О духовной слепоте

Проповедь в Неделю о слепом

На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие
видели, а видящие стали слепы.
(Ин. 9: 39)

Христос воскресе!

Возлюбленные верующие! Много разных поучений мы можем извлечь из нынешнего Святого Евангелия, если внимательно исследуем его текст. Одно из них – поучение о духовной слепоте человека, порабощенного грехами.

Сколько духовного ослепления было в уме книжников и фарисеев, которые не только не верили вышеестественным чудесам, совершаемым Христом Господом, но и наводили на Него великую хулу, говоря, будто Он веельзевулом, князем бесовским, изгоняет бесов (см.: Мк. 3: 22). Столько ослепления было у них в уме, когда они, имея очи, не видели и, имея уши, не слышали. Поэтому Господь и называет их «фарисеями слепыми» (Мф. 23: 26).

Об этой духовной слепоте иудейских книжников и фарисеев, архиереев и законников и о наказании, ожидающем их за это, говорит пророк Давид Духом Святым: Да помрачатся очи их, еже не видети, и хребет их выну сляцы (Пс. 68: 24). И великий пророк Исаия предвозвестил духовную слепоту народа Израиля, говоря: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим. 11: 8; Ис. 29: 10). И еще: Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 10).

Что же порождает духовную слепоту в уме человека? Она находит на человека по нескольким причинам. Прежде всего, вследствие скверных дел. На это указывает Спаситель, когда говорит: Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы (Ин. 3: 19–20).

Духовная слепота приходит от диавола. Духовная слепота приходит от безверия и противления Богу. Об этом говорит пророк Исаия: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям (Ис. 65: 2). Поэтому Бог дал им дух окаменения, чтобы они не видели очами своими и ушами не слышали до нынешнего дня (см.: Втор. 29: 4).

Духовная слепота приходит и от неверия и ожесточения сердца, как показывает Священное Писание, говоря: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 9–10).

Я показал, что одной из причин духовной слепоты является грех. Теперь посмотрим, почему грех влечет за собой слепоту души и помрачение ума человека. Вот почему. Грехи, по свидетельству Священного Писания, называются «делами тьмы» (см.: Ис. 29: 15; Рим. 13: 12; Еф. 5: 11). Как дела тьмы, грехи, какого бы рода они ни были, вносят в ум человека мрак, смятение, болезнь и духовное ослепление.

Чем же мы можем изгнать из своего ума мрак греха? Оставлением греха, слушанием слов Божиих, постом, молитвой, покаянием со слезами, искренним исповеданием у духовника и исполнением заповедей Божиих. Посредством этих добрых дел любой человек, каким бы грешным он ни был, приходит к свету ведения и приближается к Богу, становясь из человека темного и грешного избранным сосудом Божиим и сыном Царства Небесного.

Духовная слепота иногда находит на человека и по попущению и власти Божией. Это было явлено на многих избранных Божиих людях, но яснее всего мы видим это в избрании великого апостола Павла, который до своего призвания назывался Савлом и люто гнал Церковь Христову (см.: Деян. 9: 1–22).

Возлюбленные верующие! Обратим теперь слово к душевной слепоте наших дней. Все мы видели слепых людей – либо от рождения, либо в результате несчастных случаев, либо вследствие тяжелых болезней. Каждый раз, когда видим слепого, нас охватывает чувство жалости, а порой даже наворачиваются слезы. Он не может передвигаться один, не может увидеть небо, солнце и красоту цветов. Он не может взглянуть на икону и крест, к которым прикладывается, ни на лицо мамы, детей и подобных себе людей. Слепой не может почитать святую книгу, не может делать почти ничего и чувствует себя обузой для семьи и общества, ибо живет главным образом по милости других.

Такой слепой в плотских глазах достоин всеобщей жалости и сострадания. Однако Бог утешает незрячих людей иными дарами: немалой мудростью, красивой речью, смирением, даром слез, а часто и даром красивого пения. Ибо Сотворивший всё по Божественному Промыслу милует Свое создание. Поэтому Дух Святый говорит устами псалмопевца: Господь умудряет слепцы (Пс. 145: 8).

Гораздо тяжелей и достойней плача слепота ума, сердца, воли и совести. Ведь душа намного дороже тела. Поэтому Спаситель говорит: Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мк. 8: 36–37). Поскольку душа создана от Бога вечной, то душевная слепота – одна из самых тяжелых болезней, приводящая к погибели души и ее вечному осуждению. Поэтому и исцеление этой болезни гораздо тяжелее и важнее, чем исцеление плотской слепоты.

Душевная слепота – одна из самых тяжелых болезней, приводящая к погибели души и ее вечному осуждению

Однако что мы понимаем под душевной или духовной слепотой? Мы понимаем под ней помрачение души и порабощение ее всякими грехами душевными и телесными. Это превозношение ума, окаменение сердца, ослабление воли и совести, неверие, сомнения в вере, сектантство, отчаяние, гордыня, самоубийство, убийство душевное и телесное, аборт, ненависть и гнев между людьми, развод, блуд, ложь, любостяжание, скупость, жадность, пьянство, леность и другие. Все грехи являются болезнями души, ввергающими ее в слепоту и нечувствие, а тело – в тяжелые и неизлечимые болезни. И если мы не бросаем порабощающих нас грехов путем покаяния, исповеди и духовного обновления, то слепота души, как болезнь, приводит нас к душевной смерти и осуждению души в адских муках.

Что же такое христианин, который меняет свою веру в Бога на другую, бросает Церковь, основанную Христом и святыми апостолами, и уходит во всякие секты, как не слепотствующий душой? Что такое христианин, который годами не заходит в святой храм, не молится, не читает священных книг и откладывает покаяние и исповедь на последний час перед смертью, как не больной и душевно слепой? Что такое человек, который только называется христианином, а всё свое время, имущество и здоровье расходует на преходящие заботы и смертные грехи, как не несчастный и душевно слепой человек? Что такое христианин, который ни разу не читал Священное Писание, особенно Новый Завет, и другие христианские нравоучительные книги, просвещающие ум и направляющие душу ко Христу, как не несчастный, лишенный света знания и радости духовной? Что такое христианин, который расточает свою жизнь в пьянстве и блуде, тяжбах и разводах, судах и ненависти, как не человек, слабый в вере и обольщенный диаволом, человек со слепой и больной душой, который идет путем погибели и уже не в состоянии воспрянуть из грехов, покаяться и спасти свою душу?

Сколько же слепоты и неверия у тех супругов, которые женятся только удовольствия ради, для совершения грехов и не желают рожать детей, а если родят, то вводят их в соблазн своей жизнью и не дают им здорового, христианского воспитания! Мы ведь видим, сколько распрей и разводов, сколько абортов, пьянства и отсутствия религиозного воспитания разрушает сегодня наши семьи, эти живые ячейки жизни и общества. И все эти грехи порабощают нас по причине нашей слепоты душевной. По причине беспечности некоторых людей, неверия в Бога, неимения христианского воспитания, незнания Евангелия, по причине отсутствия у них опыта жизни в Церкви, откладывания исповеди, неимения хорошего духовника и забвения многих о смерти и Суде, ожидающем нас.

Итак, вот что такое душевная слепота и как сильно она порабощает всех нас. Одних плотскими грехами, других душевными и всех вместе – окаменением сердца, отсутствием молитвы, забвением о Боге и множеством земных попечений. Перед лицом Спасителя, Который будет судить нас, никто не хорош, никто не прав, никто не чист и достоин будущей жизни.

Что же нам тогда делать? Как исцелиться от этого лютого нечувствия сердца, рабства страстям и слепоты наших душ? Путем оставления грехов, которые нас порабощают, и возвращения ко Христу, Церкви, молитве, смирению и покаянию. То есть нам надо сделать то же, что сделал слепой из сегодняшнего Евангелия, которого Христос спросил:

– Ты веруешь ли в Сына Божия?

И он ответил всем сердцем:

– Верую, Господи! – и поклонился Ему (Ин. 9: 35, 38).

Сегодня Христос спрашивает и нас:

– Христиане, твердо ли вы верите в Христа, Спасителя мира? Соблюдаете ли Его заповеди? Верите ли во Святое Евангелие, чтобы иметь жизнь вечную? Верите ли, что Бог создал мир, жалеет его и только Он может спасти его от разрушения и смерти?

Твердо ли вы верите в Христа? От ответа, который мы дадим, зависит спасение или осуждение каждого из нас

От ответа, который мы дадим, зависит спасение или осуждение каждого из нас.

А если мы твердо верим в Сына Божия, тогда будем исполнять Его заповеди и сделаем то же, что сделал слепой из Евангелия. Ибо после того, как Он наложил ему глину на глаза и послал умыться на ближайший Силоамский источник, он тотчас же исцелился и прозрел. Глина на наших глазах – это нечистота наших грехов, от которой мы очищаемся в бане слез и исповеди. Будем же слушать Христа и делать то, что Он заповедует нам. Омоем свои очи душевные, то есть ум, сердце и волю, молитвой, покаянием и милостыней, и тогда исцелим свою душу, как слепой из Святого Евангелия.

Возлюбленные верующие! Земная жизнь коротка, полна страданий и обманчива, а небесная жизнь благословенна и исполнена вечного блаженства. Оставим же грехи, ослепляющие и убивающие нашу душу, и вернемся ко Христу. Недостаточно креститься и говорить: «Господи, Господи!» От нас требуется глубокое духовное обновление жизни. Требуется, чтобы мы сбросили с глаз нашей души глину страстей, имевшихся доселе, омывшись в воде Силоамской, то есть в бане исповеди, и затем вступили в послушание Христу и Церкви, которую Он основал на земле. Смиряясь, молясь, примиряясь друг с другом, регулярно приходя в храм, подавая милостыню по силе своей, воспитывая детей в правой вере и любви к Богу, мы делаемся добрыми христианами, истинными чадами Православной Церкви и наследниками Царства Небесного. Аминь.

Христос воскресе!

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Pagini ortodoxe (Православные страницы)



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить