Наши сродники на небесах в лице святых, в земле Русской просиявших

Наши сродники на небесах в лице святых, в земле Русской просиявших. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) на Литургии, 26 июня 2022 г. (Продолжительность 0:10:45 мин, размер 15,1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье по церковному календарю называется неделей Всех святых, в земле Русской просиявших. Именно это слово «Русской», а не «Российской» было утверждено для использования в официальных документах и изданиях богослужебной литературы Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2013 году.

В молитвах праздника представление о земле выходит за пределы границ какого-либо исторического государства, древнего или современного. Прославляя верную Христу Русскую Церковь, мы обращаем внимание на такие слова: «Радуйся, всяко место, и страна, и град, гражданы воспитавшии Небеснаго Царствия». [1]

В сонм поминаемых ныне святых входят в первую очередь те, кто повлиял на просвещение нашей земли светом Евангелия: просветитель Руси апостол Андрей Первозванный; исповедавшие православную веру в Кавказских странах, особо почитаемые в земле Грузинской и в Армении, равноапостольная Нина, Тамара и Григорий Просветитель; семь святителей епископствовавших в Херсонесе «и землю нашу кровьми своими освятивших» [2]; а также святитель Афанасий III Пателларий (1597–1654), патриарх Константинопольский, который, как известно, по просьбе Патриарха Никона написал «Чин архиерейского совершения Литургии на Востоке», легший в основу московского «Чиновника архиерейского служения», используемого Русской Православной Церковью и поныне.

В сонм поминаемых ныне святых входят в первую очередь те, кто повлиял на просвещение нашей земли светом Евангелия

В этот сонм святых входят не только те, кто повлиял на христианизацию Русской земли, но и те, кого родила Русская земля, а затем, услышав евангельский призыв пойти и просветить светом Христовой истины все концы земли, они устремились научить языческие народы. Среди них богоблаженные равноапостольные Кукша, Леонтий, Стефан и Гурий, Герман Аляскинский, просветитель зырян Стефан Пермский и святитель Николай Японский. Святителя Иннокентия (Вениаминова) мы восхваляем не только как апостола Сибирския страны, но и как первоначальника просвещения «за морем сущих новых стран во Америце». [3]

В духовных песнопениях мы воспеваем божественных отцов, «яже Церковь Русская воспита». [4] Рожденные на Руси, воссиявшие от «нашей земли», они стали гражданами Вышнего Иерусалима. Слово «нашей» роднит их не только с Русской Православной Церковью, но и с теми местами, где они родились, выросли, воспитывались, трудились или умерли. Многие из них, оставив нечестие своих отцов, мученически перешли в Отечество Небесное. Но поскольку мы считаем себя их сродниками, посему дерзаем молить их прилежно: «не забудите земное отечество ваше», «молитеся даровати отечеству вашему мир», «глад и озлобление отгоните, от грехопадений междоусобий» нас избавьте, всегда как светлые звезды светите «отечеству вашему».  

Как при наступлении темноты ярче становится блеск звезд, так и во время умножения на земле греховной тьмы мы призваны возводить наши очи к горе, к сиянию духовных звезд, которые побуждают нас стремиться к Горнему Отечеству.

2.JPG

Воспевая сегодня заповеди блаженств, мы подчеркиваем, что наследовали нашу землю не мечом, но утвердилось наше отечество просвещением лица Христа Бога нашего, слезами Его святых, их потом и подвигами, кровью и учением. Наши святые соплеменники не собирали на земле тленные сокровища, но, пребывая в теле, явили собой жизнь бесплотных ангелов. Основанием их добродетели был страх Господень, начало премудрости (см.: Сир. 1: 15), а благочестие выражалось в следовании Божьим заповедям. Они стали светильниками нашим душам не только в силу являемых знамений и чудес, но и наставлений в истинной вере, кротости и незлобия, неиссякаемой любви. Они для нас одновременно небесные человецы и земные ангелы, искренние друзья Христа. Ими украшается Русская земля, на них как на столбах утверждается Церковь, этот «безчисленный сонм сродников наших предстоит Царю Славы и молебно ходатайствует о нас». [5]

Память святых – это радость боящихся Господа, поскольку, подвизаясь ради Христа, они приняли от Него венцы нетленной славы и ныне со дерзновением молятся о Русской земле. И когда мы отчаиваемся в силу того, что не имеем добродетельного нрава, тогда остается уповать на молитвы святых наших сродников, колени которых «не преклонялись пред Ваалом» (см.: 3 Цар. 19: 18).

Подвизаясь ради Христа, святые приняли венцы нетленной славы и ныне со дерзновением молятся о Русской земле

Но мы можем себя спросить: а можем ли мы как-то стать причастниками их подвига, пойти по их стопам не только в годину гонений, но и во времена мирные? 

Одним из таких путей, приближающих нас к месту рождения или блаженной кончины святых угодников Божиих, является паломничество. Но каким бы прекрасным оно ни было, в нем чувствуется элемент потребительства. Мы приезжаем к месту подвижничества святого или святой, чтобы что-то от него или нее получить – небесное ходатайство, душевный мир или исцеление от болезней. При этом не каждый стремиться подражать житию тех самых угодников Божиих, которые его вдохновляют. Мало кто решается уйти в лес, чтобы срубить там церковь во имя Святой Троицы, или отправиться к инородцам, чтобы выучить их язык и растолковать им Священное Писание. Отстаивая длинные службы, мы тем самым помогаем себе, а не жертвуем Богу свое драгоценное время.    

Есть и другой путь следования за святыми. Это когда мы отправляемся в путешествие, чтобы сделать что-то ради Христа: посетить заключенного или находящегося в больнице, накормить голодного и одеть нагого. Апостольская миссия всегда актуальна, но в каждую эпоху она принимает свои формы. Если тысячу лет назад русские люди отправлялись в дальние края, чтобы основать поселения в степях и в тайге, то сегодня требуется остановить отток населения, чтобы деревни и пахотные поля снова не превратились в дремучий лес. Если несколько столетий назад просветители русской глубинки создавали алфавит для малых народов, то сегодня для укрепления в вере требуется беседа на языке интеллекта. Если сто лет назад многие семьи имели по пять-десять веселых коммуникабельных детей, то сегодня один-два ребенка, которых справили на деревню к бабушке, страдают все лето от скуки, поскольку не знают, чем себя занять без компьютерных игр и мобильного телефона.

Одним из проектов, который направлен на восстановление храмов Русского Севера, поддержку местного духовенства глубинки и приходских общин, является волонтерское движение «Родная земля», которое осуществляет свою миссию сегодня от Псковской области до Владивостока, от архангельских сел до Херсонеса Таврического.

3.JPG

Сретенские семинаристы и приходская молодежь в течение всего года формируют певческие коллективы, учатся проводить мастер-классы для детей, проходят практику социального служения, чтобы на две-три недели во время летнего отпуска отправиться на рубежи земного Отечества. Некоторые проводят катехизические беседы, другие организовывают праздники для детей. Одни перекрывают крыши в часовнях, другие обучают местных жителей церковному пению. Как правило, команды молодежи состоят из городской интеллигенции, которая может деревенским бабушкам и дедушкам и концерт спеть, и подарки привезти, заодно и самим у них многому научиться. 

Слава Богу, молодежь у нас есть. На сегодня самих добровольцев даже больше, чем наших возможностей их направить на дальние рубежи. Они готовы делиться талантами, но не у всех студентов или вчерашних выпускников есть достаточно средств, чтобы оплатить проезд на поезде или обеспечить себя продуктами питания, привезти с собой книги или подарки для детей. Публикации о проекте «Родная земля» есть на сайте Сретенского монастыря, в соцсетях, на стендах Просветительского центра. Сегодня поддержать проект может каждый, кто разделяет его идеи. Для этого за свечными ящиками в обоих храмах установлены специальные ящики для пожертвований, все средства, которые сегодня поступят через форму пожертвования сайта монастыря, также пойдут на данный миссионерский проект.

Мы, участники проекта «Родная земля», надеемся, что, совершая крещение детей в юртах ненцев, немножко приблизимся к нашим небесным сродникам

Мы не тешим себя иллюзиями, что силами 220 добровольцев, которые планируют проехаться по 50 населенным пунктам страны, жизнь всего государства изменится к лучшему. Но мы надеемся, что, совершая крещение детей в юртах ненцев или исполняя духовные песнопения на берегах Амура, мы немножко приблизимся к тем нашим небесным сродникам, память которых мы сегодня совершаем.

Память о ком-то из них мы сохраняем по имени, имена многих остались для нас неизвестны, кто-то совершал свой подвиг на виду у окружающих, слезы и борениях многих сохранились в тайне. Все они, именованные и безымянные, достигли Небесного Сиона и, приняв честь и славу от Всеблагого Бога, подают нам утешение и укрепляют пошатнувшуюся веру. К ним мы обращаемся с просьбой искоренить церковные соблазны, водворить единомыслие и мир, утвердить Русь в православии. 

О Троице Честная! Прими всех угодников Твоих молитвы, знаемых нами и незнаемых, и ходатайством святых, в земле Русской просиявших, во благочестии страну нашу сохрани, утверждая ее в православной вере до скончания века. Аминь.

ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ



[1] Утреня. На хвали́тех стихи́ры святы́х, глас 5. Стихира 1.

[2] Утреня. Кано́н Недели всех святых, в земле Русской просиявших, глас 8. Песнь 1. Тропарь 2.

[3] Утреня. На хвали́тех стихи́ры святы́х, глас 5. Стихира на Славу.

[4] Утреня. Канон Недели всех святых, в земле Русской просиявших, глас 8. Песнь 1. Тропарь 1.

[5] Вечерня. На лити́и стихи́ры святы́х вси. Самогла́сен, глас 8. Стихира 1.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить