Подлинность опыта современного христианина. Часть 2

Часть 1.

О том, каков истинный христианин и какое значение имеет опыт в его жизни, размышляет митрополит Элладской церкви Николай (Хаджиниколау).

В Евангельских чтениях мы часто встречаем апостолов, обращающихся к достоверности их личного свидетельства, чтобы быть убедительными: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин. 1: 1). И мы знаем, что истинно свидетельство его (Ин. 21: 24). Самаритяне и преславный пророк Иоанн Предтеча тоже обращаются к своему персональному опыту. Подлинность опыта – наиболее неотразимый аргумент в пользу того, что они говорят.

Поэтому давайте посмотрим, какое значение имеет подлинный опыт в жизни христианина. Апостол Петр подлинен, поскольку, даже если он падает, он непосредственен. Он просит доказательств, и Господь приглашает его пойти по воде. Он колеблется и начинает тонуть (см.: Мф. 14: 28–29). Спонтанно он исповедует, что святые уста Господа изрекают глаголы вечной жизни (Ин. 6: 68). Он подстрекает Спасителя уклониться от страданий, но получает упрек в том, что с Ним говорит сатана (см.: Мф. 16: 22–23). Сначала апостол Петр отказывается умыть ноги Спасителю, но затем ведет себя чрезвычайно экспрессивно (см.: Ин. 13: 5–14). Он дерзает яростно отрезать ухо раба Малха (см.: Ин. 19: 10) и должным образом сдерживается Спасителем прежде, чем ухо было чудесно исцелено (см.: Лк. 22: 5). Он отказывается от Господа прямо перед Его страданиями и незамедлительно кается (см.: Мк. 14: 72). Он слушает известие о грядущем Воскресении и сомневается, вот почему позже он спешит к гробнице, чтобы увериться в Воскресении (см.: Ин. 20: 3–4). Петр падал и вставал снова. Он грешил и каялся. Он не делал вид, но был. Он равным образом был свободен, будучи человеческим существом. Он ошибался и поправлял себя самого. Он не был безошибочным, он был настоящим. Подлинны не те, кто не делает ошибок, но те, кто осознает их, признает и кается. 

Правдивые, подлинные люди, однако, не только непосредственны в своем поведении, но и чисты в вере. Вера – это не идеология для нашей поддержки, не мысль, которую нам нужно понять, не взгляды, которые мы должны принять. Вера – это не чувство, не моральный кодекс, которому мы должны соответствовать, не переживание, которое мы испытываем психологически. И это не цель, которая может быть достигнута человеческими усилиями. Вера – это благодать, жизнь и истина, и она предлагается, снисходит и раскрывается. Она дается Богом; она показывается Богом. 

Вера – это благодать, жизнь и истина, и она предлагается, снисходит и раскрывается

И мы, люди, велики не тем, что можем многого достигнуть, но тем, что в нас могут быть раскрыты и с нами могут произойти великие вещи. Однако все это предполагает искренность, правдивость и достоверность. Без этого горизонт души остается закрытым для Божьей благодати.

Конечно, когда мы говорим об аутентичном опыте, часто кажется, что мы имеем в виду что-то не являющееся таковым. Итак, давайте посмотрим, кто такие настоящие, истинные христиане. 

Пытаясь ответить на вопрос, какими должны быть христиане, святитель Василий Великий пишет: «Как ученики Христа, преданные только тому, что видят в Нем или слышат от Него (см.: Мф. 11: 29; Ин. 13: 13–15); как святые храмы Божии, чистые и полные необходимым для поклонения Богу (см.: Ин. 14: 23; 1 Кор. 6: 16); как дети Божьи, преображенные по образу Божьему, поскольку это даровано нам (см.: Ин. 8: 13–33; Гал. 4: 49); как соль земли, которая обновит в духе каждого, вкусившего ее с целью стать нетленными (см.: Мф. 5: 13); как слово жизни, своим безразличием к вещам настоящего утверждающим надежду реальной жизни» (см.: К Флп. 2: 15–16)».

И святитель продолжает: «Что особенного в христианах? То, что Христос умер для греха раз и навсегда, так и они мертвы для всякого греха и не затронуты им... Что у них есть богатство праведности во всем... Что они любят других, как Христос любил нас... Что они лицезреют Господа перед собой во все времена… Что они бдительны каждый час и каждый день и готовы в совершенстве угождать Богу, зная, что час, который решил Господь, грядет».

Святой Иоанн Златоуст пишет: «Если ты христианин, у тебя нет дома на земле. Строитель и творец нашего дома – Бог. И даже если мы бы приняли весь мир, мы остались бы странниками и чужеземцами. Наши имена записаны на небесах; это наша обитель».

Если ты христианин, у тебя нет дома на земле… И если бы мы приняли весь мир – остались бы странниками и чужеземцами

С таким же абсолютным отношением мы сталкиваемся у отцов-подвижников и, конечно же, в «Лествице» святого Иоанна Синайского. «Христианин – это подражание Христу, насколько это возможно для нас на словах и в делах, правильно понимая Святую Троицу и безукоризненно веруя».

Христианский опыт подлинен, когда мы любим крест больше, чем утешение, борьбу больше, чем победу; когда мы переживаем Царство Небесное более реальным, чем события истории; когда наша вера сильнее правильного рассуждения; когда мы различаем истину больше в тайнах, чем в том, что мы понимаем; когда мы больше молимся о наших трудностях и меньше думаем о них; когда мы понимаем, что благодать более действенна, чем наша борьба; когда наши братья и сестры нам ближе, чем мы сами себе; когда мы можем отличить фальшивое от подлинного, ложное от истинного, нашу волю от воли Бога; когда мы желаем смерти больше, чем жизни.

Истинным христианам комфортно с традициями и догмами, но они также имеют что-то новое и личное, что-то свое – расхождение, которое объединяет и украшает, потому что это «сообщество народов, которое называется вспаханной горой»... «Так как душа, вознесенная учением Христа, есть гора».

Душа, вознесенная учением Христа, есть гора

В конце концов, образ подлинного человека – это не то, что существует и чему мы все должны подражать, а, скорее, то, чего не существует и что каждый из нас призван создать. Это путь каждого из нас – к чему мы были призваны. Подлинность – это то, что показывает святость и уникальность человека.

(Продолжение следует)

Перевела с английского Александра Калиновская
сайт Рemptousia


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить