В камне и красках Бога прославим

Древлехранитель Татьяна Царевская о церковных памятниках Великого Новгорода

Новгород Великий – особое место на духовной, исторической и культурной карте России. И хотя исторические катаклизмы и время многое не пощадили, этот древнейший русский город поражает числом уникальных памятников, среди которых главный, конечно же, знаменитая новгородская Святая София.

О том, что в Софии Новгородской сохранилось с древних времен, а что было утрачено по тем или иным причинам, бывал ли в Новгороде Андрей Рублев, каким наследием Феофана Грека может похвастаться этот город, как работал святой Феофан и какой из русских книжников оставил нам его словесный портрет, мы беседуем с древлехранителем Новгородской и Старорусской митрополии Татьяной Юрьевной Царевской. Но прежде всего мы поинтересовались, кто такие древлехранители.

1. Софийский собор в Великом Новгороде.jpg
Софийский собор в Великом Новгороде

– Татьяна Юрьевна, кто такие древлехранители?

– Это сотрудники епархии, которые занимаются хранением культурных ценностей. Эту должность ввели в 2015 году по постановлению Патриаршего совета по культуре. С тех пор в каждой епархии, где есть старинные храмы, работают древлехранители.

– А как готовят древлехранителей?

– Они проходят стажировку в Патриархии в Москве. Патриарший совет по культуре создал специальные курсы древлехранителей. Необходимо пройти обучение и получить соответствующий сертификат.

«Парят Святой Софии купола»

– Софийский собор – главная достопримечательность Новгорода и его главная святыня. За века своего существования он не раз перестраивался и переделывался. Что-то от древности в нем все же осталось?

– Каждая эпоха привносила в убранство собора что-то свое, иногда менялся и внешний вид храма, делались пристройки и переделки. Но само «тело» собора – древнее, как и интерьер в некоторых его важнейших частях. Это XI век: собор был построен в 1045–1050 годах. Кстати, уже при возведении собора были отступления от первоначального плана. Ведь сначала задумали построить храм с открытыми одноярусными галереями. Это тип, который был широко распространен в Византии. Но когда начали строить, уже в первый год стало понятно, что нам этот тип не подходит.

– Из-за климата?

– Да, у нас совсем иные, чем в Византии, климатические условия: снег и холод. В Греции такого снега нет. Эти галереи никакой функции в холодное время года не несут, зимой по ним ходить сложно. Потом надстроили второй верхний ярус галереи. В результате получилось широкое и огромное «тело» собора.

По новгородскому списку образа Спаса на Престоле мы можем видеть, каким эта икона была изначально
Действительно, за века многое было изменено. Культурный слой вырос на 1,5 метра. Поэтому поднимали полы. Была изначально другая форма куполов, византийская, более пологая. Полусферическая, но без раздутых боков луковичного типа. Центральная глава – более шлемовидная в отличие от остальных. Были иные порталы. Окна в соборе не везде совпадают. В XVII веке делали широкие окна. Так что к концу XIX века собор был уже совсем не таким, каким его знали наши предки. И тогда была проведена его первая серьезная научная реставрация.

Лики древние

– Расскажите, пожалуйста, об иконах собора. Есть среди них древние?

– Сохранились два исторических иконостаса. Самый большой – Успенский. Это центральный иконостас собора, названный в честь престольного праздника Успения Божией Матери. Он создавался на протяжении нескольких веков. Самые первые иконы были корсунскими, вывезенными, как гласит предание, из Херсонеса. Сохранилась одна из них – икона апостолов Петра и Павла, сейчас этот образ хранится в Новгородском музее-заповеднике. Но часть образов нашего иконостаса вывез Иван Грозный в Москву. Так, образ Спаса на Престоле сейчас находится в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Эту икону, кстати, поновляли множество раз, а иконописец Кирилл Уланов около 1700 года основательно переписал образ, и от древней живописи уже ничего не осталось. Новгородцы успели выпросить список с этой иконы, и по нашему списку мы можем видеть, каким образ был изначально.

Иконы XIV века из праздничного ряда нашего иконостаса тоже сейчас хранятся в Новгородском музее-заповеднике.

Деисус второго яруса точно датирован XV веком. Примыкающие к нему иконы –XVI века.

Икона Софии Премудрости Божией, что в первом ряду, – один из самых ранних вариантов новгородской иконографии. Есть и московский вариант.

– А чем московский образ отличается от новгородского?

– В московском варианте фигуры Иоанна Предтечи и Богородицы, как в Деисусе, предстоят центральной фигуре Спасителя. А на нашей иконе Богородица предстоит Господу, но Она более фронтально расположена, особенно Младенец на лоне Божией Матери в диске, а Иоанн Предтеча изображен в контропост: как будто бы головой повернут к Софии Премудрости Божией, а вся его фигура развернута в другую сторону.

– Работал ли в новгородском соборе святой Андрей Рублев?

– То, что он мог здесь бывать, я допускаю. Мог приехать, посмотреть. Но в Новгороде он не работал, храмы не расписывал.

«Подписывал мастер Греченин Феофан»

– Но в Новгороде точно писал другой великий святой – Феофан Грек.

– Феофан Грек – фигура для Новгорода, да и для всего мира, уникальная. Он – великий живописец, расписавший за свою жизнь около 40 храмов. Родом из Греции, он начинал работать в Византии, затем прибыл на Русь. В Новгороде сохранился храм, расписанный Феофаном, – это церковь Спаса на Ильине. О том, что фрески тут работы Феофана Грека, рассказывается в летописи. Роспись храма сохранилась не полностью, но того, что осталось, достаточно, чтобы мы получили представление о Феофане как прекрасном мастере очень высокого уровня. Он был к тому же и богословом. И все, что он оставил нам на стенах, хранит отпечаток мысли. Мы не знаем его богословских сочинений, но он мыслил через иконопись.

Феофан Грек был мыслителем, его богословие – в его росписях и иконах
Известно, что он работал без опоры на эскизы. Хотя у иконописцев было правило ориентироваться на образцы. Вольности не допускались, а если и допускались, то они должны были быть богословски обоснованы.

2. Фреска Феофана Грека «Пантократор». Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород.png
Фреска Феофана Грека «Пантократор».
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

– А кто создавал эти образцы?

– Их и создавали живописцы, которые прекрасно знали богословие. Они могли обосновать, почему так изображается, а не иначе. Возникал канон. Святой Феофан был такого уровня мастер, что мог сам создавать канон. У него возникают новые формулы, которых до этого, например, византийская живопись не знала.

– Приведите, пожалуйста, пример этого нового.

– «Спас в силах» из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Византийская живопись до этого «Спаса в силах» не изображала. «Спас во славе» – да.

Феофан Грек – это большая личность. Он жил на рубеже XIV–XV веков. За искусством в это время уже становится личность – личность мыслящая. Мыслители-иконописцы и раньше были, но теперь имена их становятся более четкими для нас. Андрей Рублев, Даниил Черный, Прохор с Городца. Теперь творчество иконописцев перестает быть анонимным – имперсональным. Ведь иконописец был просто рукой Бога, а здесь перед нами уже личность, и мы этих мастеров прославляем.

Греческая живопись – это знак качества на Руси в то время. О Феофане слава впереди него бежала, как говорится. И вот он приехал.

– Знаю, есть интересный документ, касающийся Феофана Грека. Расскажите об этом подробнее.

«Он работает, не взирая на образцы», – пишет о Феофане Епифаний Премудрый
– Здесь уникальный случай. Сохранилось письмо его современника – Епифания Премудрого. Это был московский книжник, ученый. Он знал греческий, умел красиво писать. И у него была переписка с тверским игуменом, так вот Епифаний по просьбе этого игумена и описал свое знакомство с Феофаном Греком. Он очень любопытно его характеризует. Мы таких писем никогда не встречали. И Епифаний описывает Феофана как философа, хитрого – то есть умного – человека, «книги изографа опытного и среди иконописцев отменного живописца». Рассказывает, как он пишет, как работает. Он мог, например, работать и разговаривать с приходящими. И что особенно подчеркивает Епифаний: «он работает, не взирая на образцы». У него не было клише и канонов. Не то что наши иконописцы, подчеркивает Епифаний, которые смотрят «семо и овамо», то есть туда и сюда. Не столько пишут, сколько смотрят. Еще Епифаний добавляет: «Умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту». Глазами Феофан искал доброту.

«Заступник наш Никита, святитель предивный»

– А что значит для вас, как древлехранителя, такая личность, как Новгородский святитель Никита?

– Для меня самое главное то, что он собрал средства для росписи Софийского собора. Те, что сохранились в куполе, в центральном барабане, как раз и появились на эти средства. Он незадолго до начала работ умер, но успел собрать необходимую сумму.

– Многие молятся святителю Никите от превозношения…

– Да, потому что есть в его житии такой очень запоминающийся эпизод, когда он, будучи одним из монахов Киево-Печерского монастыря, решил уйти в затвор и стать аскетом. Для молодого человека это был необдуманный шаг, старцы его об этом предупреждали. Но тем не менее он посчитал, что ему хватит сил. Но сил не хватило. И он не стал изучать Евангелие, знал только Ветхий Завет. А дальше пошли страшные искушения, и он понял, что надеяться на свои силы нельзя.

Он многое успел сделать. Строил храмы. Приветствовал Антония Римлянина – великого русского святого. При епископе Никите происходит возвышение Новгородской кафедры.

– Когда обрели его мощи?

– Мощи были открыты в 1558 году. Одному благочестивому новгородцу было видение, что мощи святителя нетленны.

Владыка был и есть в теле, весь. И до сих пор. С кожными покровами.

Новгородцы его очень почитают, в дни памяти святителя совершается архиерейское богослужение.

На мощах святителя был покров XVII века. Этот покров увезли в Германию во время Великой Отечественной войны, но в 1991 году вернули, и сейчас он находится в экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Святитель Никита нам всегда очень помогает. И в делах храма, и тем, кто к нему обращается за исцелением, например. Так, по его молитвам и заступничеству было исцеление от слепоты. «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29).

3. Святитель Никита Новгородский изгоняет беса.jpg
Святитель Никита Новгородский изгоняет беса

Свобода и… разруха

– Новгород известен своим духом свободы. В том числе и по отношению к архипастырям.

– Это пришло из Византии. Здесь была выборная система, бросали жребий. Система бросания жребия менялась, но в течение долгого времени владыку избирали именно так: жребий тянули с престола, чтобы узнать, кто достоин стать Новгородским епископом. Следующий шаг возвышения Новгорода – усиление роли епископа. Он становился главой республики. Такая форма теократии, редкий случай. Скажем, в Венецианской республике главой был дож, а у нас во главе – епископ. Да, были посадники, но их роль не так значима.

Жребий тянули с престола, чтобы узнать, кто достоин стать Новгородским епископом
– Скажите, почему храмы Великого Новгорода находятся в таком плачевном состоянии? У города не хватает средств?

– Наши храмы действительно в плохом состоянии. Когда у нас гремели юбилеи, косметический ремонт делали. Но косметический ремонт дает эффект очень недолгий. Особенно когда зима теплая и все время сыро. Это опасно для памятника. Наши памятники – символ того, как все разрушается, если не поддерживать, не проявлять должной заботы и не делать работу всерьез. Это пример для всей страны.

С Татьяной Юрьевной Царевской
беседовал Никита Филатов

Никита Филатов 20 марта 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить