Троицкого) для детей», которая вышла в издательстве Сретенского монастыря, рассказывается о жизненном пути священномученика Илариона, подвизавшегося в Церкви в труднейшие, воистину страшные годы большевистского гонения.

КУПИТЬ КНИГУ

Сергей Кагирин 25 декабря 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить