Мы умеем маскировать свои страсти. Часть 2

Часть 1.

Мы должны быть внимательными, чтобы не отчаиваться, но держать наш ум бодрым к духовным страстям. Они более опасны, чем телесные, потому что ты не можешь сразу их распознать, не можешь почувствовать, как они подкрадываются к тебе, так как они умеют очень хорошо маскироваться. Святой Ефрем Сирин говорит по этому поводу: «Вредные привычки опутывают меня, как сети, а я этому рад. Враг ежедневно обновляет свои сети, потому что он видит, как мне нравится их разнообразие». Это диавольская хитрость – украсить наши страсти и замаскировать их.

Когда Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром, Иуда не сказал:

– Я скупердяй.

Но он сказал:

– Это расточительство – мазать миром ноги Христу. Не лучше ли продать его, а деньги раздать бедным? (ср.: Ин. 12: 5).

Это человек, который предал Христа.

Мы невероятно талантливо маскируем свою окаянность под добродетели. Когда кто-то кого-то судит, он не говорит:

– Я стал его судьей!

А говорит:

– Я борюсь за правду, правда превыше всего, и то, что я говорю о нем, – это во имя правды!

Так он копает яму другому человеку, готов толкнуть его в нее, веря, что он служит истине. И когда он судит кого-то, то не думает о том, что Господь никого не судит. Священное Писание говорит, что Отец передал весь суд Сыну (ср.: Ин. 5: 22). Бог Отец оставил суд Христу, а Христос говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12: 47). Бог не судит, Христос не судит. Не нужно быть мудрым философом, чтобы понять, что ты, который судишь человека вместо Христа, становишься антихристом! И только из-за этого ты можешь отправиться в ад.

Нам всегда нравится правда, когда она касается других людей. Но хотим ли мы, чтобы кто-то раскрыл всю правду о нас? Правду о нас, правдолюбах?!! Поэтому давайте будем осторожны с духовными страстями. Насколько душа выше тела, настолько тяжелее телесных страстей страсти душевные и духовные.

Мы правильно делаем, что избегаем прелюбодеяния. Но знаете ли вы, какой другой блуд страшнее прелюбодеяния? Израиль был порабощен врагами, завоевателями, которые истязали евреев, и пророк молился:

– Боже, спаси Свой народ от врагов!

 Но Господь сказал ему:

– Не молись за этот народ. Потому что они впали в блуд! Что это за блуд, которому предался весь израильский народ? Они последовали за другими богами и оставили Меня.

За этот духовный блуд был порабощен целый народ. Когда ты слушаешь слова еретиков, читаешь еретические книги – это именно такой блуд. Нехристианин может совершить блуд по незнанию, но христианин, читающий индуистские и буддийские книги, ищущий в них спасительные истины, должен знать, Кого он оставляет и куда идет. Да, мы можем читать такие книги для того, чтобы пополнить наши знания. Но не надо в них искать пути к духовному спасению…

За духовный блуд был порабощен целый народ. Когда ты читаешь еретические книги – это именно такой блуд

Диавол пал, но пал только духовно. Человек пал как духовно, так и телесно. Падение человека было большим, чем падение диавола, потому что он пал и духовно, и телесно. Но Господь, – говорят нам святые отцы, – снисходителен к человеку, потому что человек, возможно, и пал, но диавол пал добровольно, он сам этого захотел, а человек был обманут и соблазнен диаволом. Вот почему мы никогда не будем разочаровываться, не будем унывать, а будем бороться с высоко поднятой головой, будем радостными, зная, что мы держим в руках всемогущее оружие.

– Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, имеет жизнь вечную, – говорит Господь, – и унаследует жизнь вечную. Он пребывает во Мне, и Я в нем (ср.: Ин. 6: 54–56).

Когда мы боремся с какой-то страстью, то мы воюем с ней. Когда мы причащаемся, то Христос воюет с ней внутри нас. Мы становимся членами, частями Христова тела, мы становимся Христовыми. Вот почему святой апостол Павел говорит: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).

Но нам необходимо быть внимательными. Мы не можем спастись без Христа, не можем обрести Христа без церковных Таинств, без Исповеди, удаляясь от Святого Причастия и от покаяния. Не было большей блудницы, чем преподобная Мария Египетская. В синаксаре говорится, что она совершала свой грех просто ради удовольствия и не брала за это деньги. Преподобная Мария поехала в Иерусалим и заплатила за поездку своим телом. Есть ли больший грех, чем этот?

Известно, что на Афоне не разрешено не только приходить женщинам, но и писать иконы и изображать женщин-святых. Это не потому, что мы недостаточно чтим или боимся их. Испытывал бы я страх, увидев, например, изображение святой Параскевы на стенах храма, смутила бы меня фреска святой Варвары?! Нет. На Афоне нет изображений женщин-святых, потому что эта Святая Гора посвящена Пресвятой Богородице, Она единственная женщина, которая изображается там; также в этом священном месте изображается и Ее мать – святая Анна. Но знаете ли вы, изображения еще какой святой можно увидеть на Афоне? Преподобной Марии Египетской. Для нас, целого «воинства» афонских монахов, эта женщина является примером – чтобы и мы уподобились ее покаянию.

Никогда не надо разочаровываться, никогда не надо отчаиваться. Диавол не сможет нас искусить, если мы будем внимательно относиться к нашим страстям. Один святой говорил: тот, кто утверждает, что хочет избегать страстей, но не избегает причин и среды, их питающей, насмехается над самим собой. Недостаточно просто избегать страстей, но необходимо еще избегать пространств и мест, которые могут ввергнуть нас в грех.

Недостаточно просто избегать страстей, но нужно еще избегать и мест, которые могут ввергнуть нас в грех

Я помогал молодым людям, страдающим наркозависимостью. Как-то один юноша сказал мне:

– Геронда, благослови меня поехать к старцу Паисию!

– Да, разумеется, поезжай! – сказал я ему.

Юноша поехал к старцу Паисию и вернулся грустным.

– Что случилось? – спросил я его.

И вот что сказал ему старец Паисий:

– Что мне с тобой делать? Ты похож на человека, который хочет бросить курить, но все еще слоняется около киоска, где продают сигареты. Он не закурит один раз, не купит сигареты в другой, а в третий «сорвется» и снова начнет курить. Не ходи в те места и в те компании, которые снабжают тебя твоей смертью.

По словам одного монаха, страсти преодолеваются только практическими добродетелями. Чревоугодие – постом, прелюбодеяние – воздержанием, гнев – кротостью. И все это необходимо дополнить смирением. Это немаловажные детали.

А то кто-то говорит себе:

– Какое дело Богу до того, что я ем? Неужели прямо сейчас Господь интересуется тем, съем ли я яичницу в среду или брынзу в пятницу? Нет ли у Него более важных дел, чем интерес к моему желудку?!

Будьте внимательны. То, что кажется малым, в сущности является большим. Неслучайно первая заповедь, данная человечеству, – это пост. Господь сказал Адаму в раю:

– Ешь плоды со всех деревьев в раю, но плоды этого дерева не ешь.

Почему? Святые отцы говорят: неважно, что это за дерево, оно могло быть таким же деревом, как и все остальные; но важно не есть плоды этого дерева. То есть, соблюдая пост, мы храним Бога в своих мыслях, вслушиваемся в Его заповеди, думаем о Нем в нашей повседневной жизни, не можем жить без Бога. Так эта маленькая и незначительная деталь становится очень большой и значимой.

Тот, кто начнет вести духовную борьбу во время поста, очень быстро обнаружит, что нельзя одновременно поститься и смотреть непристойные фильмы. Ты не можешь поститься только желудком, а должны поститься и твои глаза и уши – мы должны быть внимательными к тому, что мы слушаем и смотрим. Наш язык тоже должен поститься.

Однажды на Афоне во время Великого поста некий монах сказал мне:

– Сегодня я постился – и ел без масла!

Однако он сильно поссорился с другим монахом. В таких случаях пост не является настоящим постом! Твои усилия в борьбе с телесными страстями трансформируются в усилия, направленные к духу. Если кто-то скажет вам, что пост не приносит пользу, то вы можете ответить ему:

– Если я совершу больше чудес, чем Христос, если я исцелю больше парализованных людей, если я верну зрение большему количеству слепых, если я воскрешу больше мертвых, чем Христос, тогда я отменю для себя пост. Потому что даже Сам Христос постился. Если пост принес духовную пользу Христу, то неужели он не принесет пользы мне?!

Еще раз приведу пример, данный нам мирской жизнью преподобной Марии Египетской: она спаслась покаянием. Покаянием, проявленным в ее делах. Наше покаяние должно проявляться не только в мыслях, но и на деле. Мы попадем в ад, потому что не покаялись в своих грехах, потому что не проявляем покаяние на деле, потому что мы духовно не боролись. Покайтесь! – так начинается проповедь Благой вести. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное! Мы не можем не грешить, и мы попадем в ад не из-за того, что грешим. Нет безгрешного человека. Покажите мне хотя бы одного человека, который бы не грешил! Только Христос безгрешен. И мы будем исповедоваться. Когда ты приходишь в храм на исповедь к священнику, ты умертвляешь диавола, отрезаешь ему ноги.

Но лукавый будет тебе внушать мысли против священства, против духовника, чтобы держать тебя подальше от церковных Таинств. Не отдаляйся от священников, от Церкви, от прихода. Нас не спасут наши добродетели, а спасет то, что мы подвизаемся в Христовой любви; нас спасет то, что, чувствуя подступы гнева, мы вспоминаем евангельские слова Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11: 29). Диавол трепещет от смирения, которое исходит от исповеди, он трепещет от епитрахили священника. Держитесь «за рясу» священников, и пусть диавол говорит, что хочет. В уме может быть бесчисленное множество аргументов, но ваша жизнь покажет вам, есть ли в них истина или нет. Мы все это проживаем, и поэтому знаем, а не потому, что мы об этом где-то читали или услышали. Христиане уже более 2000 лет опытно проживают учение Иисуса Христа и знают силу поста и исповеди, знают, что значит разрешительная молитва, прочитанная священником.

Но необходимо терпение. Не ждите, что сегодня или завтра вы станете образцом добродетели и «превратитесь» в паисиевцев, порфирьевцев и ефремофилофейцев. Потому что и диавол тоже очень терпелив. Так не теряй терпение, победи врага, даже если это произойдет в последний момент. Его не волнует, что он должен ждать. Мне вспоминается такой случай. Священник встретил отшельника из иностранцев и спросил его:

– Как дела, батюшка? Как продвигается твой духовный подвиг?

Монах только качал головой и все время повторял вслух имя девушки, которую знал в юности.

– Но, батюшка, неужели в 80-летнем возрасте все еще думаете о ней? – озадаченно спросил священник.

– Тело – старое, сердце – юное! – ответил отшельник, чтобы подчеркнуть, что диавол не устал воевать с ним. Похоть не стареет вместе с телом.

Как-то один монах, проживший в монастыре 20 лет, рассказал мне, что его долгое время мучила мысль: «Остаться ли мне в святой обители или уйти? Остаться или уйти?». Я был очень изумлен, что один из лучших иноков нашей монашеской общины задается этим вопросом. Диавол шептал ему на ухо:

– Уходи! Уезжай отсюда! Зачем ты здесь сидишь? Ты здесь как затворник и подчиняешься всем капризам разных закомплексованных людей, которые сюда приезжают! Уходи отсюда как можно скорее!

Он решил стать монахом, отдал свое имущество сестре и братьям, чтобы ничто не удерживало его в этом мире. С тех пор прошло еще 30 лет, но он по сей день продолжает вести эту битву…

Диавол не устает, и мы не можем его утомить. Именно благодаря этой борьбе мы будем спасены, а не благодаря тому, чего достигли. Если мы чего-то достигли, это зависит не от нас, а от Божией благодати. Если Бог пошлет ее, мы добьемся в чем-то успеха, преодолеем ту или иную страсть; если Он благодати не пошлет, мы не добьемся успеха. Но мы боролись, и благодаря этой духовной борьбе мы попадем в рай. И особенно важно вот что: все нужно делать с радостью и не терять терпения. Святой Иоанн Златоуст говорит: мы забываем, что мы дети Божии, но, на наше счастье, Бог никогда не забывает, что Он наш Отец, и не оставляет нас. Никогда не надо опускать руки, тогда вы заставите диавола «лопнуть» от злости, потому что его планы провалились.

Диавол не устает, и ты не опускай руки. Именно благодаря постоянной борьбе мы будем спасены

Один старец умирал в своем скиту – он страдал, но его душа долго не покидала тело. Это что-то необычное для монаха. Прошло четыре, пять дней… Другие монахи беспокоились о том, почему их брат не уходит в мир иной. Они пригласили священника (иерей сам мне рассказал эту историю), тот надел епитрахиль, подошел к монаху и начал его исповедовать.

– Когда я сидел рядом с ним, то понял, что он видел около себя демонов. Мы было уже закончили исповедь, но он вспомнил, что хочет еще о чем-то исповедоваться, и так происходило несколько раз. Когда я увидел, что ему больше не в чем покаяться, я прочитал над ним разрешительную молитву, снял епитрахиль, вышел из кельи умирающего старца и сказал собравшимся монахам: «Готовьтесь, он скоро умрет!»

Откуда мы знаем, что это было именно так? Монах, который еще ребенком приезжал на Афон, как человек мог впасть в какие-то грехи, он мог проявить небрежность, слабость или невнимание, но вся борьба, которую он вел, не была напрасной. Христос и Пресвятая Богородица не позволили ему умереть до тех пор, пока не были стерты даже его малейшие прегрешения, которые он совершил на своем земном пути и которые на том свете могли помешать ему. Уезжая из скита, священник услышал удары колокола, извещающие, что монах умер.

Мы не одни, мы в объятиях Божиих, в объятиях Пресвятой Богородицы, Которая успокаивает наши терзания. Мы не одни.

Давайте будем внимательнее и к маленьким страстям – ими диавол обжигает нас, он не будет тебя подталкивать к большим страстям, и подвизающемуся монаху он не скажет:

– Прелюбодействуй! Укради! Побей кого-нибудь!

Он прибегнет к маленьким страстям. Потопить лодку может не только большой камень, положенный на ее дно. Лодка может утонуть и из-за песка, который постепенно будет сыпаться в нее, пока по весу не станет равным камню. Давайте наполним нашу жизнь желанием преодолевать страсти, а не впускать их в наше сердце. Мы не можем оставить свое сердце и разум пустыми, мы должны отдать их нашему ближнему и Христу. Что Он рассказывает нам в притче о талантах? Хозяин дал одному своему слуге пять талантов, второму – два, третьему – один. Когда спустя время он вернулся, то первые двое удвоили свои таланты, а тот, у кого был один, не растратил его, но сохранил. Хозяин отнял у него то, что у него было. Почему? Какое зло он сделал? Не то чтобы он делал зло, но он не сделал и добра, которое мог бы сделать.

Недавно по электронной почте мне прислали интересную историю. Преподаватель вошел в аудиторию, держа в руке пустую банку, и спросил студентов:

– Как вы думаете, эта банка пустая или полная?

– Пустая! – ответили студенты.

Тогда он взял несколько шариков для настольного тенниса и положил их внутрь. В банке поместилось пять или шесть шариков.

– А сейчас банка полная или пустая? – снова спросил преподаватель.

– Полная! – хором ответили студенты.

Затем он взял мелкие камушки и начал высыпать их в банку с шариками. Камушки заполняли пространство между шариками для настольного тенниса.

– А сейчас банка полная?

– Да! – сказали они.

Преподаватель взял песок и стал высыпать его в банку, заполняя пространство между камушками и шариками, пока не наполнил ее доверху.

– А теперь она полная?

Студенты недоумевали. Каждый раз банка была полной. Наконец преподаватель взял чашку кофе и осторожно вылил жидкость в банку. Молодые люди с изумлением смотрели на него. Он объяснил студентам:

– Эта банка – наша жизнь. Шарики для пинг-понга – это все то хорошее, чем мы можем заполнить нашу жизнь: любовь к ближнему, вера в Бога, любовь к своей стране… Сначала мы их кладем в банку. Мелкие камушки – это наша работа, наши увлечения, повседневные задачи, из-за которых мы всегда торопимся. И они «входят» в банку. Песок – это развлечения, хобби, которые доставляют нам удовольствие, – никто не запрещает тебе развлекаться. И поэтому в банке есть место и для песка. Но если сначала начнешь с песка – с хобби и развлечений, – то для другого не останется места в твоей жизни. Если вы начнете с незначительных вещей и заполните ими свою жизнь, то не останется места для чего-то значительного и хорошего.

– А что означает кофе? – с любопытством спросили студенты.

– Ну, это значит вот что: как бы много работы и забот у нас ни было, всегда найдется время, чтобы выпить чашечку кофе с другом!

Это реальность. Давайте будем подвизаться с радостью, потому что Христос пришел, чтобы подарить людям радость, чтобы принести изобилие в их жизнь. Так начинается и Евангелие – с радостной вести.

Не будем унывать, но будем радоваться! Евангелие начинается призывом к радости, им же и заканчивается

– Благовествую вам радость великую, – сказал Ангел Господень пастухам в Рождественскую ночь.

Поэтому и христианин, не испытывающий радости, в сущности не может называться христианином. Евангелие начинается этим призывом, и им же оно и заканчивается. После Вознесения Христа ученики вернулись домой с огромной радостью, об этом напоминает нам евангельский стих: «И возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 24: 52), а Иисус Христос говорит: «И радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22). Я надеюсь и молюсь, чтобы все мы обрели эту радость – обрели покаянием в Церкви. Так что радостно и счастливо будем жить на земле и попадем в рай.

Перевел с болгарского Виталий Чеботар

«Православен свят»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить