Духовная карта Патмоса. Часть 1

Патмос – святое место. А святость места обусловлена ​​святостью людей, которые тут жили: человек придает благодатность месту, освящает его. Так, на священном острове Патмос сначала жил ученик Любви – святой евангелист Иоанн Богослов. Он жил там в изгнании. Кто становится исихастом, монахом, верным другом добродетели? Тот, кто сам покидает мегаполис самохвальства, эгоизма, славолюбия и злорадства. Он – изгнанник по своей воле, ибо хочет жить согласно Евангелию и следовать за Христом.

Монастырь Апостола Иоанна Богослова на о.Патмос
Святой евангелист Иоанн был изгнан на этот остров и нашел себе убежище в пещере.

И исихаст, монах, христианин должен спуститься в «пещеру» своей сущности, в глубины своей души, чтобы оттуда, взывая к Господу, искать Божией милости. Святитель Григорий Палама молился: «Господи, просвети мой мрак!» Где он это сказал? «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!» Откуда вышли эти слова? Не из его кельи, не из молитвенного угла, а из глубины его души. Он спустился в «пещеру» своего сердца, со смирением спустился в «пещеру» своей души, увидел там тьму, ибо был человек, и оттуда взывал и искал Христов свет и Божие милосердие. Так что человек должен войти в глубины своего сердца, осудить себя на изгнание от славолюбия, злорадства, самохвальства и проникнуть глубоко в свою душу, смиренно увидеть, каково на самом деле состояние его души, и из этой глубины взывать к высотам Божией славы и молить о благодати, спасении и свете.

Эта пещера на Патмосе – образ пещеры лично для человека, ибо это пещера Откровения. Это означает, что человек, который пытается прожить Евангелие, спускаясь в глубину своего сердца, постоянно находится в откровении – откровении своего реального состояния и истины. В этой «пещере» он взыскует Божией милости.

Эта пещера на Патмосе – образ пещеры твоего сердца, где тебе открывается твое истинное духовное состояние

Паломник, пришедший в пещеру Откровения на острове Патмос, увидит, что верхний камень ее рассечен на три части. Так происходит и с человеком, который прилагает усилия и подвизается, смиряется и кается. Что творится в глубине его сердца? Там взращивается смирение, покаяние приносит плоды, разрушается грех, раскрывается оболочка души и открывается Единый Святой Бог-Троица.

Эта пещера – первое место поста, первый исихастирий Патмоса, в ней ученик Любви проживает Пришествие Иисуса Христа и видение будущего. Это ученик, которого любил Иисус. Что это значит? Разве Христос не любил других учеников? Разумеется, Он любил и других Своих учеников, но святой Иоанн – непорочен, он истинный друг, он тот, в ком покоится Божия любовь, пребывая в каждой его духовной и телесной клеточке. Божия любовь преисполняет ученика Любви. Точно так же человеку, который спускается в глубины своей души, смиряется и раскаивается, разбивает свое жестокосердие, открывается Божия истина, открывается любовь Бога-Троицы, и он становится вечным, стойким учеником Любви.

Пещера Откровения (Апокалипсиса) на Патмосе
В пещере, где жил святой Иоанн Богослов, в последние годы своей земной жизни подвизался и святой Амфилохий (Макрис), тоже великий ученик Любви. И хотя в эту пещеру приходило множество паломников, старец был в непрестанной борьбе. Он много постился, следил, сколько раз он ест, спал на доске, которая была для него мала. В этой пещере он проживал свои личные откровения. Потому что вел духовную борьбу. Около пещеры Откровения было много других маленьких постниц, в которых жили и подвизались многие известные и неизвестные монахи и святые. Мы должны знать, что большинство святых неизвестны – потому что они полюбили священную незаметность и смиренно старались оставаться в безвестности. И если в какой-то момент нам что-то открывается, Бог делает это для того, чтобы житием святого мы могли быть исцелены, просвещены, научены и спасены. Много монахов жило около священной пещеры, немногие известны нам, многие неизвестны и только Господь знает о них.

Другой великий подвижник, живший на Патмосе, – преподобный Христодул, построивший великий монастырь во имя святого Иоанна Богослова. Преподобный Христодул – человек аскезы, что означает: молитвой, бдением и постом он говорил Христу: «Я люблю Тебя!»

Всем – как спали, как ели, что делали – эти люди хотели выразить свою любовь ко Христу, потому что они чувствовали Его любовь и благодать в своей жизни. Тот, кто чувствует и проживает Божию любовь, старается всеми силами откликнуться на нее.

Святой Амфилохий (Макрис)
Преподобный Христодул – Христов слуга, смиренный, истинный Его ученик, человек любви и жертвы, всецело предавший себя Богу и ближнему.

Возле Патмоса есть остров, называемый Петрокараво – «Окаменевший корабль». Согласно преданию, это было пиратское судно, которое преподобный Христодул увидел со стен монастыря. И что он сделал? Пираты представляли опасность для святой обители. Они нападали, грабили, сжигали, убивали иноков. И когда преподобный увидел корабль, он перекрестил его – и корабль окаменел. Вокруг этого небольшого острова, который похож на перевернутый корабль, есть много маленьких островков, и, согласно преданию, это лодки с пиратами. Когда пираты увидели, что корабль и их лодки превращаются в камни, они раскаялись, и многие из них стали послушниками преподобного Христодула и умерли в монастыре как великие подвижники.

Преподобный Христодул перекрестил пиратский корабль – и тот окаменел

Но не будем останавливаться только на внешних событиях. Человек, который захочет душой погрузиться в пещеру, увидит свое состояние и истину, покается и будет искать Божией благодати; несомненно, у него будет много искушений, много «пиратов», которые придут, чтобы остановить его духовную борьбу, стереть все, что он построил своей аскезой. А что необходимо, чтобы противостоять искушениям? Крест. Как важно остановить движения души и разума и парализовать множество искушений! Окаменить их силой креста. Христос снабдил нас всеми духовными средствами, Он дал нам оружие, чтобы активировать все то, что приведет нас ко спасению и к Царству Небесному, и окаменить все то, что может отдалить нас от Христа и помешать нам вкусить сладость Его присутствия, но и аскезу нашей истины.

Другой исихастирий на Патмосе – Врастон, где жило много просиявших святостью известных и неизвестных монахов. Одним из них был отец Антипа. Расскажу вам о чертах его характера. Сурова жизнь святых подвижников. Однако чем суровее их жизнь, тем нежнее и чувствительнее их нрав. Отец Антипа часто давал людям деньги, чтобы они отказались от сигарет. Он платил им, чтобы они бросили курить. Считал, что курение очень вредит человеку.

Преподобный старец Амфилохий взял его в монастырь, потому что тогда было очень жарко в округе, и несколько дней старец жил в святой обители. Однажды на монастырском дворе ему показали молодого человека, который курил. Старец направился к нему. Возле того человека уже собрались другие люди и сказали ему:

– Вот, возьми зажженную сигарету, и посмотрим, что тебе скажет старец!

Но прежде чем старец подошел к нему, молодой человек потушил и выбросил сигарету. Старец подошел к нему и сказал:

– Большое спасибо тебе, дитя мое, за то, что ты сделал!

– Геронда, сигареты не было! – отвечали старцу стоявшие рядом.

– Я не знаю, что ты сделал. Но чувствую, что сделал это из уважения ко мне, и за это большое спасибо!

Благородство, вежливость и нежность.

Как-то раз к нему обратился один еврей. В то время на островах торговало много евреев. И он сказал старцу:

– Геронда, у тебя есть деньги, чтобы купить что-нибудь?

– У меня нет денег.

– А для чего живешь, если у тебя нет денег?

И тогда старец ответил ему:

– Для чего я живу? Послушайте, я вам расскажу о Моисее, вашем сородиче…

– У меня много золота! – перебил еврей старца. – А вы что имеете? Что вы успели сделать в своей жизни? Чего вы добились? Приходите и посмотрите, чего я добился в торговле! И что дала вам духовная жизнь? А я благодаря торговле заработал много денег!

И тогда старец ему ответил:

– Вы помните, что сделал ваш сородич Моисей, когда сотворили золотого идола? Он разбил его вдребезги и выбросил. Если вы не хотите проявить послушание Христу, то проявите хотя бы послушание своему сородичу, потому что деньги не наполнят вашу душу.

Простодушные, тонкие, вежливые, благородные люди, которые действительно могли научить, дать пример и урезонить людей.

Входя в порт Патмоса, мы видим справа, высоко наверху, исихастирий Пресвятой Богородицы Кумана. Среди множества живших там подвижников был и святой Макарий, Коринфский епископ, который был колливадом и участвовал в движении колливадов. Он был из рода святого Герасима Кефалонского, очень богатого. Этот человек, несмотря на все богатство, которое у него было, с детства жил аскетично, и его служение было преисполнено утешением других и заботой о других, любви к ним, и не только этим.

В его жизни был такой случай. Когда умер его отец, святого Макария попросили приехать в родной город, чтобы унаследовать богатство, но он раздал его бедным. В родительском доме были и несколько записных книжек с именами должников его отца. И тогда святой Макарий поразил местных жителей и своих родственников тем, что сделал. Святой Макарий простил долги всем должникам своего отца. Как писал один великий писатель: «Руки, которые претворяют Честные Дары, стирают долги». Потому что святой Макарий умел прощать долги людей, не только финансовые, но и греховные. Вот почему он был человеком утешения, и вот почему многие новомученики приходили к нему перед своей мученической смертью, чтобы получить от него духовную поддержку и утешение. Этот великий святой, этот иерарх-аскет жил 10 лет в исихастирии Пресвятой Богородицы Кумана.

Однажды в исихастирию пришел юноша, племянник другого великого подвижника, и святой Макарий заметил, что тот не был на утреннем богослужении. А юноша очень устал и проспал. Святой Макарий нашел его спящим в келье и разбудил:

– Благословите, батюшка! – произнес юноша.

– Где ты был? – спросил его святой Макарий.

– Геронда, я уснул, потому что вчера весь день полол грядки.

– Дитя мое, прополоть грядки – хорошее дело, но богослужение дано нам для того, чтобы мы пропололи свою душу. И то делай, но и про второе не забывай.

Прополоть грядки – хорошее дело, но богослужение дано нам для того, чтобы мы пропололи от греха свои души

Богослужение помогает тебе прополоть свою душу. Потому что на богослужении ты слушаешь синаксарии святых, слушаешь тропари святых, впитываешь дух святых, видишь их мученичество, борьбу и ощущаешь их любовь. И все это помогает тебе прополоть и по-настоящему увидеть свою душу и свое состояние.

(Окончание следует.)

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Сайт «Задругата»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить