Возношение и освящение Святых Даров в Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого

Распечатать


Христос Спаситель, повелевший совершать священнодействие бескровной жертвы в воспоминание о Нем, Сам совершил это священнодействие в таком порядке: прияв хлеб, Он, по слову святителя Василия Великого в его Литургии, «показал его Богу Отцу и благодарил, потом благословил (хлеб) и освятил». Подражая Христу Спасителю, вечному Первосвященнику, и служитель Его, священник, по Его примеру, сперва взял хлеб (в проскомидии) и потом, по перенесении его на престол, показал Богу, то есть поднял дискос и с ним потир при словах «Твоя от Твоих», предварив это действие благодарственной молитвой. Теперь, по примеру Христа Спасителя, священнику остается благословить и освятить хлеб и вино, для того чтобы эти принесенные Богу Отцу Дары явились жертвой полной и совершенной, одинаковой с жертвой, священнодействованной Самим Христом. 

Для этой полноты и совершенства недостаточно повторить над Дарами только тайнодейственные слова Христовы, как это признается в латинских служебниках. Тайнодейственные слова Спасителя, без сомнения, имеют существенную важность в этом случае, как заключающие заповедь о совершении таинства, как выражающие сущность таинства и служащие ручательством, подобно словам благословения: раститеся и множитеся, — в том, что в этом таинстве Христос до скончания века будет присутствовать Своими Телом и Кровью под видом хлеба и вина. Но эти слова, приводимые в благодарственной молитве повествовательно, при исчислении многоразличных благодеяний к нам Божиих, составляют только начинательное действие в порядке освящения Даров. 

Дары, и по произнесении этих слов, по чину нашей Литургии всё еще остаются хлебом и вином и прелагаются в Тело и Кровь Христовы только по сошествии на них Святого Духа, низводимого на Дары так называемым призыванием Святого Духа, или молитвой о ниспослании Его, и благословением их. «Как земля без дождя не дает никакого плода, так и слова: “Приимите, ядите... и: Пийте…” — не совершают этого таинства без сошествия Святого Дождя, то есть без присутствия Святого Духа и без осенения знамением честного креста» (Новая Скрижаль). «Для сего нового делания, — говорит святой Иоанн Дамаскин о совершении таинства Тела и Крови Христовой, — через призывание делается дождем осеняющая сила Святого Духа» (Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. 13). Поэтому во всех древних Литургиях это призывание является главным и существенным действием в чине освящения Даров — таким, без которого Дары не могли бы быть Телом и Кровью Христовой. 

В нашей Литургии призывание Святого Духа на Дары, вместе с благословением их, совершается при пении «Тебе поем» в таком виде: «Еще приносим Тебе (Боже Отче), — тайно молится священник, — это словесное и бескровное служение (то есть служение жертвы, тайнодейственными словами, без пролития крови, совершаемое) и просим, и молим, и униженно умоляем, ниспосли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие Дары эти и сотвори хлеб сей честным Телом Христа Твоего, а чтó в сей чаше, честною Кровию Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым». Перед произнесением освятительных слов «сотвори хлеб сей...» диакон, наклоняя главу и показуя орарем на святой хлеб, говорит: «Благослови, владыко, святый хлеб», - и священник, произнося эти слова, благословляет хлеб, то есть осеняет крестным знамением. Потом диакон, указуя на чашу, говорит: «Благослови, владыко, святую чашу», - и священник, произнося над ней освятительные слова, благословляет ее, то есть осеняет крестным знамением. «Благослови, владыко, то и другое вместе», — говорит потом диакон, и священник полагает одно крестное знамение над хлебом и чашей со словами «преложив Духом Твоим Святым». По благословении как хлеба, так и чаши диакон говорит: «Аминь». По благословении обоих говорит «аминь» трижды. 

Вслед за тем священнослужители повергаются перед Святыми Дарами, воздавая им боголепное поклонение, ибо Дары эти, освященные призыванием Святого Духа и благословением, перестают быть тем, чем были доселе: они теперь сохраняют только вид хлеба и вина, а в существе суть Тело и Кровь Христовы и таковыми остаются на всё последующее время, доколе остаются в своих видах (Послания Восточных Патриархов, гл. 17).

Между молитвой о ниспослании Святого Духа «Ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащие Дары сии» и благословением Даров есть вставка. Священник перед мгновением благословения Даров поражается страхом, чувствуя свое недостоинство послужить видимым орудием к совершению великой тайны, и не только молится Богу Отцу: «Ниспосли Духа Твоего на ны, очищающего от всякие скверны и всеосвящающего», - но, прерывая эту молитву, обращается еще с молитвой о том же к Богу Сыну. Он молится словами, взятыми из службы третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Эту молитву священник повторяет трижды, присоединяя к ней еще два стиха: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» и «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс 50, 12–13). Эти вставочные молитвенные слова хотя прерывают связь тайнодейственной молитвы и потому не читаются ни в древних и современных греческих служебниках, ни в древних славянских, вполне однако же согласны с духом совершаемого священнодействия, предочищая и ободряя немощного служителя таинства к совершению его.

О присутствии Иисуса Христа Телом и Кровью Своей в освященных Дарах и об образе этого присутствия первосвятители Востока учат: «Веруем, что в сем священнодействии присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (как лжемудрствуют кальвинисты), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о Крещении, и не через проницание хлеба, так чтобы Божество Слова входило в предложенный хлеб существенно, как последователи Лютера довольно неискусно и недостойно изъясняют, но истинно и действительно, так что, по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на Кресте излилась за жизнь мира» (Послания Восточных Патриархов, гл. 17).

Из книги епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную литургию»


12 декабря 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить