Кто из нас готов предстать перед Судом Божиим? Часть 2

Часть 1

Я бы хотел, чтобы красной нитью через наш сегодняшний разговор прошел вопрос: «Что я из себя представляю, что происходит со мной и моей семьей?»

Мы измеряем всё человеческой мерой, которая сильно разнится с мерой Христовой. Вот мать, сын которой приносит всем одни несчастья. Но она говорит: «Как бы я хотела, чтоб и у других был такой же ребенок, как мой! Вы знаете, какое у него доброе сердце?» Но ее сын богохульник и прелюбодей. Он развелся с женой и продолжает распутничать. В церковь не ходит, не исповедуется, не причащается, кощунствует. И какая польза от его «золотого сердца»? На каком Лидийском камне она испытала это сердце, и у нее получился такой результат? Тогда как сердце это полно нечистот. Это просто выгребная яма. Мать судит, пропуская чувства через фильтр материнства. Но давайте попросим Христа, пролившего Свою Кровь, измерить Своею мерою вашего сына, вашу дочь, лично вас, меня, наших супругов и супруг. Вот почему человек должен иметь страх Божий, который поддерживает его. Не надо бояться того, что говорят о тебе другие. Надо бояться того, что скажет о тебе Христос прямо сейчас. Разве, если все говорят «да», то и Христос скажет «да»? Если все говорят «да», а я говорю «нет», представляю ли я для остальных угрозу своим «нет»?

Я думаю, что многие из нас, верующих, не в порядке. Мы не готовы в любой момент умереть. Поскольку мы не верим, что умрем, то всё время всё откладываем. И это откладывание приводит нас к грехам. Как поступить Богу, когда время благости и долготерпения, как пишет апостол Павел: «благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2: 4), не используется для покаяния и возвращения? Человеку легко спастись и тяжело попасть в ад. Если кто-то увидит сошествие Христа во ад и попрание Им дракона-сатаны, освобождение Адама и Евы, воскрешение тех, кто принял Его после проповеди Иоанна и Его собственной проповеди, он также увидит, как Христос разрушил узы ада, сломав рычаги вечности. Он поймет, что человеку идти в ад очень утомительно, потому что двери нет, замков тоже нет. Нет ничего, что смогло бы запереть человека там. Насколько надо быть врагом самому себе, чтобы собственноручно сделать в аду дверь, поставить на нее замок и засовы, войти и запереться изнутри? 

Человеку легко спастись и тяжело попасть в ад. Насколько надо быть врагом самому себе, чтобы собственноручно сделать в аду дверь, войти и запереться изнутри?

Сатана говорит: «Мы совершили один грех, и Он отправил нас в тартар. Люди ругают Его каждый день, и Распятый прощает их». Сатана говорит правду. Жалуется, что он всего за один грех свержен с Небес, а мы предаем Его каждый день, и Он прощает нас. Фактически и сегодня диавол в этом прав. Но принимает ли это во внимание человек? Может, этот день, этот момент окажется последним, и что потом? Я просто исчезну? Что доброго я сделал в своей жизни? Но даже если я ничего доброго не совершил, есть гарантия, данная Христом. Его обещание остается в силе до тех пор, пока бьется мое сердце, до моего последнего вздоха. Целый мир ничто перед душой, но, к сожалению, мы связаны грехом и впадаем в грех. Мы равнодушны к благам рая и Христа, становясь кощунниками вдвойне. Во-первых, по отношению к нашей душе и, во-вторых, по отношению к жертве, принесенной Богом за нас, людей. 

Как тень следует за человеком, куда бы он ни шел, так и грех привязан к нам, и нам невозможно от него отделиться. Нас окружают разные грехи. У нас нет Лидийского камня, как я уже говорил выше, чтобы проверить величину греха, и мы считаем наши проступки мелкими грешками. «Ибо как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни Ангела отдаляет многоплачевный и смердящий грех», – говорит Василий Великий. Этот грех, прилепившийся как тень, отгоняет Ангела и Благодать Святого Духа от нашей души, и в момент смерти мы окажемся в полном одиночестве. Покаяние воссоединяет человека с Богом, снова делает его сыном, одевает его в свадебные одежды, и он смело идет на брачный пир, не боясь услышать: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22: 12).

Первый согрешивший человек представлен обнаженным. Согрешив, он потерял этот благочестивый покров Святого Духа. Каждый потомок Адама приходит в этот мир нагим. У апостола Павла читаем, что Христос приходит в мир и снова облекает нас благодатью при крещении: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27). «Дай мне одежду света!» – говорится в молитве. Белая одежда символизирует обретение потомком Адама Дара Святого Духа. Но когда человек взрослеет, он сбрасывает с себя одежду благодати, и если он когда-либо раскается, как блудный сын, то первым приказом Отца будет одеть его в одежду, которая была у него раньше. На Страстной неделе Православная Церковь молится: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, украшенный. Но достойной одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети одежду души моей, податель Света, и спаси меня», чтобы и я мог быть поближе ко Христу. Белый погребальный саван – это как исповедание того, что мы действительно уверовали во Христа, и Он одел нас Благодатью. И в этой одежде мы можем, защищенные Крестом и Кровью Христа, оказаться в раю.

Я хотел бы спросить многих из вас. Поскольку грех срывает и уничтожает нашу одежду, то как мы будем выглядеть в момент смерти? О Клитемнестре рассказывают, что она была наказана пострижением волос, и потом ее живой замуровали в стену. И вот, в то время, как ее замуровывали, она плакала и просила: «Отдайте мне мои волосы! Как я появлюсь в аду в таком виде?» Ей нужны были волосы, чтобы не опозориться в преисподней! Тогда постригли одну из рабынь и отдали волосы ей. Только после этого прекратились протесты и рыдания. У нее всего-навсего не было волос, и собиралась она не на Страшный Суд, а всего лишь в ад. Стыдно ей было появиться там без волос! Как можно называть христианами нас, работающих на сатану с утра до ночи и с ночи до утра, слушающихся его приказов и подчиняющихся внешне и внутренне его духу? Как можно называться христианами, и как мы предстанем перед Богом? Мне очень жаль, но мы погибаем. Может быть, равнодушные к вере и достойны такой участи... Но для людей, которые говорят, что они религиозны, что у них всё хорошо и, косвенно или прямо, считают себя примером для других, попасть в ад – это плохо и уродливо.

Мы будем страдать в аду, потому что жизнь наша диаметрально противоположна обетованной нам. Под христианской обложкой скрыто дьявольское содержание. Как такое возможно? Вы заходите в магазин церковной утвари и обнаруживаете, что там продают стройматериалы. Но я пришел купить свечки. Да, у них есть кирпичи, но снаружи написано: «Церковная лавка»! Чему мне верить? Вывеске или тому, что внутри? То есть у многих из нас нет ни одного из атрибутов христианина, хотя нас называют христианами и воспринимают нас как христиан. Не знаю, возможно, я преувеличиваю, но если я прав и прикладываю соль к вашим ранам, которые у вас были и есть, то давайте станем более внимательны! Все слова не случайны, не случайны и все уроки. Не случаен наш приход и долготерпение Бога, Который нас терпит до сих пор. У Господа нет нужды в нас, это Он нужен нам, но из любви Господь призывает всех нас к Себе! По крайней мере, вы, утверждающие, что глубоко веруете, избавьтесь от своих слабостей, перестаньте грешить, изгоните грех из себя, успокойтесь, будьте внимательнее, заботьтесь о своей душе и меньше прислушивайтесь к своему телу.

Очень забавно, что человек так много заботится о теле и почти не заботится о душе. Что только не делается для тела! Первое – больницы и врачи. Далее – чистильщики. Чистильщик, что ты делаешь? Чищу людям ботинки. Химчистка, что делаешь ты? Чищу людям одежду. Баня, а ты чем занята? Я мою тела людей. Парикмахер? Я делаю красивые прически. Портной? Я балую тело мягкими одеждами. Ты, овощник? Я питаю тело людей. А ты, бакалейщик, а ты, рыбак? Почему, зачем, для чего всё это? Всё для тела, всё в поте лица и за деньги! А что делаете вы – Церковь, священник, Исповедь? Что делаешь ты, Святое Причастие? Мы для души человека! Вам нужно заплатить? Нет! Но человек не идет к ним. Разумный человек, высокоразвитый, достигший Луны! Ну и что из этого? Луна была создана для человека, и какое геройство в том, что он оставил на ее поверхности свой след? Но если тот, кто прилунился, не приземлится и не поймет, кто он на самом деле, он потерпел неудачу. 

Нужно понять, что рука Христа, протянутая мытарю, коснулась не только его руки, но и сердца! Потому что источник всего – в сердце человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15: 19). Разум продажен по отношению к сердцу, и чем умнее и лукавее человек, тем он страшнее. Вот почему мы видим образованных людей вдали от Бога. Они обладают наукой о грехе, обладают методом. Нужно глубоко заглянуть в их души, чтобы увидеть осиное гнездо, что у них внутри.

Каждый человек должен видеть свое сердце как соты или губку со множеством ячеек. Здесь кроется разврат, здесь блуд, там богохульство, там чревоугодие, там скрыта ненависть, там многословие и ложь. Там, там, там! Надо заглянуть в каждую ячейку и вычистить всё изнутри. Всем, проделавшим эту работу, – слава их бессмертным душам! Но много ли таких, очистивших все свои ячейки и не оставивших дьявола нигде? Мы это сделали? Этого не сделали даже «продвинутые» христиане. Многие, если у них нет высокой температуры, не волнуются, хотя повышение на десятые доли градуса гораздо опаснее. Эти десятые затрудняют схождение благодати, ограничивают и удаляют ее. В них вся причина.

Каждый человек должен видеть свое сердце как соты или губку со множеством ячеек. Надо заглянуть в каждую ячейку и вычистить всё изнутри

Итак, человек должен ежедневно проверять себя, но не своей меркой, а мерою Иисуса Христа.

Следуйте тому, что говорит Христос! Что Он говорит юноше и девушке? Девственность и чистота. И не пытайтесь меня убедить, что проституция – это естественное явление! Все должно измеряться законом Божиим и мерой Божией, а не мнением господина Х или госпожи Y. Кто они такие? С одной стороны, у меня Христос и Евангелие, а с другой – человек, который ограничен и часто развращен телом и душой. Кого я буду слушать? Кого мне лучше слушать? Что говорит простая логика? Вы понимаете, что не надо засовывать палец в розетку, потому что там электричество, и не различаете, что вам говорит дьявол? Первое убьет только тело, второе же убьет тело и душу. Где логика? И почему бы не выпить яда, преподнесенного нам случайным встречным? Или не съесть просроченный продукт? Разве не ясно? Это не укладывается в логические рамки.

Первым Таинством, которое Господь установил для нас после Своего Воскресения, было Таинство Исповеди. К исповеди многие из нас, так называемых христиан, или не прибегают совсем, или разделяют ее. Не всеми эта заповедь воспринимается целиком. Есть люди, которые раскаиваются, но никогда не исповедуются. И есть люди, которые исповедуются, но никогда не раскаиваются. Немногие раскаиваются и исповедуются. Это Таинство дано человеку Богом из любви к нему! Святой Иоанн Лествичник говорит: «Никто не потеряй действенного лекарства покаяния». Он называет это действенным лекарством. И, как вы знаете, ничему так не радуются на Небесах, как покаянию. На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся (Лк. 15: 7). Ангел сообщает весть о том, что человек оставил грехи и вернулся в Царство. Из под власти сатаны вышла одна единица, и на одну единицу увеличилось Царство Божие. Потому что, когда человек раскаивается и возвращается, царство сатаны уменьшается, а Царство Христа увеличивается. Говорит святой Василий: «Если грех – дело хорошее, заботься о нем и оставайся с ним. Но если это зло и погибель для того, кто совершает грех, почему ты настаиваешь?» Где твоя логика? Идешь добровольно и ищешь греха.

Многое надо успеть сделать в нынешнем веке, ибо в веке ином обстановка будет совсем другая. «В аду нет покаяния. Для отошедших в ад уже невозможна исповедь и исправление», – говорит Григорий Богослов. Не ждите, что вам удастся уладить ваши дела, попав в загробный мир. Господь дал нам время покаяться здесь и доказать это добрыми делами, а там – проверка того, что было сделано. Вы идете на Суд, а не на покаяние и возвращение! Святой Марк Подвижник говорит: «Огонь пожигающий есть грех». Вы согрешили? Вы подожгли себя. Если вы остановитесь и сокрушите грех, огонь погаснет. Но при малейшем дуновении огонь снова разгорится, и чем больше вы упорствуете, тем жарче будет пламя и разрушительнее последствия.

Не ждите, что вам удастся уладить ваши дела, попав в загробный мир. Господь дал время покаяться здесь и доказать это добрыми делами

В заключение я хочу сказать следующее. Покаяние – это консул Царства Небесного, вход в рай и обитель вечных наслаждений. Человек должен верить, что он грешен, и в своей молитве слезно просить: «Господи, я грешник! Помоги мне покаяться, добавь мне времени, чтобы закончить и успокоиться! Чтобы Кровь Твоя, которую Ты пролил за меня и положил в банк правосудия, не пропала зря. Чтобы я мог найти Ее и спастись!»

Однако часто в нашей молитве нет молитвы. Она материальная, эмоциональная, светская, часто сатанинская, потому что во время молитвы в нас нет скорби. Люди не скорбят, они придерживаются мнения, что скорбь – это одеваться в черное. А у аристократии сейчас вообще черное в моде. Вот и пойми теперь, кто сейчас в трауре, а кто нет. Главное – не черное снаружи, а скорбь внутри. Надо оплакивать свои грехи, оплакивать огорчения, принесенные Христу. Скорбеть о том, что считаем Кровь Христа обычной, а не спасительной. О том, что семья наша упакована и приготовлена для ада. Пожалей всё и всех вокруг себя. Скорбь вызывает слезы, иначе ничего не получится. Некоторые люди хотят уйти из мира, скрыться и замаливать свои грехи. Если они могут это сделать, пусть делают. Но те, кто не могут, пусть стараются делать это в миру. И, становясь на молитву, пусть стараются плакать, молясь. Только так происходит обеззараживание и очищение.

Мы плачем, потому что наш друг ушел и бросил нас, потому что наша девушка ушла от нас, мы потеряли земельный участок, понесли материальный ущерб, умер наш отец или жена. О таких вещах мы плачем, а о наших грехах совсем не скорбим. 

Спросил как-то молодой человек у старца:

– Геронда, научи меня как избавиться от моих грехов, в первую очередь от многословия и скупости.

 – Ты добьешься этого, если возьмешь себе в друзья скорбь. Имей скорбь в душе, и она научит тебя всему, о чем ты просишь, – ответил ему старец.

–И как я могу удерживать скорбь в моем сердце, авва, если я обязан служить и общаться в этом мире?

– Жертвуй каждый день, дитя мое, своей волей ради воли Бога и твоего ближнего. Любовь не ищет своего (1 Кор. 13: 4), говорит апостол Павел. И никогда не обращай внимания на ошибки других, а только на свои. И тогда приобретешь скорбь, живя среди людей.

– Но есть ли скорбь без слез, авва? – спросил юноша.

– Дитя мое, не слезы вызывают скорбь, а скорбь вызывает слезы. Если ты не скорбишь, ты никогда не заплачешь. Когда твои мысли собраны, взгляд опущен вниз, ты хранишь свои глаза и уши, когда ты вспоминаешь свои грехи и просишь милости у Бога, тогда приходит скорбь в твое сердце и слезы умиления появляются на твоих глазах. 

Я желаю этого всем вам в этом мире! Аминь.

Перевел с греческого Константин Митин
Издательство «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить