Крушение цивилизации. Часть 2

Трагедия современной молодежи

(Начало см. Крушение цивилизации. Часть 1.)

Наступило время для истинного раздумья, для того, чтобы поставить нашу жизнь на онтологические основы. Молодой человек хочет многого добиться и преобразовать общество, но для этого ему необходимо познать себя, познать в глубине свое бытие, чтобы осознать свою идентичность, найти и познать свой Первообраз. Этот экзистенциальный поиск исходит из сознания тленности. Факт, что человек тленен, а это означает, что он мог и не существовать. Его существование является даром Того, Кому он обязан своей жизнью. Тварность и тленность означают, что в любой момент может прерваться моя жизнь. Тогда в чем заключается смысл моей жизни, если конечная ее перспектива – смерть? Смысл жизни может существовать только тогда, когда есть возможность преодолеть смерть, то есть если тварное может участвовать в жизни Нетварного. Рано или поздно в этом экзистенциальном поиске мы встанем перед Личностью – Личностью Иисуса Христа. Все мы знаем, что здание имеет основы, важнее то, что оно нуждается в прочной основе. Ты не можешь сформировать свой характер, получить образование, профессию, создать семейный очаг, быть успешным, если ты не имеешь экзистенциальную основу, потому что это строительство в воздухе, и наша повседневность очень ясно нам это показывает. Встреча с Личностью Христа – это уникальная история, и она должна стать такой и для нашей личной истории. Христос является Ключом, благодаря Которому мы можем понять и осознать, кто такой человек и каким образом он существует. Святые Отцы IV Вселенского Собора, говоря о Христе, подчеркивают, что в Его личности божественная и человеческая природа соединены неслитно и нераздельно. То есть во Христе Бог остается Богом и Человек остается Человеком, но через общение между двумя природами во Христе человек преодолевает свою тварность и смертность и становится причастником божественного естества. Это единственная истинная онтология человека, которая может наполнить смыслом его жизнь, сделать его сильнее перед теми, кто устраивает заговоры против него. «Неслитно и нераздельно» означает свободу и любовь, которые лежат в основе отношений между Богом и человеком, и они являются основой всех человеческих отношений. Это тропос человека, на котором он может построить свою жизнь, это смысл его жизни, потому что только так преодолевается тварность и смерть. 

Сегодня молодые люди чувствуют себя обманутыми и должны задать себе вопрос, почему на протяжении веков велась война против союза человека с Христом

Сегодня молодые люди чувствуют себя обманутыми и должны задать себе вопрос, почему на протяжении веков велась война против союза человека с Христом, причем с такой яростью, упорством и методичностью, а иногда и с такой подлостью со стороны системы, которая предала человека. Почему в этой войне участвовало так много политиков, журналистов, якобы духовных людей? Люди должны спросить себя, почему они «подставили ухо» в этой полемике против личности Христа и почему когда-то они сами стали участниками осмеяния веры и считали ее отвержение прогрессом? Неужели Христос был опасен для молодежи? Где действительно скрывалась опасность? Другая была цель. 

Сейчас мы понимаем, что этой опасностью был Христос, но для системы Христос – это мера свободы и человеческого достоинства. Жизнь с Ним «рождает» свободных людей, способных сражаться, вести битвы как мученики для истинной жизни, а не для пародии на жизнь. Христос открывает уникальность каждого человека и полностью наполняет смыслом его жизнь. В очередной раз для нас делается очевидной истина:  целью системы не был Христос. Ни человеческая подлость, ни глупость не могут запугать или как-то повлиять на Того, Кто победил смерть. Целью был человек, целью этой жалкой и запутанной системы были вы, молодые люди. К сожалению, не без вашего согласия. Они использовали, обманули вас, а сейчас «выбрасывают» вас как ненужные вещи. 

Я всегда буду помнить разговор, который произошел с одним восемнадцатилетним юношей, которого я случайно встретил в одном доме. Он был членом какой-то политической организации. Сначала в моем лице он увидел врага, который должен был победить. Мы разговаривали в течение более чем двух часов. И вот что он сказал мне в конце нашего разговора:

– По всем вопросам, о которых мы говорили, организация, к которой я принадлежу, снабжала меня брошюрами, но то, что Вы сказали мне, я слышу в первый раз в своей жизни.

С этого дня он стал свободным.

Церковь Христова в своей природе это par excellence (в высшей степени) место для молодежи, потому что она может наилучшим образом ответить на экзистенциальные потребности и наполнить смыслом жизнь молодого человека. Церковь является местом, где человек действительно чувствует себя наполненным смыслом, потому что в ней тварное встречается с нетварным. Бог принимает человека, и человек становится причастником божественного естества. В Церкви материя этого мира становится плотью Бога, а другой человек – твоим Богом, твоим «я», без которого ты не можешь жить. В Церкви есть только настоящее время. Единственное по-настоящему новое во времени – это не начало какого-то года или тысячелетия, а Воплощение, то есть вход Бога во время, оно всегда заставляет его быть новым и превращает его во время спасения. В жизни людей Церковь – это непрерывное приглашение, и вызов для самопревозможения, и постоянное движение вверх. Церковь – это постоянный призыв к вечности, к преодолению смерти и участии в божественной жизни.

Бог принимает человека, и человек становится причастником Божественного естества

Молодой человек всегда неспокойный, непримиримый бунтарь. Он тот, кто хочет изменить мир, но вместо этого сам мир часто меняет и отчуждает его от Бога. Молодой человек ищет идентичность, смысл жизни, пытаясь самоопределиться, найти свое место в мире, но часто он чувствует себя преданным. Сегодня молодой человек чувствителен, наполнен мечтаниями, беспокойством, страстью к жизни и тревогами. В Церкви молодой человек (разумеется, как каждый человек) не размышляет о Боге, не философствует абстрактно о Его существовании, а проживает Его присутствие своим телом и становится участником Его божественной жизни. Всегда, и сегодня тоже, у молодого человека есть возможность прикоснуться к обожению в лице древних и современных Божьих угодников. Встреча юноши-бунтаря с такими святыми людьми как старец Иаков Цаликис, старец Паисий Святогорец, старец Порфирий Кавсокаливит, старец Софроний во многих случаях означают конец любого противоречия в его внутреннем мире и в его жизни.

Церковь подходит молодым, потому что она является динамичным пространством, полным сил и жизни. Пространство для подвига. Какого подвига? Максимального подвига – осуществления жизни как любви. Для освящения и обожения личности, то есть полного утверждения жизни.

Я живу в Церкви – это означает, что я не просто верю, что Бог существует, а причащаюсь Его жизни, чувствую Его присутствие в лице моего брата и борюсь за то, чтобы другой человек был моим братом и моим Богом.

Я живу в Церкви – это означает, что я не просто говорю о справедливости, а стремлюсь быть справедливым. Не просто говорю об истине, а стремлюсь быть настоящим. Не просто говорю о любви, а борюсь, чтобы любовь стала моим этосом и постоянным состоянием моей жизни.

Я живу в Церкви – это означает, что я подвизаюсь и живу с готовностью жертвовать собой. Я бы сказал, что Церковь только для молодых, то есть для тех, кто хочет остаться молодыми, и это способ, благодаря которому человек постоянно обновляет свою молодость. Я был знаком с одним таким самоотверженным «юношей» – блаженнопочившим старцем Иаковом Цаликисом. В семидесятилетнем возрасте он выглядел гораздо моложе, чем многие юноши.

Может ли сегодня молодой человек жить в Церкви? Почему бы нет? Как я уже сказал в начале моей беседы, молодые люди имеют «привилегию» проживать конец цивилизации, которая обещала превратить мир в рай силой знаний, силой науки и силой технологий.  Это цивилизация, которая настойчиво хотела построить развитие на отрицании Бога и обожествлении разума. Мы знаем, что сегодня, на закате этой цивилизации, она превратила мир в ад. Эта цивилизация, которая отвергла Бога, в конечном итоге отвергла и человека и привела его к полному обесцениванию и унижению. В противовес этому полному обесцениванию человека Церковь предлагает людям самое поразительное событие, которое конституирует его полное утверждение. Событие, которое показывает их уникальность, – Боговоплощение. Ради нас Всемогущий Бог явился на Землю как смиренный человек, чтобы привести человека к вершинам Своей божественности. Боговоплощение – это непрестанная реальность в истории благодаря Церкви. Для человека из каждой эпохи Господь наклоняет небеса, сходит на землю и встречает человека, принимает его в Своем Теле, питает его Своей жизнью, восстанавливает его в первоначальном достоинстве. Это постоянное Божие смирение является уникальной надеждой для человека.

Если юноша хочет оставаться молодым, единственный способ для достижения этой цели – прожить свою юность в Церкви, приобрести вечность, выполняя Божью волю

Если юноша хочет оставаться молодым, единственный способ для достижения этой цели – прожить свою юность в Церкви, приобрести вечность, выполняя Божью волю. Сегодня без Церкви молодой человек остается во «вчерашнем дне», как, к сожалению, остались во «вчерашнем дне» тысячи молодых людей, которые ищут смысл жизни в наркотиках, алкоголе, оторванной от любви сексуальности. Они стали несчастными жертвами провалившегося мира и бесстыдной политической системы, которая убивает своих собственных детей.

Мы говорим о Церкви, и, в частности, я имею в виду каждый церковный приход, который сохраняет горизонтальное измерение человеческого существования и является превосходной терапевтической общностью, в которой каждый человек может найти полноту утраченного смысла его жизни.

Я думаю, что наступило время для бунта и перемены. Но этот бунт и перемена должны начаться внутри нас для того, чтобы они стали реальными. Наступило время лично ответить на поразительный вопрос Достоевского – свобода или счастье? Наши предки ответили:

– Свобода!

Счастье в свободе. Нас довели до сонного состояния, но наступило время проснуться. Активно участвуйте в ваших приходах, будьте в общении с Христом, поднимитесь над посредственностью и не надейтесь на князей, на сынов человеческих, от которых нет никакого спасения. Не жалуйтесь и услышьте Того, Кто зовет вас:

Активно участвуйте в ваших приходах, будьте в общении с Христом, поднимитесь над посредственностью

– Молодые люди, вы сильные, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого. Вдохновитесь силой мучеников и терпением подвижников!

Митрополит Сисанионский и Сиатистский Павел (Иоанну)

Хочу закончить свою беседу тропарем, который, когда я был маленьким, воодушевлял и продолжает воодушевлять меня: «Мученики выстояли перед тиранией, говоря: мы на стороне Царя сил, и если даже предадите нас на мучения, мы не отречемся от силы Троицы», то есть настоящей жизни и свободы!

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
сайт «Православие БГ»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить